• EUR  2.3963
  • USD  2.0277
  • RUB (100)  3.4534
Минск  0.9 Погода в Минске

Продолжение. Начало см. здесь.

Оценка результатов встречи высших иерархов Католической и Русской Православной Церквей не может быть полной без понимания того, насколько актуальными были для обеих Церквей обсуждаемые на встрече вопросы. С актуальностью напрямую связаны и последствия встречи.

Часть 2. Проблемы, актуальные для Католической и Русской Православной Церквей до встречи Папы Римского Франциска и Патриарха Кирилла

Оценка результатов встречи высших иерархов Католической и Русской Православной Церквей не может быть полной без понимания того, насколько актуальными были для обеих Церквей обсуждаемые на встрече вопросы. С актуальностью напрямую связаны и последствия встречи. Нижеприведенная информация получена мною из двух равноценных источников – официальных сайтов Католической Церкви в Беларуси и сайтов Белорусского экзархата РПЦ и Патриархии РПЦ.

Вопросы развития общества, которые беспокоят Католическую Церковь и Папу Римского

В Католической Церкви от имени Церкви выступает Папа Римский – он может единолично формулировать проблемы и предлагать их решения. Идея христианского единства – одна из идей, которую разделяют и поддерживают все высшие иерархи Католической Церкви на протяжении 20 века. Эта идея легла в основу политики открытости Католической Церкви.

Подводя итоги 2015 года, один из ближайших соратников Папы архиепископ Анжело Беч высказал главные тревоги Католической Церкви, отмеченные Папой Римским: дехристианизация мира, отчуждение христианских ценностей и преследование христиан. Тревоги Папы Римского распространяются не на какую-нибудь отдельную страну – они касаются проблем развития современной европейской цивилизации в целом. Католическая Церковь имеющимися в ее распоряжении средствами и способами пытается помочь современному обществу найти ответы на вызовы современного мира. При этом Католическая Церковь в лице Папы Римского Франциска видит эти ответы не только в политике государств или общественных структур – Папу волнует, прежде всего, состояние внутреннего мира человека, наличие сопереживания со стороны общества к решению его проблем.

Обращаясь к участникам Давосского форума (20 января 2016 года, Швейцария), Папа Римский Франциск следующим образом охарактеризовал главные вызовы четвертой промышленной революции: проблема безработицы, борьба с бедностью, уважение к человеческой личности и создание условий для ее развития. В 2015 году во время визита в штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке Папа говорил о климатических изменениях, о борьбе против общественного и экономического отчуждения, обращался к руководителям государств с призывом обеспечить каждому человеку фундаментальное право на труд, землю и крышу над головой. В конгрессе США Папа призвал к отмене смертной казни и к пресечению торговли оружием.

Если проанализировать информационные сообщения о событиях, которые в той или иной мере затрагивают всю Католическую Церковь, можно выделить следующие главные вопросы, которые сегодня больше всего волнуют Католическую Церковь и католиков во всем мире.

Первый вопрос – это объявление людям Земли о милосердии Божьем. Текущий литургический год в Католической Церкви по распоряжению Папы назван Годом милосердия. С февраля 2016 года во все страны мира посылают «миссии милосердия», члены которых – священники – с разрешения Папы Римского имеют право отпущения грехов, рассматриваемых только Ватиканом. Организуются различные мероприятия, разъясняющие верующим смысл Божьего милосердия и стимулирующие развитие человеческого милосердия. Во всех католических епархиях предлагается создать «очаги» милосердия. Для объявления Божьего милосердия организуют паломничества. Только за два месяца Года милосердия в Рим прибыли 1392 тыс. паломников из Бангладеш, Гонконга, Кореи, Кении, Мозамбика, Сальвадора, Новой Зеландии, Аргентины, Мексики, Фиджи, России, Беларуси, с Сейшельских островов, Кот-д’Ивуара, Чада, Кувейта, США, Албании и многих других стран.

