Китайский кредит в объеме 7 млрд. долларов, о котором недавно напомнил А. Лукашенко, – это результат договоренностей сторон, достигнутых в мае 2015 года во время визита в Беларусь председателя КНР Си Цзиньпина (белорусская сторона назвала этот визит «по-настоящему историческим»).

Новый уровень – новые амбиции

Кредиты из Китая Беларусь получает не впервые. Несколько лет назад правительство Китая и ведущие китайские банки открыли для Беларуси кредитную линию на 15 млрд. долларов (примерно 1/3 этой суммы Беларусь уже выбрала), а также предоставили межгосударственный кредит на 1 млрд. долларов (несвязанные ресурсы).

С Государственным банком развития Китая Беларусь сотрудничает с 2009 года. В сентябре 2014 года белорусская сторона заявила о новом уровне кредитного сотрудничества с этим банком – о проработке механизмов привлечения долгосрочных финансовых ресурсов. Цель нового механизма, как отмечал премьер-министр РБ Андрей Кобяков, – предоставить белорусским организациям китайские кредиты под комфортную ставку для реализации эффективных инвестпроектов и при этом значительно упростить процедуры их получения.

Государственный банк развития Китая подписал с Банком развития Беларуси и Беларусбанком новое кредитное соглашение сразу же после прошлогоднего визита Си Цзиньпина в Беларусь. Министр экономики Беларуси Владимир Зиновский рассказал, что китайская сторона предоставляет Беларуси льготный кредит в объеме 3 млрд. долларов (примерно под 2% годовых) и коммерческий кредит на 4 млрд. долларов. Как было сказано, это очень выгодные условия: возвращать кредиты нужно через 15 лет по ставке 2% годовых. Тогда же министр сообщил, что китайские кредитные ресурсы будут использованы на создание новых технологий. «Мы привлекаем кредиты для того, чтобы создавать новые рабочие места и новые предприятия с экономикой 5-6-го укладов», – подчеркнул В. Зиновский.

Визит высокого китайского гостя в Беларусь в мае прошлого года проходил на фоне небывалой инвестиционной эйфории. Тогда белорусская и китайская стороны подписали около 50 соглашений и меморандумов. Замглавы Администрации президента Николай Снопков оценил портфель договоренностей по итогам визита Си Цзиньпина в 18 млрд. долларов, и, как было сказано, эта сумма «не является окончательной точкой».

В июне 2015 года Беларусбанк обнародовал условия выдачи кредитов за счет кредитной линии Государственного банка развития Китая. Они несколько охладили эйфорию, хотя ничего неожиданного не содержали. Было сказано, что кредиты выделяются для финансирования белорусско-китайских инвестпроектов в сферах промышленности, энергетики, транспорта, малого и среднего бизнеса и иных сферах, а также для проведения модернизации и расширения производства, планирования нового строительства, приобретения оборудования, технологий в КНР.

Среди привлекательных моментов: отсрочка по погашению кредита до 5 лет, возможность привлечения долгосрочного финансирования без страхового покрытия национального агентства по страхованию экспортных кредитов КНР. Условиями также предусмотрено, что финансируется не более 85% стоимости контракта, период кредитования – до 15 лет, в том числе срок погашения кредита – 10 лет. Процентная ставка за пользование кредитом – от 6 месяцев Libor + 6 процентных пунктов. Комиссии иностранного банка, подлежащие возмещению кредитополучателем: комиссия за управление – 0,8% от суммы кредита разово, комиссия за обязательство – 0,4% годовых от неосвоенной суммы кредита.

Очевидно, что эти условия достаточно выгодны Беларуси: сегодня страна вряд ли сможет найти кредиты на таких условиях.

Но получить китайские кредиты можно только под эффективные и окупаемые инвестпроекты, при этом потенциальный кредитополучатель должен заключить контракт с резидентом КНР на поставку оборудования (выполнение работ, оказание услуг), причем китайская доля должна составлять минимум 50% от стоимости каждого контракта.

