Прежде всего, отметим, что в принципиально новых для белорусских нефтяников условиях прошлого года – налогового маневра, а также снижения за год на 30% цены на нефть и стоимости нефтепродуктов, – оба белорусских НПЗ сработали с плюсом.

Оба завода нарастили объемы переработки нефти: Мозырский НПЗ – до рекордных 12,29 млн. тонн с 12,225 млн. тонн в 2014 году, «Нафтан» – до 10,71 млн. тонн с 10,3 млн. тонн в 2014 году (увеличение объема нефтепереработки позволило заводам отчасти компенсировать падение выручки вследствие снижения цен на нефтепродукты).

Общий объем экспорта Мозырского НПЗ, который продает на внешних рынках около 80% выпускаемой продукции, в 2015 году составил около 2,5 млрд. долларов против 2,8 млрд. в 2014 году. При этом в прошлом году Мозырский НПЗ получил около 221 млн. долларов чистой прибыли. У «Нафтана», который реализует на внешних рынках около 70% производимой продукции, результаты заметно хуже: в 2015 году Новополоцкий НПЗ заработал, как сообщал вице-премьер Владимир Семашко, всего лишь 0,6 доллара прибыли на тонне переработанной нефти.

Владимир Третьяков: единственный показатель, который не выполнен, – это рентабельность продаж.

Владимир Третьяков: единственный показатель, который не выполнен, – это рентабельность продаж.

Между тем генеральный директор «Нафтана» Владимир Третьяков оценил итоги 2015 года в эфире заводского радио весьма позитивно. По его словам, в прошлом году выросла валовая добавленная стоимость продукции на одного работника, увеличились объемы собственной переработки нефти: в последние месяцы «Нафтан» перерабатывает 90-92% собственного сырья. Единственный показатель, который не выполнен, – это рентабельность продаж.

Среди главных достижений «Нафтана» в прошлом году – переход на 100-процентный выпуск бензина Аи-92 и Аи-95 стандарта Евро-5 и увеличение объема производства дизтоплива стандарта Евро-5. Эти результаты достигнуты на действующих мощностях за счет более эффективного использования технологических режимов. Также «Нафтан» в прошлом году ввел в эксплуатацию резервуарные парки для хранения нефти и нефтепродуктов. Это позволило увеличить запасы углеводородного сырья и продлить время возможной безостановочной работы предприятия на 2 дня, что, в свою очередь, работает на улучшение экономики завода.

Где теряется прибыль

Однако прошлогодние финансовые результаты Мозырского НПЗ и «Нафтана» различаются разительно. По итогам трех кварталов 2015 года, согласно данным Минфина, у Мозырского НПЗ была третья позиция среди прибыльных акционерных обществ: чистая прибыль завода составляла 3,27 трлн. рублей (157,78 млн. долларов по курсу Нацбанка 20.725 BYR/USD), у «Нафтана» – 6-я позиция: 414 млрд. рублей (19,975 млн. долларов). Но позже данные уточнили, и «Нафтан» опустился на 132-е место с чистой прибылью всего лишь 15,1 млрд. рублей (728.588 долларов).

Причины такой разницы требуют, конечно же, детального и тщательного анализа, который невозможно провести, не имея достаточной информации. Но при этом тем не менее следует учитывать, что сравнивать результаты работы «Нафтана» и Мозырского НПЗ не совсем корректно.

Дело в том, что сегодня «Нафтан» – это не классический НПЗ, а уже почти 8 лет как нефтехимический комплекс. В конце 2008 года Новополоцкий НПЗ был реорганизован путем присоединения к нему химического предприятия ОАО «Полимир». Как следствие, персонал на Мозырском НПЗ составляет около 4,6 тыс. человек, на нефтекомплексе «Нафтан» – около 10,8 тыс.

Для «Нафтана» произошедшая реорганизация имеет большие минусы – особенно при неблагоприятной внешней конъюнктуре на продукцию «Полимира». В прошлом году «Полимир» переживал финансовые трудности, вызванные технологическими неполадками при пуске цехов второй очереди производства «Полиэтилен». Неполадки привели к уменьшению выпуска продукции, снижению объемов экспорта, увеличению затрат на производство в связи с необходимостью покупки дополнительного объема сырья и проведения незапланированного ремонта оборудования, а значит, и к снижению полученной прибыли.