Не менее важными по значимости являются и вопросы отношения к молодежи. Папа отмечал, что среди молодежи самый высокий уровень безработицы, что ведет к распространению среди молодежи наркомании, самоубийств. Папа приветствовал инициативу Конференции епископов Италии о создании проектов по обучению и оказанию помощи молодежи. Во время своего визита в африканские страны Папа неоднократно встречался с молодежью. Встречи иерархов Католической Церкви с молодежью проводятся не только в Риме или при участии Папы, подобные встречи ежегодно проходят и в Беларуси.

Борьба с бедностью – забота для всех католиков. Католическая Церковь не только призывает к молитвам за обездоленных. В 198 странах мира действуют 154 национальные католические благотворительные организации международной конфедерации Каритас. Для выполнения миссии «заботы Католической Церкви о нуждающихся» в 1971 году был создан Папский совет CorUnum («Единым сердцем»). Папа показывал личный пример того, как можно проявлять заботу о бедных. В процессе своих визитов он находит время посетить приюты, пообедать в столовых для бедных. В день своего рождения в 2014 году он подарил бездомным спальные мешки, в 2015 году передал бездомным Рима наибольший из полученных им тортов, приготовленных итальянскими кондитерами. Праздничное печенье вместе с горячим чаем раздавали под колоннадой площади св. Петра, у входа в помещение с душевыми кабинами для бездомных, которое в этом месте сделано по распоряжению Папы. В приюты и столовые для бездомных Рима Папа на праздники посылает подарки с дополнительной продовольственной помощью. Примеру Папы последовали и другие иерархи Католической Церкви – ближайший соратник Папы кардинал Пьетро Паралин также ужинал вместе с бедными и бездомными.

Особое внимание уделяется в Католической Церкви проблемам семьи. При Папской Курии в 1973 году была создана Комиссия, а с 1981 года действует Папский Совет по делам семьи (один из 12 советов). Совет «работает для более глубокого понимания учительства Церкви», «поощряет изучения в духовности брака и семьи», «чтобы гарантировать точное признание человеческих и социальных условий установления семьи повсюду», «стремится гарантировать, чтобы права семьи утверждались и защищались даже в социальной и политической сфере», «поддерживает и координирует инициативы защитить человеческую жизнь с первого момента зачатия и поощряет ответственное деторождение». Совет «продвигает и координирует пасторские усилия, связанные с проблемой ответственного деторождения, и поощряет, выдерживает и координирует инициативы в защиту еловеческой жизни на всех стадиях ее существования, от зачатия до естественной смерти»[1]. Вопросы, которые интересуют Католическую Церковь в этом направлении, имеют не только глобальный характер. В конце 2015 года Папа высказался за поощрение пребывания в семейном кругу: «Необходимо вернуть семейное пребывание за общим столом», назвав «идеальной» ситуацию, когда семья собирается вместе за воскресным обедом.

Большое значение придает Католическая Церковь проблемам экологии – им была посвящена вторая энциклика Папы Римского Франциска Laudatosi’ («Хвала Тебе») (июнь 2015). В энциклике Папа Франциск призывает услышать стоны земли и отверженных, «побуждая всех и каждого – отдельных людей, семьи, поместные общины, нации и международное сообщество – к «экологическому обращению».[2]

Вопросы, которые волнуют Русскую Православную Церковь и Патриарха Кирилла

Если в жизни Католической Церкви главным инициатором идей развития является Папа, то для Русской Православной Церкви органом, определяющим характер развития и его направление, является Архиерейский Собор. Патриарх, безусловно, влияет на решения Собора – и как его председатель, и как лицо, созывающее Собор. Но поскольку Архиерейский Собор является высшим органом иерархического управления Русской Православной Церкви, Патриарх, который хотя и «имеет первенство чести» среди епископата, все-таки подотчетен Поместному и Архиерейскому соборам, призван обеспечить выполнение их решений.