Претенденты на кредиты

Чуть позже белорусский Минфин уточнил детали кредитной линии Государственного банка развития Китая. Он дал понять, что 7 млрд. долларов – это потенциальные кредитные линии, а реальные проекты востребуют пока лишь около 3,5 млрд. долларов.

В частности, Минфин подписал с Экспортно-импортным банком Китая 2 соглашения о предоставлении китайским банком льготных кредитов на срок 12-15 лет в сумме около 330 млн. долларов для строительства инженерной и транспортной инфраструктуры стартовой зоны Китайско-белорусского индустриального парка под ключ и организации производства по сборке легковых автомобилей Geely. Кроме того, «Белджи» и Эксимбанк Китая заключили соглашение о предоставлении 10-летнего кредита на сумму около 88 млн. долларов для строительства нового завода.

Также Государственный банк развития Китая подписал с Беларусбанком и Банком развития Беларуси соглашения об открытии под гарантии белорусского правительства двух кредитных линий на 15 лет для реализации проектов в транспортной сфере, в энергетике, промышленности, инфраструктуре, а также в секторе малого и среднего бизнеса Беларуси на общую сумму 1 млрд. долларов.

В рамках реализации концепции «Экономический пояс «Шелкового пути» было заключено рамочное соглашение о содействии долгосрочному всестороннему сотрудничеству в развитии инфраструктуры БЖД с привлечением кредитов Экспортно-импортного банка Китая на сумму до 500 млн. долларов.

Кроме того, пакет кредитных соглашений подписали Белорусская железная дорога  и Эксимбанк Китая для финансирования обновления подвижного состава БЖД (приобретение 18 электровозов) и электрификации участка железной дороги Молодечно – Гудогай. Общая сумма кредитов на эти проекты составляет 175 млн. долларов. В частности, проект по электрификации участка железной дороги Молодечно – Гудогай – госграница стоимостью 89,9 млн. долларов финансируется за счет кредитных ресурсов Экспортно-импортного банка Китая (на 85%) и собственных средств Белорусской железной дороги и инновационного фонда Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси (15%). Генеральной подрядной организацией данного проекта является Китайская компания по экспорту и импорту электрооборудования (CUEC).

За счет китайского кредита «Славкалий» построит в Беларуси горно-обогатительный комбинат мощностью от 1,1-2 млн. тонн. Общая стоимость проекта составляет 2 млрд. долларов. 10 мая 2015 года Минфин Беларуси, Государственный банк развития Китая, АСБ «Беларусбанк» и «Славкалий» подписали меморандум о взаимопонимании, предусматривающий привлечение Беларусбанком кредита на 1,4 млрд. долларов для реализации проекта. Гарантии по кредиту предоставило правительство Беларуси. Кредит выдан по ставке 4,3% сроком на 14 лет и с началом выплат через 5 лет. В декабре 2015 года «Славкалий» получил первый транш кредита в сумме 300 млн. долларов и собирается приступить к строительству ГОКа в Беларуси весной 2016 года.

Отметим также, что в мае 2015 года ОАО «Минский автомобильный завод» – управляющая компания холдинга «БелавтоМАЗ» и китайская компания Zoomlion Heavy Industry Science & Technology Co. Ltd. (одна из ведущих производственных корпораций мирового тяжелого автомобилестроения, специализируется на производстве специальной коммунальной и строительной техники) подписали меморандум о сотрудничестве. В то время рассматривались возможности применения шасси МАЗ в производстве китайской спецтехники. Небольшой прогресс в этом проекте достигнут. В конце 2015 года завод «Могилевтрансмаш», филиал МАЗа, и компания Zoomlion Heavy Industry Science & Technology Co. Ltd. выпустили 3 опытных образца техники на базе шасси МАЗ – пока это 2 автомобильных крана грузоподъемностью 40 и 60 тонн и подметально-уборочная машина. Сборка этих изделий была осуществлена из машинокомплектов китайского производства с использованием шасси МАЗ в качестве базового шасси.