Специалисты говорят, что сегодня «Полимиру» требуются кардинальные изменения, а они связаны с реализацией важнейшего проекта – строительством новой установки по производству этилена-пропилена ЭП-200. Только реализация этого проекта открывает перспективы дальнейшего развития «Полимира». Реализация данного проекта предусмотрена программой развития «Полимира» до 2020 года, и сейчас идет поиск возможностей финансирования данного проекта.

Между тем прибыльность переработки нефти на Мозырском НПЗ всегда была выше, чем на «Нафтане». К примеру, в 2014 году на Мозырском НПЗ она составляла 37долларов на тонне, в то время как на «Нафтане» – около 9 долларов. Такая разница в немалой степени обусловлена тем, что «Нафтану» приходится нести тяжкое бремя перекрестного субсидирования – поставлять сырье по корпоративным ценам ОАО «Полимир» и ОАО «Могилевхимволокно». Затраты «Нафтана» на перекрестное субсидирование двух нефтехимических предприятий оцениваются, по данным участников нефтяного рынка, более чем в 10 млн. евро в месяц. Следовательно, за год эта сумма достигает 120 млн. евро. Плюс высокая закредитованность завода: она гораздо выше, чем у Мозырского НПЗ, сообщил обозревателю БЕЛРЫНКА чиновник в профильном министерстве.

Стоит ли после этого удивляться тому, что рентабельность «Нафтана» примерно в 2 раза ниже, чем на Мозырском НПЗ, а его результаты работы на порядок хуже Мозырского НПЗ?

Еще одно немаловажное обстоятельство – спектр производимой продукции и логистика продаж. Очевидно, что в этом отношении Мозырский НПЗ, который активно наращивает производство светлых нефтепродуктов, находится в более выгодном положении. Тем более имея рядом один из самых ликвидных рынков – украинский. «Нафтану» же приходится львиную долю своей продукции поставлять на экспорт через порты, что связано с большими издержками.

Падение валовой выручки и чистой прибыли вынуждает «Нафтан» заниматься сокращением издержек. В основу работы завода еще 2 года назад были положены показатели экономической эффективности: это выручка от реализации продукции и рост валовой добавленной стоимости на одного работника, рентабельность продаж, экспорт товаров, сальдо внешней торговли товарами и услугами.

Находящиеся на балансе завода объекты социальной сферы разделены на две группы: объекты, переданные «Нафтану» государством в долгосрочную аренду, и объекты, принадлежащие заводу. Что касается объектов первой группы, завод планирует постепенно передать часть их в коммунальную собственность. В отношении принадлежащих заводу социальных объектов поставлена задача повысить эффективность их работы. С этой целю большую часть социальных объектов «Нафтан» ориентирует на поиск способов окупаемости своей деятельности.

Комплекс мер по росту производительности труда на «Нафтане» включает также перевод вспомогательных цехов, участков и служб на аутсорсинг. В августе 2014 года ОАО «Нафтан» создало путем аутсорсинга унитарное предприятие «НафтанСервис» на базе хозяйственных цехов «Нафтана» и «Полимира» (№ 17 и 18), а также участка по благоустройству территории и текущему ремонту зданий и сооружений производства. Теперь транспортники вновь созданного предприятия готовы оказывать услуги не только подразделениям «Нафтана» и «Полимира», но и организациям других регионов Беларуси.

Параллельно ведется работа по оптимизации численности персонала за счет не свойственных для нефтепереработки функций и услуг.

Падение валовой выручки и чистой прибыли вынуждает «Нафтан» заниматься сокращением издержек.

Падение валовой выручки и чистой прибыли вынуждает «Нафтан» заниматься сокращением издержек.

 

Приоритет – глубина переработки

В ситуации резкого ухудшения экономических условий переработки нефти и снижения маржи переработки на «Нафтане» отдают приоритет проектам, нацеленным прежде всего на увеличение выхода светлых нефтепродуктов и увеличение глубины переработки нефти.

В принципе, правительство Беларуси заранее готовило белорусских нефтепереработчиков к работе в новых условиях налогового маневра в РФ. Эта ситуация заставила заводы ускорить проекты, направленные на более глубокую переработку нефти. Премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович в 2014 году потребовал форсировать модернизацию отечественных НПЗ. «Никакого 17-го и тем более 18-го года быть не может. Все эти работы надо сделать в течение 2015 и 2016 годов», – заявлял в то время М. Мясникович.

