Однобокая ориентация белорусского автомобилестроения на рынок России не позволяет ожидать скорого выхода этой ведущей отрасли нашего машиностроения из кризиса.

Как и предполагали независимые эксперты, в последние месяцы прошлого года белорусская экономика так и не смогла преодолеть инерцию падения. Согласно данным Национального статистического комитета, по итогам 2015 года снижение ВВП составило 3,9% относительно уровня 2014 года. Существенную лепту в это «достижение» внесла промышленность, выпуск продукции которой сократился на 6,6%.

Причем особо обескураживающим оказалось снижение объемов производства в машиностроительных отраслях, которые еще недавно были визитной карточкой Беларуси. За рассматриваемые 12 месяцев выпуск зерноуборочных комбайнов в натуральном выражении упал на 81%, станков металлообрабатывающих – на 60%, грузовых автомобилей – на 56%, автобусов – на 45,3%, карьерных самосвалов – на 41,9%, двигателей внутреннего сгорания – на 34,5%, тракторов – на 34,2%.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: За 2015 год промышленность Беларуси потеряла 20 млрд. долларов, сократив объем производства в долларовом эквиваленте почти на треть.

Впрочем, трудно было ожидать иного, когда от 65 до 80% отечественной промышленной продукции поставляется на экспорт. А по информации Белстата, по итогам 11 месяцев 2015 года экспорт белорусских товаров упал на 26,8%, или на 9,024 млрд. долларов, относительно аналогичного периода 2014 года, до 24,147 млрд. долларов. Как нетрудно предположить, среди позиций, по которым недобор экспортной выручки был наиболее значительным, оказались изделия машиностроения.

Так, за рассматриваемый период зарубежные поставки седельных тягачей упали на 63,6%, грузовых автомобилей – на 59,3%, тракторов – на 29,7%, сельскохозяйственной техники – на 25,3%, частей и принадлежностей к автомобилям и тракторам – на 24,5%. Причем особо обескураживающими выглядят результаты работы автомобилестроительной отрасли, которая до недавних пор занимала ведущие позиции в машиностроительном комплексе страны.

Между тем это вполне объяснимо, так как более 90% экспорта белорусских грузовых автомобилей и почти 80% седельных тягачей приходится на страны СНГ, находящиеся в состоянии рецессии, в том числе на стагнирующую Россию – 65-75%. За 11 месяцев 2015 года поставки отечественных грузовиков на рынок РФ сократились на 37,5%, или на 272,2 млн. долларов, относительно аналогичного периода 2014 года, а экспорт седельных тягачей и тракторов – на 54,5%, или на 241,5 млн. долларов.

И так как в ближайшей перспективе Россия останется основным потребителем продукции белорусского автопрома, очевидно, есть необходимость проанализировать тенденции развития конъюнктуры на этом рынке.

МАЗ отступает по всем направлениям

По данным аналитического агентства «Автостат», объем продаж новых грузовых автомобилей общей массой свыше 3,5 т на территории РФ в декабре 2015 года составил 5,8 тыс. шт., что на 35,1% меньше, чем в декабре 2014 года. По итогам 12 месяцев 2015 года реализация новых грузовых автомобилей составила 51,2 тыс. шт., что на 41,9% меньше, чем за 2014 год.

Первые позиции в декабрьском рейтинге продавцов занимают бренды КамАЗ и ГАЗ. Безусловным лидером на российском рынке новых грузовиков является КамАЗ, реализовавший в последний месяц 2015 года около 2,3 тыс. автомобилей (-16,7% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года). На втором месте закрепился ГАЗ продавший 923 авто(-14,8%), на третьем – МАЗ (404 шт.; -45,6%).

На четвертой строчке оказался «Урал», реализовавший 304 грузовика, на пятой – Mercedes (294 шт.). В первую десятку вошли также Isuzu (237 шт.), MAN (190 шт.), Scania (189 шт.), НефАЗ (181 шт.) и САЗ (151 шт.). Причем большинство брендов первой десятки завершили декабрь 2015 года с отрицательной динамикой, в диапазоне от -14,8% до -67,4% (Scania). Исключение составил только САЗ (+7,1%).