В январе 2015 года на Архиерейском Соборе РПЦ был принят обширный основополагающий документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», который, как там было отмечено, призван «служить руководством для Синодальных учреждений, епархий, монастырей, приходов и других канонических церковных учреждений в их взаимоотношениях с государственной властью, различными светскими объединениями и организациями, внецерковными средствами массовой информации». В концепции четко описаны основные проблемы современного мира и определено отношение к ним РПЦ. К этим проблемам относятся взаимоотношения Церкви и государства, Церкви и народа, Церкви и семьи, а также вопросы порнографии, увеличения числа абортов, демографического развития, эвтаназии, клонирования, пересадки человеческих органов, роста наркомании, алкоголизма и пьянства, однополых браков, экологии, сотрудничества с наукой, религиозного образования, глобализации современного мира и др.

Согласно «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви», «традиционной областью общественных трудов Православной Церкви является печалование перед государственной властью о нуждах народа, о правах и заботах отдельных граждан или общественных групп»[3]. Следует отметить, что речь идет, прежде всего, о проблемах, которые имеют место в Российском государстве и характерны для развития российского народа. Утверждая Основы социальной концепции, Архиерейский Собор определил ответы на перечисленные в ней вопросы четко и недвусмысленно.

Одним из главных вопросов, связанных с проблемами развития современного общества, с точки зрения Русской Православной Церкви, можно назвать вопрос социального служения. Понятие это достаточно широкое – оно включает в себя:

«1. Милосердное служение в больницах, детских домах и приютах, домах престарелых, домах инвалидов, хосписах.

2. Патронажная служба на дому по уходу за тяжелобольными, за инвалидами.

3. Миссионерско-катехизаторское служение, это проповедь Евангелия через беседы и воцерковление людей.

4. Сбор пожертвований как для строительства богоугодных заведений, так и сбор одежды, питания, духовной литературы для малоимущих и для заключенных в тюрьмах. Помощь бездомным. Волонтерское служение. Пастырское служение в тюрьмах. Центры реабилитации наркозависимых, алкоголиков. Центры реабилитации сирот»[4].

Социальное служение в РПЦ сегодня дополняется понятием «христианский патриотизм»: «Христианский патриотизм одновременно проявляется по отношению к нации как этнической общности и как общности граждан государства. Православный христианин призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам. Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание»[5].

