Если начать с демонтажа пресловутой «белорусской модели» – в политике, в экономике, в социальной сфере, то уже ее разрушение поспособствует оживлению интереса других стран к Беларуси.

В Беларуси всегда обсуждается тема исторического пути народа и страны. Очень даже плюралистично. Одни считают, что нужно продвигаться в западном направлении. Другие связывают надежды с Россией. Третьи разводят руками: нас нигде не ждут, мы никому не интересны. Четвертые выступают за максимальный в сложившихся реалиях нейтралитет.

А между тем уже есть замечательный опыт прохождения по этому геополитическому маршруту, проделанному известным политическим и общественным деятелем современности. Александром Лукашенко.

Вспомним: весной 1995 года Лукашенко проводит референдум и восстанавливает советскую государственную символику для «местной географической зоны», но целится во все постсоветское пространство. В роли главного специалиста по геральдике выступил тогда соратник по борьбе Леонид Синицин. Он рисует эскизы герба и стяга, которые выносятся на референдум и одобряются населением.

Месседж из Минска

Пикантность момента: к тому времени независимая Россия жила под имперским двухголовым орлом и демократическим «триколором». Но им противятся коммунисты, которые якобы опекаются восстановлением Отечества, но не могут побороть Ельцина. Месседж из Минска был незатейлив, как тайные депеши, которыми обменивались еще Том Сойер и Гекльберри Финн: «Иду освобождать Кремль из Минска. Есть клад и ты в доле. Попутно собираю «исконные земли». Ельцин осерчал на очередную напасть, собрался и вынудил «зюгановцев» к выгодному для них повиновению.

И освободительный поход Лукашенко остановил. Не сразу, но надежно. После референдума 1996 года, который едва не завершился импичментом Лукашенко, «вежливые» еще в то время московские люди разрулили ситуацию в его пользу, но с той поры инициатива в деле воссоединения братских народов перешла к Кремлю. За Лукашенко еще сохранялся статус самого желательного зарубежного гостя, обладавшего правом публичной критики российской власти на их территории и в организациях, но исключительно конструктивной. В это время минский гость не скупился на декларации, в которых слияние двух государственных суверенитетов в один объявлялось делом решенным.

Во всем этом была досадная тонкость, которая тревожила и самого Лукашенко, и его политических соратников, единомышленников. Что будет с ними?..

Заминка с вхождением суверенной Беларуси в состав «двуединой империи» по типу Австро-Венгрии определялась паузой в передаче власти от действующего российского президента к преемнику, а тому понадобилось время для инвентаризации политических наработок предшественника. Получив отчет, Путин тут же приступил к их реализации, выразив это всем известной и памятной фразой: «Мухи – отдельно, котлеты – отдельно». То есть, получая от России финансовые ресурсы под грядущее объединение, Беларуси надо выполнять свои обещания.

Несколько последующих лет оказались маловразумительными. Кремль критиковал Лукашенко за его реальные и мнимые прегрешения, но ценил его как надежного друга по несчастью (два плакальщика по СССР), а его страна считалась едва ли не единственным союзником по всем российским делам в мире. Россия эту дружбу оплачивала, что и позволяло Лукашенко исполнять роль влиятельного политика в регионе. Одновременно он презентовал интересы «старшего брата» и собственные достижения.

Продолжалось это вплоть до российско-грузинской войны 2008 года, когда Кремль вознамерился создать два новых суверенных государства на отнятых у Грузии автономиях в Южной Осетии и Абхазии. Такая перспектива возникала практически перед каждым постсоветским государством, к реализации которой Россия и приступила. Вектор движения: Путин ностальгирует по СССР и считает его восстановление целью своей политической жизни. Сколько бы на это ни потребовалось трудов, времени и сил, он их не пожалеет.

У каждого есть свой «остров Крым»

Понятно, что никто в СНГ этого азарта не понял и не разделил. Лукашенко тоже не поспешил признать суверенитет новообразованных российских полуколоний. У каждой имеется собственная Абхазия, или «остров Крым». Например, Казахстан, по поводу которого Путин выразился очень двусмысленно. Мол, у казахов никогда не было государственности, но, слава богу, у них есть Нурсултан Назарбаев, который «сделал уникальную вещь: он же создал государство на территории, на которой никогда государства не было…» То есть не было даже советской государственности, к которой Путин относится очень скептически. Как и к союзным республикам и их границам, по сути, административным, «надуманным». Следовательно, их можно «поправить», когда понадобится.