Всего же за 12 месяцев 2015 года, по данным того же «Автостата», в России было продано 51,2 тыс. грузовых автомобилей, что на 41,9% меньше, чем в 2014 году. Наибольшую долю рынка (34%) занял КамАЗ, который выпустил 17,5 тыс. грузовиков (на 33,3% меньше, чем в 2014 году). На втором месте (14%) находится Группа ГАЗ (7,1 тыс. шт.; снижение на 23,7%). Замыкает тройку лидеров с долей рынка 7% наш МАЗ (3,6 тыс. шт.; снижение на 53,6%). На его долю приходится до 90% всех поставляемых в Россию белорусских грузовиков.

В первую пятерку также попал российский «Урал» (2,6 тыс. шт.; -35,5%) и шведская Scania (2,5 тыс. шт.; -55,1%). В десятке лидеров рынка положительную динамику показывают только японский Isuzu (+1,8%) и российский САЗ (+11,2%).

Самыми продаваемыми моделями оказались (в порядке убывания): КамАЗ-4311, КамАЗ-6511, ГАЗон Next, КамАЗ-6520, ГАЗ-3308, Mercedes Actros, КамАЗ-5490, MAN TGS, КамАЗ-6522 и «Урал»-4320.

ТОП-10 марок грузовых автомобилей* в России в декабре 2015 г.

марка декабрь
2015
декабрь
2014
% январь-декабрь
2015
январь-декабрь
2014
%
 1. KAMAZ  2255 2707 -16,7 17536 26305 -33,3
 2. GAZ 923 1083 -14,8 7061 9256 -23,7
 3. MAZ 404 742 -45,6 3645 7848 -53,6
 4. URAL 304 417 -27,1 2606 4041 -35,5
 5. MERCEDES     294 412 -28,6 1988 2930 -32,2
 6. ISUZU 237 394 -39,8 2482 2439 1,8
 7. MAN 190 448 -57,6 1857 4585 -59,5
 8. SCANIA 189 580 -67,4 2547 5667 -55,1
 9. NEFAZ 181 237 -23,6 1486 1735 -14,4
 10.   SAZ 151 141 7,1 1422 1279 11,2
  ВСЕГО 5786 8918 -35,1 51160 88004 -41,9

ТОП-10 моделей грузовых автомобилей* в России в декабре 2015 г.

модель декабрь 2015 декабрь 2014 % январь-декабрь 2015 январь-декабрь 2014 %
 1. KAMAZ 4311 600 683 -12,2   4116 5906 -30,3
 2. KAMAZ 6511 541 831 -34,9 5147 8912 -42,2
 3. GAZ GAZON NEXT 373 141 164,5    3088 164 1782,9
 4. KAMAZ 6520 253 330 -23,3 2124 4139 -48,7
 5. GAZ 3308 240 265 -9,4 1275 1657 -23,1
 6. MERCEDES ACTROS         222 230 -3,5 1399 1731 -19,2
 7. KAMAZ 5490 214 54 296,3 886 307 188,6
 8. MAN TGS 174 399 -56,4 1621 3793 -57,3
 9. KAMAZ 6522 149 152 -2,0 911 1114 -18,2
 10.   URAL 4320 119 188 -36,7 1198 1976 -39,4

* Грузовой автомобиль в данном случае – это транспортное средство полной массой более 3,5 тонны, предназначенное для перевозки грузов.
Источник: http://www.autostat.ru/

Однако, если исходить из данных аналитического агентства «Автостат-Инфо», несмотря на сокращение продаж большинством ведущих автопроизводителей, по итогам 2015 года произошло увеличение парка грузовых автомобилей в России на 0,8% по сравнению с первым полугодием 2015 года. В абсолютных числах количество грузовиков выросло с 3.102.371 до 3.126.682 ед.

За рассматриваемый период количество иностранных автомобилей в структуре грузового парка сократилось на 0,4%, с 811.232 до 808.285 ед. Количество автомобилей российского производства, напротив, выросло на 1,2%, с 2.291.139 до 2.318.397 ед.

Наибольшую долю здесь занимают грузовики ГАЗ. По состоянию на конец 2015 года в России насчитывалось 749.029 таких машин, в том числе 631.860 авто, выпущенных 10 и более лет назад. На втором месте – грузовые машины под брендом КамАЗ, их количество составляет 743.095 ед., из которых 485.822 грузовика выпущены ранее 2006 года. Тройку лидеров замыкает ЗиЛ с показателем 416.379 автомобилей, большая часть которых (395.781 ед.) выпущена ранее 2006 года. На четвертом месте, с большим отставанием даже от умершего «ЗиЛа», находится МАЗ: парк этих автомобилей в России оценивается в 216.504 ед.