«Патриотизм православного христианина» непосредственно связан с понятием «русского мира», активным сторонником и пропагандистом которого является как президент России В. Путин, так и Патриарх Кирилл. В одном из своих выступлений по Российскому ТВ (6 сентября 2014 года) Патриарх следующим образом охарактеризовал «русский мир» и новую – вселенскую – миссию РПЦ: «Русский мир – это не мир Российской Федерации, это не мир Российской империи. Русский мир – от киевской купели крещения. Русский мир – это и есть особая цивилизация, к которой принадлежат люди, которые сегодня себя называют разными именами, – и русские, и украинцы, и белорусы. К этому миру могут принадлежать люди, которые вообще не относятся к славянскому миру, но которые восприняли культурную и духовную составляющую этого мира как свою собственную. Поэтому русский мир – это цивилизационное понятие. Оно не политическое, как бы ни хотели превратно толковать это сегодня некоторые люди в угоду своим собственным политическим интересам. Русский мир – это и духовное, и культурное, и ценностное измерение человеческой личности. Русские, даже которые именуют себя русскими, могут к этому миру и не принадлежать, потому что говорить на русском языке или понимать русский язык – это не единственное условие принадлежности к русскому миру. И мы знаем, что очень многие не связывают себя ни с русской традицией, ни с духовностью, ни с культурой, а живут иными взглядами, убеждениями и теряют связь со своей собственной цивилизацией. Но в современном глобализирующемся мире очень важно оберегать свою собственную цивилизацию, потому что если она исчезает, то пропадает огромная часть всемирной культуры и общечеловеческой цивилизации. А почему? А потому что все эти цивилизационные модели, которые существуют сегодня, – и модель западноевропейская, которая вышла из латинской культуры (в свое время эту цивилизацию называли римским миром; это был Рим, это была его культура, принявшая христианство), и другие мощные цивилизации – арабская, исламская, китайская, индийская – все они и составляют красоту и многообразие общечеловеческой цивилизации. И если кто-то скажет, что восточные славяне, объединенные единой верой, единой исторической традицией, не имеют права на свой духовный и культурный мир, то разве только какими-то политическими предпосылками можно объяснить такой абсолютно неправомерный подход к самой возможности для братских славянских народов иметь общее духовное и культурное пространство. Сегодня действительно идет борьба за это пространство. Если мы говорим сегодня об этом, то, конечно, это наше заявление проистекает от актуальности того, что сейчас именно происходит. Но если посмотреть на историю, то ничего нового не происходит. Не всегда были мирными отношения между цивилизациями. Мы знаем, что часто их границы обагрялись кровью. Нам, правда, казалось на исходе ХХ века, что наступило время мирного сосуществования этих цивилизаций. И когда некоторые футурологи, западные ученые стали говорить о войне цивилизаций, то, может быть, с наибольшим протестом эту концепцию войны цивилизаций восприняли именно у нас, в славянском мире. Потому что совершенно чужда нашему мировосприятию всякая война с людьми иных взглядов и иных убеждений, ибо в центре цивилизации, к которой мы принадлежим, – евангельские ценности или, для тех, кто Евангелие не принимает, относясь к иным религиям, ценности их собственной религии, которые во многом в нравственном плане пересекаются с евангельским посланием»[6].

Собрать «братьев по крови» и воспитать у них «православный патриотизм» должен созданный еще в 1993 году Всемирный Русский Народный Собор (ВРНС), который провел уже 19 своих заседаний. ВРНС – это международная общественная организация, функционирующая под эгидой Русской Православной Церкви, которую по уставу возглавляет Патриарх, он же и председательствует на заседаниях. В 2005 г. ВРНС был предоставлен специальный консультативный статус при Организации Объединенных Наций, тогда же было создано представительство ВРНС при ООН. Одной из своих главных задач ВРНС видит защиту и расширение «русского мира».

3 ноября 2009 года на III Ассамблее Русского мира состоялось подписание соглашения между Русской Православной Церковью и фондом «Русский мир». Подписи под текстом документа поставили Патриарх Кирилл и исполнительный директор фонда В. Никонов (внук одного из лидеров советского государства В. Молотова). Документ состоит из трех разделов, в которых говорится о конкретных вопросах совместной деятельности Церкви и фонда «Русский мир». Предусматривается двустороннее сотрудничество по следующим направлениям: консолидация соотечественников через сохранение их духовной, языковой и культурной идентичности в странах дальнего зарубежья с перспективой формирования сплоченной диаспоры; поддержание связей соотечественников с Родиной; поддержка зарубежных сил и личностей, для которых дороги культура, традиции и языки народов Русского мира; взаимодействие с фондом на канонической территории Московского Патриархата с целью поддержания национально-культурных традиций, которые ориентированы на сохранение цивилизационной целостности русского мира, а также на использование русского языка в качестве языка межнационального общения. Выступая на открытии этой Ассамблеи Патриарх Кирилл утверждал: «Верю, что только сплоченный Русский мир может стать сильным субъектом глобальной международной политики, сильнее всяких политических альянсов»[7].

Нетрудно заметить, что Патриарх как глава «Русского мира» значительно расширяет свое влияние и становится в чем-то подобным Папе Римскому.

