• EUR  2.4163
  • USD  1.9623
  • RUB (100)  3.4624
Минск  -14.7 Погода в Минске

Как стало известно в понедельник, 28 марта, соглашение о выделении кредита от Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР) на 2 млрд. долларов было подписано 25 марта в Москве, где в тот же день было утверждена программа «мер экономической политики и структурных преобразований» правительства и Нацбанка РБ на 2016-2018 годы.

Спасаем резервы

В пресс-релизе Минфина и самого фонда указывалось при этом, что первый транш кредита в размере 500 млн. долларов поступит «в ближайшие дни». Возможно, если бы не Пасха в странах, где находятся корреспондентские валютные счета, то в пресс-релизе уже в понедельник сообщили бы, что деньги поступили. Поэтому теперь «ближайшими» могут быть последние дни марта, так как в пятницу наступает 1 апреля, а по сложившейся в прошлом традиции выделения траншей тогда еще Антикризисного фонда ЕврАзЭС, деньги должны пройти по счетам до начала месяца. Так как на первый день месяца Нацбанк подбивает золотовалютные резервы.

Золотовалютные резервы Беларуси остаются крайне низкими и на 1 марта составили 4,111 млрд. долларов, увеличившись за февраль на 84,2 млн. долларов. При этом основное увеличение произошло за счет монетарного золота – на 171 млн. долларов, и немного – на 18,3 млн. долларов — за счет валютной составляющей при значительном (на 105 млн. долларов выбытии «прочих активов»).

Как сообщил в своем пресс-релизе Нацбанк, поддержанию резервов помимо увеличения стоимости золота и покупки валюты способствовали продажи валютных облигаций Нацбанка и Минфина, за счет которых вероятно, гасились текущие внутренние и внешние долги.

Рефинансируем 100%

Сколько именно денег было заимствовано у Минфина и Нацбанка в валюте в феврале, сказать сложно, однако отметим, что в январе Минфин разместил облигаций внутри страны всего на 5 млн. долларов, погасив валютных облигаций более чем на 90 млн. долларов.

Что же касается внешнего долга, то Минфин в январе полностью погасил текущую задолженность за счет новых займов. Погашение составило 57,9 млн. долларов (45,4 млн. КНР и 12,5 млн. долларов – правительству РФ). Привлечено было 58,9 млн. долларов, из которых 47,4 млн. долларов – КНР, 7,3 млн. долларов – правительство РФ и 4,3 млн. долларов – МБРР. То есть Китай полностью рефинансировал долг себе, правительство РФ – почти. Между тем, как заявляли власти в конце прошлого года, планируется, что в текущем году будет рефинансирована половина долга.

К сожалению, данные по госдолгу за февраль выйдут только 31 марта, но если посмотреть на прошлогодний график платежей по внешнему долгу, то в феврале осуществлялись только выплаты России – в размере 37,5 млн. долларов, а вот в марте платежи по внешнему долгу могут перевалить за 100 млн. долларов.

Как раз на март приходится первый из четырех ежеквартальных платежей (по 88, 3 млн. долларов) по кредиту все того же ЕФСР.

С учетом необходимости погашения и внутренних валютных долгов, которыми Беларусь постоянно прирастает, на 1 апреля ЗВР Беларуси должны показать заметное снижение.

Поэтому потребность в получении крупного кредита именно в марте была очень острой.

На что хватит?

Так как объем погашения на 2016 год составит порядка 3,3 млрд. долларов, первый транш, возможно, «уйдет» довольно быстро. Насколько быстро – будет зависеть от того, продолжится ли практически 100%-е рефинансирование китайского долга, и от того, будет ли рефинансировать свой долг Россия. Возможно, что нет из-за выданного кредита ЕФСР.

В прошлом году объем погашения в пользу России составил 300 млн. долларов с учетом необходимости выплаты в пользу ЕФСР еще порядка 350 млн. долларов за год, первого транша не хватит на выплату «российских» долгов в совокупности.

Впрочем, как стало известно из пресс-релиза ЕФСР, в 2016 году планируется выдать Беларуси еще один транш. Всего же будет 6 траншей – два в 2016 году, три в 2017 году и один – в 2018 году.

Если предположить, что остальные пять траншей будут поступать равными долями, то получается, что от ЕФСР Беларусь до конца года может получить еще 300 млн. долларов. Таким образом, общая сумма на 2016 год составит 800 млн. долларов. Совсем немного для нынешней экономической ситуации.

Подо что взяли?

К тому же, как сказано в материалах фонда, транши будут выделяться в зависимости от выполнения программы, утвержденной Советом фонда.

Самое интересное, что так называемая программа «мер экономической политики и структурных преобразований», под которую выделены деньги, уже реализуется, а мероприятия по первому траншу уже выполнены и посчитаны по состоянию на 1 марта.

Так, как следует из пресс-релиза ЕФСР, «меры, выполненные в рамках первого транша программы, позволили стабилизировать основные монетарные, фискальные и внешние показатели, а также заложить основы долгосрочной структурной трансформации экономики».

В фонде отметили снижение инфляции, которая по состоянию на 1 марта 2016 года сократилась до 12,8%, против 16,7% годом ранее (речь идет о показателе годовой инфляции). При этом оказалось, что «замедление инфляции наблюдалось на фоне либерализации цен на социально значимые товары, в два раза сократившей долю регулируемых товаров в корзине ИПЦ».