Кроме того, достигнута договоренность, что Экспортно-импортный банк Китая предоставит льготный кредит Беларуси на 10 лет в объеме 48,3 млн. долларов на реконструкцию электроподстанции «Минск-Северная».

В январе 2016 года был одобрен проект кредитного соглашения между правительством Беларуси в лице Министерства финансов и Эксимбанком Китая в качестве основы для проведения переговоров о предоставлении в 2015-2017 годах льготного кредита на 51,835 млн. долларов сроком на 15 лет для реализации инвестпроекта по модернизации ПУПТП «Оршанский льнокомбинат». Условия кредитного соглашения не оглашаются. Генеральным подрядчиком по реализации инвестпроекта стала китайская компания CITIC Construction Co. Ltd. Оршанский льнокомбинат получит ряд льгот при реализации инвестпроекта, в том числе в 2015-2030 годах – возмещение из бюджета 100% ставки по кредиту.

В кредитном портфеле Беларусбанка прямые кредиты, привлеченные от банков Китая, составляли, по данным на конец января 2016 года, 424 млн. долларов. Выполняя функции агента правительства Беларуси, Беларусбанк также обслуживает связанные кредиты китайских банков на общую сумму 2,3 млрд. долларов. Сейчас банк совместно с китайскими партнерами согласовывает и реализует инвестпроекты в промышленной и энергетической сферах, а также прорабатывает схемы взаимодействия по поддержке малого и среднего бизнеса в Беларуси.

Надежды «Белнефтехима»

Потенциальными донорами китайских кредитов могли бы стать многие предприятия «Белнефтехима», которые сейчас проводят масштабную модернизацию и нуждаются в больших деньгах. Прошлогодний майский визит председателя КНР Си Цзиньпина в Беларуси обнадежил многие белорусские предприятия нефтехимии. В рамках этого визита обозначился всплеск интереса к проектам в этой отрасли, который пока, увы, не увенчался конкретными результатами.

В частности, ОАО «Китайская корпорация инжиниринга САМС» проявила интерес к участию в реализации проектов строительства азотного комплекса в ОАО «Гродно Азот» стоимостью 1,2 млрд. долларов и этилен-пропиленовой установки завода «Полимир» ОАО «Нафтан». Ранее обсуждалась также возможность осуществления проекта в сфере большой химии, который планировали реализовать ОАО «Могилевхимволокно» и ОАО «Китайская корпорация инжиниринга САМСЕ». Речь шла о строительстве нового полиэфирного комплекса по производству полиэтилентерефталата (ПЭТФ) стоимостью около 300 млн. долларов. А во время прошлогоднего посещения ОАО «Могилевхимволокно» представители Китайской нефтяной корпорации по технике и разработке (СРТDС) высказали заинтересованность в участии в реализации проекта строительства комплекса по производству полиэфирной продукции. Согласно протоколу переговоров, после получения соответствующей документации от ОАО «Могилевхимволокно» китайская сторона собиралась предложить возможные схемы финансирования проекта. Тогда же состоялись переговоры между концерном «Белнефтехим» и китайской компанией Jiangsu Baoli Asphalt Co. Ltd. и было достигнуто взаимопонимание о возможности создания совместного белорусско-китайского предприятия по производству строительных битумов на площадке ОАО «Нафтан».

Однако все эти проекты за последние полгода не имели прогресса. В начале 2016 года руководство «Белнефтехима» попыталось подстегнуть процесс. В январе состоялся визит председателя концерна «Белнефтехим» Игоря Ляшенко в Китай, где прошли переговоры с руководством Министерства коммерции КНР, Эксимбанка и Китайской ассоциации международных подрядчиков. В переговорах приняли участие посол Беларуси в Китае Виктор Буря, директора ОАО «Гродно Азот» и ОАО «Мозырский НПЗ», другие специалисты отрасли. Китайской стороне передали материалы о реализации организациями отрасли инвестиционных проектов и предложили поучаствовать в них в рамках предоставленных Беларуси китайских кредитных линий. По информации «Белнефтехима», стороны договорились во второй половине февраля проработать условия и детали возможных контрактов.