2-3 февраля 2016 года, за неделю до встречи Патриарха РПЦ и Папы Римского состоялся очередной Архиерейский собор РПЦ. Никакого упоминания о предстоящей встрече на Соборе не было. Это обстоятельство впоследствии породило много различных догадок и предположений. Собор высказался по вопросам, которые в настоящее время волнуют РПЦ. Это, в первую очередь, повестка дня предстоящего летом Всеправославного Собора, другие организационные и идеологические вопросы, связанные с предстоящим Всеправославным Собором. Архиерейский Собор выразил «поддержку епископату, клиру, монашествующим и верным чадам Украинской Православной Церкви в их мирном подвиге, направленном на утверждение единства и братолюбия, преодоление разрушительной розни. Собором приветствуются усилия различных государств по мирному урегулированию вооруженного конфликта на юго-востоке Украины. Члены Собора призывают политических деятелей безотлагательно предпринять все возможное для установления прочного и справедливого мира на украинской земле. Собор обращается ко всей полноте церковной с призывом не ослабевать в молитве о народе Украины и особенно об укреплении тех православных людей, которые подвергаются гонениям и оскорблениям за свою верность канонической Православной Церкви»[8] – сказано в принятом на Архиерейском Соборе РПЦ постановлении.

Следует отметить, что происходящие в Украине события Архиерейский Собор назвал «братоубийственным противостоянием на юго-востоке Украины». И хотя термин «гражданская война», характерный для оценки событий в Украине на официальном государственном уровне России, непосредственно не был употреблен, оценки Архиерейского собора РПЦ и российского государства по смыслу не отличаются.

Архиерейский собор отметил еще две проблемы, которые беспокоят РПЦ в настоящее время. Первая из них – это «совершенствование системы высшего духовного образования и деятельности воскресных школ», а также «разработка учебных пособий для бакалавриата духовных школ и учебно-методического комплекса для воскресных школ». Вторая – признание подлинности якобы останков членов царской семьи для принятия решения о признании или непризнании «екатеринбургских останков» святыми мощами царственных страстотерпцев».

Архиерейский собор одобрил результаты деятельности РПЦ по вопросам, важность которых была отмечена на предыдущих соборах: «Собор подтверждает своевременность решений Архиерейских Соборов 2011 года и 2013 года, а также Священного Синода и Высшего Церковного Совета о введении и развитии института помощников благочинных и настоятелей крупных городских храмов в области миссии и катехизации, социально-благотворительной деятельности, молодежной работы. Епархиальным архиереям и, под их руководством, благочинным и настоятелям следует и далее активно привлекать мирян к организации перечисленных направлений церковного служения. С удовлетворением отмечая становление системы обучения упомянутых сотрудников, члены Архиерейского Собора считают важным, чтобы при ее организации учитывались практические возможности епархий и использовались уже существующие на уровне епархий формы получения квалификации. Архиерейский Собор призывает Божие благословение на всех тех молодых людей, которые сегодня участвуют не только в литургической жизни, но и в различных видах служения на приходском, благочинническом, епархиальном и общецерковном уровне. Собор призывает епархиальных архиереев со вниманием отнестись к молодым православным добровольцам. Необходимо особо заботиться о создании и дальнейшем развитии добровольческих молодежных движений, активно участвующих в епархиальной и приходской деятельности».

Христиане на Ближнем Востоке

Христиане в Сирии представлены двумя Православными Церквями – Антиохийской и Армянской. Общины этих Церквей самые многочисленные. Кроме православных, здесь есть общины яковитов, сиро-католиков, армяно-григориан, армяно-католиков, маронитов, протестантов, католиков латинского обряда, греко-католиков. Общин РПЦ в Сирии нет.

