• EUR  2.3882
  • USD  2.0257
  • RUB (100)  3.4405
Минск  0.2 Погода в Минске

Двусторонний конфликт Польши и России, приведший к остановке грузового автосообщения между странами с 1 февраля, аукнулся и в Беларуси.

Госпогранкомитет РБ констатирует скопление грузового транспорта на литовском и украинском направлениях белорусской границы.

«Сейчас, к примеру, в пункте пропуска «Каменный Лог» на границе с Литвой очередь на выезд – 90 грузовиков, в «Беняконях» – 60», – по состоянию на 10 февраля заявлял пресс-секретарь ГПК РБ Александр Тищенко. На украинском направлении 9 февраля фиксировалась очередь из 50-70 машин. Грузопоток превышает пропускную способность пунктов пропуска.

Аналогичные сообщения поступают и из украинского Госпогранкомитета. «Накопление грузовых автомобилей перед пунктом пропуска «Доманово» составляет 70 автомобилей. При пропускной способности этого пункта пропуска на въезд в Украину 75 грузовиков в сутки контрольные службы только за последние сутки оформили 125 грузовых транспортных средств», – так в ГПК Украины охарактеризовали ситуацию по состоянию на 9 февраля.

В своей оценке причин этого скопления белорусские и украинские пограничники тоже единодушны: виноват польско-российский конфликт. Стороны не смогли согласовать квоты разрешений на перевозки грузов, и с 1 февраля соглашение между Польшей и Россией о применении правил осуществления автомобильных перевозок прекратило действие, с этого же дня остановились взаимные перевозки и транзит. На то, чтобы вернуться в страны регистрации, у водителей фур есть время до 15 февраля.

В условиях запрета водители ищут объездные маршруты: через Беларусь и Литву грузы идут в порт Клайпеды и дальше паромом – в Германию и другие страны ЕС. Как сообщают СМИ, паромная переправа уже не справляется, очереди приходится ждать несколько дней. Из последних сообщений можно назвать информацию о самоубийстве псковского дальнобойщика, у которого в клайпедской очереди сдали нервы.

Через Беларусь и Украину грузы уходят в направлении Словакии и Венгрии. То, что в условиях польской блокады россиянам приходится пользоваться украинским коридором, придает истории дополнительную пикантность, ведь не далее как с 1 января Россия запретила транзит украинских товаров по своей территории. Информация о том, возникают ли трудности у россиян в преодолении украинской границы, разнится. По одним сведениям, да, и это одна из главных причин появившихся очередей. По другим – бизнес-интересы берут верх над политикой и никаких проблем нет.

Что касается грузов из РФ и Польши, которые предназначаются собственно для другой стороны конфликта, то их в объезд никак не доставишь – приходится перегружать в белорусские фуры.

Таким образом, не только литовская, но и белорусская транспортно-логистическая отрасль временно оказалась в выигрышной позиции. Компании не скрывают, что перевозки подорожали, причем существенно. По оценке специалистов ИООО ТД «Шенкер», тарифы в направлении Польши выросли на 70-80%. Другие специалисты называют абсолютные величины: перевозки в Европу подорожали на 350 евро за машину, в российском направлении – на 500 долларов за машину.

«Логистика не стоит на месте, и белорусы включились в схему доставки этих грузов, – описывает текущую ситуацию гендиректор ассоциации «БАМЭ» Елена Ильина. – Появились мультимодальные перевозки: разные схемы есть, и с перегрузом, и с перецепками. Для нас это огромный плюс, ведь пошел грузопоток, мы стали больше зарабатывать. Экспорт услуг идет, сохраняются рабочие места, пока все нормально».

Впрочем, явление это краткосрочное. Как только Россия и Польша договорятся о выдаче новых разрешений друг другу, цены снизятся. Более того, замещая на рынке польских и российских перевозчиков, белорусы активно используют запас разрешений, но он не безлимитный.

«Пока у нас есть российские разрешения, – говорит Е. Ильина. – А когда они закончатся, мы тоже не сможем возить эти грузы».