В копилку первого транша также упали все те же показатели по резервам – их удалось «стабилизировать» на уровне 1,5 месяцев импорта (с условием роста этого показателя до 2 месяцев импорта в конце программы; отметим, что такой же показатель значился в антикризисной матрице по прошлому кредиту). «Увеличение ВМР стало возможным за счет сокращения внутреннего спроса через ограничение темпов прироста директивного кредитования более чем в два раза и повышение уровня окупаемости тарифов на услуги ЖКХ с 29,5% по итогам 2014 года до 40% на конец февраля 2016 года», — также констатировали в фонде.

Ну, как мы уже знаем, после 1 марта тарифы были скорректированы в сторону снижения, а вот тарифы, обеспечивающие полное возмещение, остались на прежнем уровне, что не помешало представителям правительства завить о том, что мы по-прежнему возмещаем 40%. Но так как  все тарифы (обоснованные и необоснованные) берутся «с потолка», то у этого потолка, судя по всему, достаточно большая площадь для манипуляций цифрами перед фондом в зависимости от необходимости получения следующего транша.

Доживем ли до кредита МВФ?

Но если ЕФСР мартовские метания с тарифами не смутили и были восприняты фондом в качестве основы долгосрочной структурной трансформации экономики, то Международному валютному фонду вся эта игра в стабильные тарифы ЖКХ с наручниками может не понравиться. Как и повышение пенсионного возраста не с точки зрения экономической целесообразности (а это вариант женщины – 60 лет, мужчины – 65), а с точки зрения «мягкости» власти.

Переговоры по кредиту МВФ, на получение которого многие рассчитывали сразу после отмены санкций, должны состояться в апреле. Если все вопросы будут согласованы, то в самом лучшем случае решение фонд может принять в конце апреля — мае, тогда деньги могут поступить до конца полугодия, хотя по оценкам некоторых экспертов, вполне возможно, что кредит МВФ будет выделен не ранее августа.

Что же касается сроков выделения второго транша кредита ЕФСР, то с учетом политизированности кредитов ЕФСР и опыта выделения траншей по прошлому кредиту, возможно, его придется ждать до конца года. А так как в июне предстоит еще один месяц пиковых выплат по внешнему долгу, то к середине года мы можем не просто забыть о том, что был какой-то первый транш на полмиллиарда, а оказаться в ситуации очередной острой нехватки средств для дальнейшего погашения.

 

Тэги:

, , , , , ,

Комментарии

В Беларуси завершились выборы в местные Советы депутатов

«Выборы прошли организованно, при высокой явке избирателей. Она была достаточно высокая в период досрочного голосования: 35% — это немало», — заявила глава ЦИК Лидия Ермошина. Как сообщил зампредседателя ЦИК Вадим Ипатов, предварительные итоги местных выборов в Беларуси будут известны к утру 19 февраля.  «Исходя из практики проведения избирательных кампаний, подсчет голосов начинается сразу после того, как

Прогноз курса рубля на неделю с 19 по 23 февраля

Средневзвешенный курс доллара на БВФБ может снизиться еще на 0-0,5%, на фоне снижения курса евро и подъема курса российского рубля. В понедельник, 19 февраля, не исключено небольшое укрепление доллара.

Есть еще одно «золото»: женская сборная Беларуси по биатлону стала победительницей эстафеты на ОИ-2018

Женская сборная Беларуси по биатлону на Олимпийских Играх в Пхенчахане в эстафетной гонке завоевала золотую медаль.

Зачем Беларуси нужен гигантский профицит бюджета?

Правительство РБ постоянно жалуется на нехватку средств, но республиканский бюджет просто лопается от денег: в 2017 году не было потрачено 2,8 трлн. BYN, за счет которых можно было бы значительно увеличить и темпы роста ВВП и зарплаты, и пенсии. Что происходит?

Беспилотные летательные аппараты: к белорусским дронам проявляют интерес

Беларусь становится все более заметным игроком на рынке беспилотников гражданского и военного назначения.

Зачем Беларуси нужен гигантский профицит бюджета?

Правительство РБ постоянно жалуется на нехватку средств, но республиканский бюджет просто лопается от денег: в 2017 году не было потрачено 2,8 трлн. BYN, за счет которых можно было бы значительно увеличить и темпы роста ВВП и зарплаты, и пенсии. Что происходит?

Кто из работников болеет чаще?

На недавней коллегии Минтруда обсуждался вопрос о выплате листков по нетрудоспособности. Предметом для обмена мнениями стало то, что выплаты растут. По словам министра Ирины Костевич, рост расходов, особенно заметный в Минской, Брестской и Гомельской областях, требует серьезного совместного с органами здравоохранения анализа его причин с разработкой соответствующих мер. Разумеется, постановка задачи и ее решение доступны только специалистам. В самом первом приближении проблема выглядит так - работники стали чаще и дольше болеть, поэтому выросли расходы. Это как с дымом - он идет из трубы, потому что печка в доме топится, а на улице мороз. Чем сильнее мороз, тем выше дым над крышей и гуще. В такой ситуации людям приходится приспосабливаться - утеплять жилище или, не жалея дров, отапливать и дом, и окружающую среду.

Алексей ВАСИЛЬЕВ: Госкомимущество не испугалось программы МВФ по реформе госсектора — мы ее выполняем, но пошагово

Главная проблема белорусской экономики – огромный госсектор, который зачастую неэффективно управляется и высасывает госресурсы. Не только эксперты, но и белорусские власти уже понимают, что его нужно реформировать. Почему же они испугались предложений МВФ по реформированию госпредприятий, тем более, что речь в них не шла о приватизации, а лишь об изменении системы управления, внедрении корпоративного управления и т. д.?