«Сегодня, когда перед всем человечеством стоит угроза террора, когда все чаще слышно «о войнах и о военных слухах» (Мф. 24, 6), когда христиан на Ближнем Востоке, в некоторых странах Африки и в ряде других регионов мира предают на мучения, изгоняют с мест их традиционного проживания, когда разрушаются храмы и монастыри, подвергаются поруганию святыни, Собор молится о том, чтобы Господь укрепил всех гонимых за имя Христа и умудрил правителей, от которых зависит установление мира. Русская Православная Церковь на протяжении уже нескольких лет привлекает внимание мировой общественности к бедственному положению гонимых христиан. Необходимо сделать все возможное, чтобы геноцид, развязанный против христиан экстремистами, кощунственно прикрывающими свои злодеяния религиозными лозунгами, прекратился. Архиерейский Собор призывает, чтобы 2016 год стал годом особых усилий, предпринимаемых в данном направлении»,[9] – сказано в пункте 9 постановления последнего Архиерейского Собора РПЦ.

Следует отметить, что именно пункт 9 дал формальное право Патриарху Кириллу встретиться с Папой Римским без обсуждения вопроса о встрече на Архиерейском Соборе.

«РПЦ не участвует на самом деле активно в делах ближневосточных церквей, а только иногда помогает деньгами»,[10] – утверждает специалист по истории РПЦ, научный сотрудник Центра изучения Восточной Европы при Бременском университете (Германия) Н. Митрохин. Вместе с тем это не совсем точное утверждение. 11 февраля 2016 года в Латакию (Сирия) на авиабазу «Хмеймим» два самолета ИЛ-76 военно-транспортной авиации Министерства обороны Российской Федерации доставили 14-ю партию гуманитарной помощи, собранной для сирийского народа Императорским православным палестинским обществом (председатель – С. Степашин) в рамках международной гуманитарной акции, которую организация проводит с начала 2013 года по благословению Патриарха Кирилла[11]. Всего было доставлено 35 тонн гуманитарного груза – медикаменты, перевязочные и дезинфицирующие средства, подарки для детей, 20 тонн хлебопекарной муки.

Расширение конфликта в Сирии, особенно после подключения к этому конфликту России, поставила христиан в тяжелое положение. Неприязнь к христианам связана не столько с ваххабизмом, сколько с поддержкой ими режима Башара Асада. «Сейчас проповедники, которые для свержения режима декларируют борьбу за чистоту ислама, стали давить на христиан, и положение у последних довольно тяжелое. Да, среди мятежников есть люди, которые говорят, что они «воюют не с христианами», но реально в стране начались гонения. Уже есть убитые священники, разрушенные церкви, происходят массовые депортации. Самая массовая депортация была устроена в Хомсе – одном из крупнейших городов Сирии. В городе были найдены несколько грузовиков с людьми, которых не успели вывезти. Им связали руки и расстреляли. По сообщению католического информагентства Фидес, город покинули 138 тысяч христиан, их дома были уничтожены. Один католический священник убит, один получил три пулевых ранения. Пятеро католических священников были вынуждены бежать. Сейчас под ударом находятся все христиане: и католики, и дохалкидонские общины, и православные христиане. И страдают они не потому, что они сами себя ангажировали как сторонников режима. Христианам нет особого интереса ни поддерживать режим, ни выступать против него. Они страдают по вине отчаянного богословского порыва мятежников. На них нападают, они бегут – об этом говорят все. Мятежники требуют, чтобы христиане ушли из Сирии. А ведь это два миллиона жителей страны»,[12] – так характеризуют ситуацию эксперты, сторонники действующего президента Асада.

Святой Престол использует разные возможности для помощи и решения проблемы христиан на Ближнем Востоке. 26 января этого года Папа Римский принял в Ватикане президента Исламской республики Иран Хасана Рухани. С 1 января 2016 года вошло в силу соглашение между Ватиканом и Государством Палестина, которое готовилось много лет. В ноябре 2015 года Папа передал католической церкви в Дамаске 110 тыс. евро для оказания помощи беженцам – чтобы помочь им пережить зиму.