Правительство считает, что основные проблемы белорусских НПЗ обусловлены низкой глубиной переработки (глубина переработки нефти отражает величину выхода светлых нефтепродуктов) при объеме переработки нефти более 22 млн. тонн. Согласно последним данным, на Мозырском НПЗ глубина переработки нефти сейчас составляет 73,6%, на «Нафтане» – около 72%.

Исходя из данного приоритета, перед НПЗ поставили две задачи: увеличить мощности по переработке нефти до 12 млн. тонн на каждом заводе и повысить глубину переработки нефти до 92-93%.

Расчет следующий: после модернизации НПЗ выход светлых нефтепродуктов повысится, и дополнительная прибыль заводов составит 80-90 долларов на тонне. «Когда мы повысим глубину переработки сырья, это и будет главным компенсатором роста цен на российскую нефть», – заявлял два года назад В. Семашко.

Однако конъюнктура на нефтяном рынке в последнее время принципиально изменилась, поэтому сегодня эти прогнозы не кажутся реальными. Тем не менее общий тренд понятен: оба НПЗ должны увеличивать производство светлых нефтепродуктов и снижать производство мазута, экспорт которого сегодня является убыточным.

В принципе, на это нацелены масштабные программы по модернизации обоих НПЗ. Надо признать, что Мозырский НПЗ продвигается по этому пути быстрее и успешнее.

Потребность в финансировании для завершения инвестпроектов «Нафтана» составляет 700 млн. долларов при общей стоимости программы развития более 2 млрд. долларов. Сейчас завод реализует 7 инвестпроектов стоимостью около 1,1 млрд. долларов. Строительство комплекса первичной переработки нефти и комплекса замедленного коксования – главные проекты этой программы. На заводе рассчитывают, что после их реализации объем переработки нефти на заводе увеличится до 12 млн. тонн в год, а глубина переработки повысится до 88%, что, в свою очередь, позволит увеличить доходность продаж.

«Нафтану» потребуется господдержка

Однако реализовать эту программу без господдержки в обозначенный срок «Нафтан» вряд ли сможет, учитывая его нынешнее финансовое состояние. Тем более что недавнее повышение акцизов на автомобильное топливо с учетом заморозки цен на внутреннем рынке усугубит проблемы завода.

Отметим, что в июле 2014 года глава Сбербанка России Герман Греф и генеральный директор «Нафтана» Владимир Третьяков подписали меморандум о возможности финансирования проектов завода на 2 млрд. евро. Речь идет об инвестпрограмме на 2015-2020 годы. В то время В. Третьяков отмечал, что пока предприятие не нуждается в этом кредите, поскольку финансирует программу модернизации за счет собственных средств и кредитов других иностранных банков. «Речь идет о перспективе. Сейчас мы готовим соответствующую документацию по реальным проектам, которые мы могли бы заявить на кредитование для Сбербанка», – отметил гендиректор «Нафтана».

Однако теперь получить кредиты российского банка предприятию будет гораздо сложнее, так как Сбербанк РФ находится под санкциями.

По данным БЕЛРЫНКА, сейчас в правительстве рассматривается возможность выделения кредита для финансирования программы модернизации «Нафтана» через Банк развития Беларуси.

Справка БЕЛРЫНКА
ОАО «Нафтан» – один из крупнейших в Европе нефтеперерабатывающих заводов, введен в эксплуатацию в 1963 году, акционирован в 2002 году. Специализируется на выпуске топливно-масляной продукции. Производит более 70 наименований продукции, в том числе масла, бензины, дизельное топливо стандартов Евро-4 и Евро-5. Около 70% продукции экспортирует в страны СНГ, Евросоюза, на Ближний Восток и в США. В конце 2008 года общество реорганизовано путем присоединения крупного химического предприятия ОАО «Полимир».
Доля государства в уставном фонде предприятия составляет 99,83%. В ОАО «Нафтан» более 10,6 тыс. акционеров, в том числе одно юрлицо в лице государства.
Согласно данным завода, в настоящее время индекс Нельсона (индекс сложности) ОАО «Нафтан» составляет 9,59. Среднее значение российских НПЗ – около 6.


Тэги:

, , , , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Белорусский рубль ослаб к валютам корзины на торгах на БВФБ 4 января

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,