К китайским кредитам – с осторожностью

Между тем многие белорусские предприятия, да и чиновники тоже, к китайским кредитам относятся с повышенной осторожностью. Большой минус льготных и коммерческих китайских кредитов в том, что они являются связанными. Получается, что Китай вкладывает свои финансовые ресурсы не столько в развитие белорусских предприятий, сколько в продвижение собственного оборудования и рабочей силы. Кроме того, не всегда китайское оборудование и технологии отвечают современным стандартам.

К тому же у многих белорусских директоров есть наглядный пример модернизации с участием китайских кредитов. Не так давно китайская корпорация СITIC Construction Ltd. завершила реализацию трех крупных проектов на цементных заводах. Программа модернизации этой отрасли разрабатывалась 6-7 лет назад на фоне строительного бума и дефицита цемента, при этом сроки реализации проектов неоднократно переносили. За 2008-2013 годы в модернизацию цементной отрасли было вложено 1,2 млрд. долларов. В результате производство цемента в Беларуси к концу 2013 года увеличилось в разы, но к этому времени ситуация на рынке принципиально изменилась: строительный бум закончился. Как следствие, белорусские цементные заводы столкнулись с огромными проблемами.

Крайними в подобной ситуации могут стать ответственные чиновники и директора предприятий, которые, видимо, вряд ли смогли забыть слова белорусского президента, сказанные им в августе 2014 года на совещании по теме освоения китайских кредитов.

«Самое страшное, если мы модернизируем производство, а затем, получив продукцию, не будем знать, куда девать продукцию. Тогда встанет вопрос: зачем мы брали кредиты, зачем мы производили эту продукцию и кто будет возвращать эти кредиты, если продукция не будет находить сбыта? Это сродни преступлению. Первый преступник будет министр. Зачем брал деньги, кредиты, производил продукцию, которая не находит сбыта?» – заявил А. Лукашенко.

В нынешней экономической ситуации эти слова фактически могут означать запрет для желающих воспользоваться дешевыми китайскими кредитами.

Это, по сути, подтвердил и вице-премьер Владимир Семашко.  11 февраля на коллегии Минпрома он в очередной раз напомнил директорам предприятий о том, что они могут воспользоваться льготными китайскими кредитами.  «Никто эти кредиты не выбирает. Из-под палки сформировали десятка два с половиной — три проектов. В основном «Амкодор» берет – где-то 1,6 млрд, долларов, примерно на такую же сумму – все остальные предприятия», –заметил  В. Семашко. 

Справка БЕЛРЫНКА

Александр Лукашенко подписал 31 августа 2015 года Директиву № 5 «О развитии двусторонних отношений Республики Беларусь с Китайской Народной Республикой», в которой определены направления всестороннего стратегического партнерства и сотрудничества между странами.

Основными направлениями сотрудничества с КНР в документе названы глубокая и взаимная интеграция отраслей и предприятий, информационно-коммуникационные технологии, формирование совместных исследовательских и научно-практических центров, совместное развитие отраслевой науки, прямое и системное межрегиональное сотрудничество, создание в Беларуси регионального центра китаеведения и взаимодействия с КНР. Целевым направлением сотрудничества с КНР провозглашается совместное развитие в торговой, инвестиционной, финансовой и инновационной сферах, создание и реализация совместных проектов и предприятий. Координационным органом содействия развитию двусторонних отношений станет Белорусско-Китайский межправительственный комитет по сотрудничеству. При нем намечено создать комиссии по отдельным направлениям, которые возглавят руководители республиканских органов госуправления.