7 февраля во время встречи с верующими на молитве в Ватикане Папа повторил неоднократно высказанную до этого надежду, что сирийский народ почувствует «щедрую солидарность» и необходимую помощь международного сообщества в «обеспечении выживания и достоинства», призвал к срочным усилий по организации переговоров между сторонами. «Только политическое решение конфликта сможет гарантировать будущее примирение и мир в этой любимой и многострадальной стране, за которую я приглашаю вас много молиться»[13], – сказал Папа, обращаясь к верующим. Папа призвал всех верующих терпеливо, с пониманием и любовью относиться к беженцам и мигрантам. Он высказал пожелание, чтобы все средства от благотворительных лотерей, организуемых Ватиканом, в этом году были переданы для оказания помощи беженцам и бездомным.

В государствах Европы, где к Католической Церкви принадлежит значительное количество верующих, озабоченность ближневосточными проблемами обусловлена, в первую очередь, наличием беженцев-христиан. Но на канонической территории РПЦ таких беженцев практически нет. Поэтому пока не совсем ясно, какую роль в решении этой проблемы может сыграть непосредственно РПЦ.

Таким образом, в определении проблем развития современного общества мнения Католической Церкви и Русской Православной Церкви имеют ряд совпадений и расхождений. Проблемы молодежи, проблемы утраты обществом христианских ценностей, современной семьи, экологии, преследования христиан пытаются решать обе Церкви, однако решения предлагаются не всегда схожие. На встрече Папы Римского и Патриарха Кирилла – для прессы – о различиях старались не упоминать, что существенно понизило уровень актуальности рассмотренных вопросов, общественное и внутрицерковное значение самой встречи.

Тэги:

, , , , , , , , , ,

Комментарии

Прогноз курса рубля на неделю с 11 по 15 декабря

Ожидаем продолжения роста средневзвешенного курса доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже еще примерно на 1% за счет укрепления доллара как против евро, так и против российского рубля. В понедельник, 11 декабря, возможно снижение курса доллара на доли процента.

Административный восторг и 7 процентов этилового спирта

Ни о каких экономических реформах в рамках «белорусской модели» не может быть и речи, т.к. она есть форма, в которой «русская власть» пытается продлить себя в истории.

Подвижные грунтовые ракетные комплексы: два в одном

Россия примет на вооружение средства ядерного сдерживания своих континентальных соседей как на Западе, так и на Востоке.

Совсем не игрушка: в Германии запретили использование умных часов детьми

Федеральное сетевое агентство ФРГ (BNetzA) запретило продажу «умных» часов для детей в Германии. По мнению представителей ведомства, подобные гаджеты «изобилуют значительными недостатками в области безопасности». С их помощью, например, можно подслушивать разговоры и следить за пользователями, что играет на руку злоумышленникам. Чиновники уже посоветовали родителям уничтожить обладающие «шпионским» функционалом устройства. «С помощью мобильного приложения родители

Белорусский вариант конца истории

Любые социальные структуры стремятся завершить процесс своей эволюции, т.е. остановить историю пусть и на локальном уровне. Им «кажется», что они являются последней формой бытия и дальше совершенствоваться уже некуда. Но на локальном уровне завершаются лишь локальные ритмы эволюции, в то время как крот истории свою работу не прерывает ни на минуту.

В 2018 году притока валюты в Беларусь от предприятий и населения не будет

В сентябре-октябре 2017 года поступление валюты из-за рубежа нефинансовых организаций и домашних хозяйств впервые за два года оказалось меньше их платежей за границу, что не сулит курсу белорусского рубля ничего хорошего.

Подвижные грунтовые ракетные комплексы: два в одном

Россия примет на вооружение средства ядерного сдерживания своих континентальных соседей как на Западе, так и на Востоке.

Азбука налоговой оптимизации: НДС (часть 2)

Налоговая оптимизация НДС является сложным и многоступенчатым процессом, который учитывает много факторов. В данной публикации будет рассказано о возможностях налоговой оптимизации НДС, связанных с внешнеэкономической деятельностью, налоговыми вычетами и договорными отношениями.