Правда, Назарбаев не согласился с Путиным: «Наш путь начинается с гуннов. Затем были тюрки и Алтын Орда. Период ханства постепенно приводит к независимости. Такая у нас великая история. Мы – не народ, появившийся вчера».

Каждый школьник может по этому поводу усомниться: «Не та ли это Орда, куда приезжали московские князья за ярлыком на княжение и целовали сапог хана?»

Та или не та Орда, важно, что в Орду ездили.

А вот Лукашенко древняя и славная история своего народа не понадобилась. Даже в качестве продуктивной гипотезы в деле суверенного государственного строительства. Он ограничился советским (и, как утверждает Путин, сомнительным) прошлым и предписал сразу считать себя краеугольным камнем, отцом-основателем Беларуси. В связи с чем стал очень уязвимым для внешних манипуляций и внутренней критики. Такого можно брать голыми руками.

Но благодаря «освободительному походу в Украину», где Россия завязла надолго и всерьез, Лукашенко получил передышку. Прежний главный приоритет Кремля – Украина – превратился в единственный. А Лукашенко ушел с авансцены и пополнил массовку незадачливых лидеров неудачных государств, за которыми не числится ни политических удач, ни экономических свершений.

С чистого листа

Поэтому многое в Беларуси можно и нужно начинать с чистого листа. Следует открыть новую тетрадку и написать работу для себя, а не для комиссии районо. Посмотреть в Конституцию, вспомнить, сколько сложностей возникло в стране в связи с утверждением поста президента. Без него, безусловно, были бы иные трудности, но никогда бы не утвердилась «управляемая демократия», которая страшнее открытой диктатуры. Хотя бы по той причине, что диктатура обычно устанавливает сроки правления и, как правило, соблюдает их.

Напротив, «управляемая демократия» тяготеет к вечности. Беларуси требуется восстановить демократические выборы, обеспечить реальное разделение властей и развитие гражданского общества, принять законы, обеспечивающие равноправие всех субъектов разрешенного законом хозяйствования. Многое требуется, но это обычно успешно делается в условиях демократического общества.

Наоборот, при диктатуре нет предпосылок даже для определения целей развития. Например, Сталин проводил модернизацию экономики, ссылаясь на вековую отсталость страны и угрозу неминуемого вторжения капиталистов. Он свирепствовал, требовал, чтобы возводимые по американским проектам и с помощью американских технических специалистов предприятия были лучшими в мире и были способны производить лучшие в мире оружие и военную технику.

Любой ценой.

Без Беларуси сложно обойтись

Лукашенко озадачил страну модернизацией промышленности за собственно заработанный «медный грош» и скудные зарубежные кредиты. Но даже в случае успеха белорусская промышленность не наладит производство лучших автомобилей, холодильников, телевизоров или обычной отечественной пеньки, которой в прежние времена интересовались ганзейские купцы, используя ее в канатах для оснастки своих торговых судов. И даже «пханой пальцем» колбасы и «мраморной» говядины, потому что, чтобы наладить их производство, потребуется «жэстачайшая» инструкция за соблюдением технологии и рецептуры под чиновным контролем КГК, КГБ, МВД, Совбеза и более цивильных институтов. И обязательно найдется колбасник, который по нерадивости добавит крахмала в фарш, а начальник цеха прикажет его удешевить за счет использования туалетной бумаги. Потому что ему надо снижать себестоимость, не забывая, что объем производства быстрее растет при помощи приписок.

А между тем необходимость в модернизации возникает не по приказу свыше, она определяется потребностью самого общества. Прежде всего предпринимателей, которые нуждаются в изменении экономических отношений между людьми, чтобы оптимизировать не только их материальные интересы.

Модернизации удаются только демократическим обществам, которые обладают иммунитетом против монополизма к политике и экономике.

Если согласиться с этим, то можно начать с демонтажа пресловутой «белорусской модели» – в политике, в экономике, в социальной сфере. Уже ее разрушение поспособствуют оживлению интереса других стран к Беларуси, а при таком пристальном внимании будет легче принять оптимальные для белорусов законы.

И, как говорят, люди к нам потянутся. Беларусь, оставаясь географически и территориально европейской страной, заявит о своей европейскости во всех социально-экономических сферах.

И сама станет полноценной частью Европы. Без которой Европа не сможет обойтись.

 

Тэги:

, , , , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,