Количество разрешений лежит в основе и польско-российского конфликта. Хотя формально польская сторона предъявляет претензии к требованиям российского законодательства в сфере контроля над международными автомобильными перевозками, фактически речь идет об увеличении присутствия поляков на российском направлении международных перевозок.

«Прослеживается явное желание польской стороны нарастить перевозки грузов в/из третьих стран и сохранить доминирование на рынке двусторонних перевозок с Россией», – так в начале февраля комментировал ситуацию генеральный директор российской Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Андрей Курушин.

По его мнению, Польша как транзитное государство «использует свое географическое положение в качестве инструмента давления на российскую сторону для получения дополнительного количества российских разрешений на перевозки грузов в/из третьих стран в целях увеличения своей доли и вытеснения с рынка российских перевозчиков». При этом польские перевозчики и так имеют «наибольшее среди государств Евросоюза количество российских разрешений для перевозок грузов в/из третьих стран, а их доля в двусторонних перевозках составляет 70%».

В Варшаве же утверждают, что российские предложения в сфере регулирования грузоперевозок не соответствуют международным договорам. По словам замминистра инфраструктуры Польши Ежи Шмита, «это элемент стратегии, чтобы вытолкнуть с российского рынка перевозчиков из других стран».

Примечательно, что белорусские перевозчики всячески уклоняются от оценки этого конфликта, подчеркивая, что Беларусь хоть и находится меж противоборствующих сторон, ни с одной из них в спор не вступает. При этом они замечают, что паритет квот – извечный больной вопрос и что гипотетически Беларусь тоже может быть втянута в подобные разбирательства.

«Ситуация, конечно, ненормальная. Долго так продолжаться не может», – сходятся во мнении специалисты.

В Минтрансе РБ прямо заявили, что не будут комментировать чужой конфликт.

 

Тэги:

, , , , ,

Комментарии

Прогноз курса рубля на неделю с 11 по 15 декабря

Ожидаем продолжения роста средневзвешенного курса доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже еще примерно на 1% за счет укрепления доллара как против евро, так и против российского рубля. В понедельник, 11 декабря, возможно снижение курса доллара на доли процента.

Административный восторг и 7 процентов этилового спирта

Ни о каких экономических реформах в рамках «белорусской модели» не может быть и речи, т.к. она есть форма, в которой «русская власть» пытается продлить себя в истории.

Подвижные грунтовые ракетные комплексы: два в одном

Россия примет на вооружение средства ядерного сдерживания своих континентальных соседей как на Западе, так и на Востоке.

В 2018 году притока валюты в Беларусь от предприятий и населения не будет

В сентябре-октябре 2017 года поступление валюты из-за рубежа нефинансовых организаций и домашних хозяйств впервые за два года оказалось меньше их платежей за границу, что не сулит курсу белорусского рубля ничего хорошего.

Прогноз курса рубля на неделю с 18 по 22 декабря

На валютном рынке возможна стабилизация перед рождественскими праздниками, и средневзвешенный курс доллара может вырасти на величину в интервале 0-0,5%. Уже в понедельник, 18 декабря, возможно увеличение курса в указанных пределах.

Белорусский вариант конца истории

Любые социальные структуры стремятся завершить процесс своей эволюции, т.е. остановить историю пусть и на локальном уровне. Им «кажется», что они являются последней формой бытия и дальше совершенствоваться уже некуда. Но на локальном уровне завершаются лишь локальные ритмы эволюции, в то время как крот истории свою работу не прерывает ни на минуту.

В 2018 году притока валюты в Беларусь от предприятий и населения не будет

В сентябре-октябре 2017 года поступление валюты из-за рубежа нефинансовых организаций и домашних хозяйств впервые за два года оказалось меньше их платежей за границу, что не сулит курсу белорусского рубля ничего хорошего.

Азбука налоговой оптимизации: НДС (часть 2)

Налоговая оптимизация НДС является сложным и многоступенчатым процессом, который учитывает много факторов. В данной публикации будет рассказано о возможностях налоговой оптимизации НДС, связанных с внешнеэкономической деятельностью, налоговыми вычетами и договорными отношениями.