Директива предусматривает принятие кардинальных мер по укреплению двусторонней торговли. Предлагается организовать прямое взаимодействие с профильными структурами КНР по подготовке и согласованию плана мероприятий по упрощению процедур и нормативных требований, связанных с мерами технического регулирования, санитарного, фитосанитарного, ветеринарно-санитарного и санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в целях обеспечения улучшения условий взаимного доступа на рынки. Во взаимной торговле будет внедрен электронный сертификат контроля качества и карантина. Планируется создать совместную компанию по организации, сопровождению и продвижению взаимных поставок товаров и услуг, внедрить систему предложения и продвижения белорусских товаров на электронных торговых площадках КНР, на взаимной основе провести работу по снижению уровня тарифных и нетарифных барьеров во взаимной торговле с КНР.

Директива предусматривает формирование комплексного плана действий по увеличению экспорта в КНР к 2020 году до 1,5 млрд. долларов.

В инвестиционной сфере директива призывает развивать сотрудничество на основе увеличения взаимных инвестиций и создания благоприятного инвестиционного климата.

На начало 2015 года в Беларуси было зарегистрировано 57 компаний с китайскими инвестициями: 22 СП и 35 – с китайским капиталом с совокупным уставным фондом 112,9 млн. долларов. Сумма накопленных китайских инвестиций в реальном секторе экономики составила в 2014 году 283,2 млн. долларов (2,9% от общего объема инвестиций).

В декабре 2015 года китайская компания China Merchants Group начала строительство первой очереди коммерческого и логистического парка на территории Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень», объем инвестиций в который оценивается в 500 млн. долларов.


Справка БЕЛРЫНКА

В 2003-2009 годах Китай не входил в число главных стран-инвесторов в белорусскую экономику. За этот период в экономику Беларуси поступило частных китайских инвестиций на сумму около 232 млн. долларов. В 2009 году сумма привлеченных госзаймов из Китая в Беларусь составила 543,1 млн. долларов.

Но уже к 2010 году Китай в той или иной форме участвовал в реализации инвестиционных проектов практически во всех отраслях белорусской экономики.

В 2007 году началась модернизация Минской ТЭЦ-2 (льготный кредит правительства КНР – около 42 млн. долларов), а в 2008-м завершилась реализация проекта по созданию оператора мобильной связи ЗАО «БеСТ» с участием китайской компании «Алкатель Шанхай Белл Компани Лимитед» (кредит правительства и Экспортно-импортного банка Китая на сумму более 230 млн. долларов).

В 2009 году началась модернизация Минской ТЭЦ-5 (кредит Госбанка развития Китая на 260 млн. долларов).

В 2009 году китайская госкомпания «Ситик Интернэшнл» начала модернизацию цементной отрасли страны (кредит более чем на 500 млн. долларов).

Динамика экономическому сотрудничеству двух стран была дана в 2010-м – начале 2011 года. В ходе осеннего визита президента Беларуси А. Лукашенко в Китай были достигнуты договоренности о реализации совместных проектов на сумму свыше 3,5 млрд. долларов.

Согласно данным МИДа Беларуси, на начало октября 2011 года в Беларуси было открыто 17 представительств компаний и организаций из Китая.

Первое представительство – ZTE Corporation – появилось в 2001 году и было связано с участием этой крупной компании в международном тендере по отбору обладателя второй лицензии на развертывание в Беларуси сотовой связи в стандарте GSM. ZTE не попала со своими предложениями даже в финал (победила компания МТС), но первой из крупных китайских корпораций пустила корни на белорусской земле. В 2016 году представительству исполняется 15 лет.

Учредительский бум пришелся на 2010-2011 годы, когда были зарегистрированы представительства 11 компаний. Почти все они являются либо головными компаниями крупных государственных или полугосударственных конгломератов, либо их дочерними структурами. По сути, с открытием офиса одной компанией или подписанием ею контракта с местным контрагентом открывается доступ на белорусский рынок и для других структур этих холдингов.


Тэги:

, , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,