Ничего утешительного

Комментируя итоги года, эксперт ООО «Автостат-Инфо» Александр Климнов отметил, что на рынке грузовиков явно прослеживается определенная тенденция: чем более грузоподъемной является модель, тем хуже для нее конъюнктура. Большегрузные машины в прошлом часто продавались в кредит или в лизинг, однако сейчас эти финансовые продукты стали дороже. Но больше других пострадали грузовые иномарки. На них сказался введенный летом 2014 года запрет на покупку государственными и муниципальными структурами автомобилей иностранного производства.

Как предполагает А. Климнов, 2016 год окажется тяжелее 2015 года, хотя из-за низкой базы показатели будут не такими обвальными. По оптимистическому сценарию «Автостат-Инфо», падение в сегментах среднетоннажных и большегрузных автомобилей составит 11-20%, до 38,5-42,5 тыс. ед. Возможно, именно этот год станет тем самым «дном», с которого начнется возрождение как российского рынка, так и автопрома. Ожидается, что ключевыми тенденциями в отрасли станут повышение локализации и усиление экспорта.

Примерно такой же точки зрения придерживается ведущий аналитик агентства «Автостат» Азат Тимерханов. По его мнению, в 2016 году производство грузовых автомобилей в России, скорее всего, продолжит сокращаться. Это связано с общим снижением автомобильного рынка РФ, которое затрагивает все товарные сегменты. Надежду российским производителям могут дать новые экспортные рынки сбыта.

Не очень оптимистичен был в своих оценках и старший инвестиционный аналитик компании «Уралсиб Кэпитал» Денис Ворчик. Хотя в прошлом году в условиях падения экономики и девальвации рубля спрос на грузовики иностранного производства снижался быстрее, чем на грузовики российского производства, что позволило последним увеличить свою долю рынка.

В текущем году он не ожидает восстановления российского рынка грузовиков, тогда как «слабый рубль» может оказать поддержку проектам экспортных продаж в страны дальнего зарубежья. Среди основных тенденций в автомобильном производстве в 2016 году будут: оптимизация производственных процессов (в том числе путем сокращения штатов), плавное повышение цен, поиск компромиссов с поставщиками, вывод на рынок новых моделей, попытки увеличения экспорта и тотальная зависимость от господдержки.

Каждый спасается в одиночку

В этом плане нам хотелось бы обратить внимание на решение президента РФ Владимира Путина, который поручил правительству до 1 марта 2016 года подготовить стратегию развития автопрома до 2025 года.

Стратегия должна быть направлена на обеспечение импортозамещения продукции и технологий и предусматривать прогноз рынка и экспорта автомобильной техники, приоритетные направления научно-технологического развития российского автомобилестроения, разработку перспективных образцов автомобильной техники с учетом мировых тенденций с сфере электромобилестроения.

В стратегии также должны быть выделены механизмы поддержки развития автомобильной промышленности, направленные в том числе на увеличение объемов экспорта и доли закупок автомобильной техники компаниями с госучастием, развитие в РФ автокомпонентной базы. Она также должна учесть комплекс мер для развития конкурентоспособности российских автокомпонентов.

В поручении президента РФ также отмечается, что cтратегия развития автопрома должна быть учтена в скорректированной подпрограмме «Автомобильная промышленность» госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».

Анализируя перечень поручений Владимира Путина, опубликованный 18 января 2016 года на сайте Кремля «по результатам проверки эффективности мер по ускорению процессов импортозамещения в автомобильной промышленности РФ», отметим отсутствие в нем пунктов, посвященных взаимодействию с партнерами по Евразийскому экономическому сообществу. А следовательно, интересы последних при выработке упомянутой выше стратегии будут учтены не в полной мере либо не учтены вовсе.

Отсюда напрашивается вывод: в 2016 году, в условиях еще более заметного падения спроса на коммерческий автотранспорт в России, выживут лишь те игроки, которые смогут продвинуть свою продукцию на рынки дальнего зарубежья.

 

Тэги:

, , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,