• EUR  2.312
  • USD  1.9886
  • RUB (100)  3.1609
Минск  19 Погода в Минске

Двусторонний конфликт Польши и России, приведший к остановке грузового автосообщения между странами с 1 февраля, аукнулся и в Беларуси.

Госпогранкомитет РБ констатирует скопление грузового транспорта на литовском и украинском направлениях белорусской границы.

«Сейчас, к примеру, в пункте пропуска «Каменный Лог» на границе с Литвой очередь на выезд – 90 грузовиков, в «Беняконях» – 60», – по состоянию на 10 февраля заявлял пресс-секретарь ГПК РБ Александр Тищенко. На украинском направлении 9 февраля фиксировалась очередь из 50-70 машин. Грузопоток превышает пропускную способность пунктов пропуска.

Аналогичные сообщения поступают и из украинского Госпогранкомитета. «Накопление грузовых автомобилей перед пунктом пропуска «Доманово» составляет 70 автомобилей. При пропускной способности этого пункта пропуска на въезд в Украину 75 грузовиков в сутки контрольные службы только за последние сутки оформили 125 грузовых транспортных средств», – так в ГПК Украины охарактеризовали ситуацию по состоянию на 9 февраля.

В своей оценке причин этого скопления белорусские и украинские пограничники тоже единодушны: виноват польско-российский конфликт. Стороны не смогли согласовать квоты разрешений на перевозки грузов, и с 1 февраля соглашение между Польшей и Россией о применении правил осуществления автомобильных перевозок прекратило действие, с этого же дня остановились взаимные перевозки и транзит. На то, чтобы вернуться в страны регистрации, у водителей фур есть время до 15 февраля.

В условиях запрета водители ищут объездные маршруты: через Беларусь и Литву грузы идут в порт Клайпеды и дальше паромом – в Германию и другие страны ЕС. Как сообщают СМИ, паромная переправа уже не справляется, очереди приходится ждать несколько дней. Из последних сообщений можно назвать информацию о самоубийстве псковского дальнобойщика, у которого в клайпедской очереди сдали нервы.

Через Беларусь и Украину грузы уходят в направлении Словакии и Венгрии. То, что в условиях польской блокады россиянам приходится пользоваться украинским коридором, придает истории дополнительную пикантность, ведь не далее как с 1 января Россия запретила транзит украинских товаров по своей территории. Информация о том, возникают ли трудности у россиян в преодолении украинской границы, разнится. По одним сведениям, да, и это одна из главных причин появившихся очередей. По другим – бизнес-интересы берут верх над политикой и никаких проблем нет.

Что касается грузов из РФ и Польши, которые предназначаются собственно для другой стороны конфликта, то их в объезд никак не доставишь – приходится перегружать в белорусские фуры.

Таким образом, не только литовская, но и белорусская транспортно-логистическая отрасль временно оказалась в выигрышной позиции. Компании не скрывают, что перевозки подорожали, причем существенно. По оценке специалистов ИООО ТД «Шенкер», тарифы в направлении Польши выросли на 70-80%. Другие специалисты называют абсолютные величины: перевозки в Европу подорожали на 350 евро за машину, в российском направлении – на 500 долларов за машину.

«Логистика не стоит на месте, и белорусы включились в схему доставки этих грузов, – описывает текущую ситуацию гендиректор ассоциации «БАМЭ» Елена Ильина. – Появились мультимодальные перевозки: разные схемы есть, и с перегрузом, и с перецепками. Для нас это огромный плюс, ведь пошел грузопоток, мы стали больше зарабатывать. Экспорт услуг идет, сохраняются рабочие места, пока все нормально».

Впрочем, явление это краткосрочное. Как только Россия и Польша договорятся о выдаче новых разрешений друг другу, цены снизятся. Более того, замещая на рынке польских и российских перевозчиков, белорусы активно используют запас разрешений, но он не безлимитный.

«Пока у нас есть российские разрешения, – говорит Е. Ильина. – А когда они закончатся, мы тоже не сможем возить эти грузы».

Количество разрешений лежит в основе и польско-российского конфликта. Хотя формально польская сторона предъявляет претензии к требованиям российского законодательства в сфере контроля над международными автомобильными перевозками, фактически речь идет об увеличении присутствия поляков на российском направлении международных перевозок.

«Прослеживается явное желание польской стороны нарастить перевозки грузов в/из третьих стран и сохранить доминирование на рынке двусторонних перевозок с Россией», – так в начале февраля комментировал ситуацию генеральный директор российской Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Андрей Курушин.

По его мнению, Польша как транзитное государство «использует свое географическое положение в качестве инструмента давления на российскую сторону для получения дополнительного количества российских разрешений на перевозки грузов в/из третьих стран в целях увеличения своей доли и вытеснения с рынка российских перевозчиков». При этом польские перевозчики и так имеют «наибольшее среди государств Евросоюза количество российских разрешений для перевозок грузов в/из третьих стран, а их доля в двусторонних перевозках составляет 70%».

В Варшаве же утверждают, что российские предложения в сфере регулирования грузоперевозок не соответствуют международным договорам. По словам замминистра инфраструктуры Польши Ежи Шмита, «это элемент стратегии, чтобы вытолкнуть с российского рынка перевозчиков из других стран».

Примечательно, что белорусские перевозчики всячески уклоняются от оценки этого конфликта, подчеркивая, что Беларусь хоть и находится меж противоборствующих сторон, ни с одной из них в спор не вступает. При этом они замечают, что паритет квот – извечный больной вопрос и что гипотетически Беларусь тоже может быть втянута в подобные разбирательства.

«Ситуация, конечно, ненормальная. Долго так продолжаться не может», – сходятся во мнении специалисты.

В Минтрансе РБ прямо заявили, что не будут комментировать чужой конфликт.

 

Тэги:

, , , , ,

Комментарии

Россия свернет «неограниченную» поддержку Беларуси

Российский бюджет теряет только на одних беспошлинных поставках нефти в Беларусь свыше 3 млрд. долларов в год, заявляет российский Минфин. Россия автоматически лишит Беларусь этих денег, как только завершит налоговый маневр в нефтяной отрасли. За новую поддержку белорусским властям снова придется торговаться с Кремлем. Потери от поставок беспошлинной нефти в Беларусь – 3 млрд. долларов

Прогноз курса рубля на неделю с 16 по 20 июля

Возможно продолжение снижения курса доллара на БВФБ (еще примерно на 0,5% за неделю) на фоне укрепления российского рубля. В понедельник 16 июля на открытии биржевых торгов курс доллара может уменьшиться на доли процента. Средневзвешенный курс доллара США на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе снизился на 0,5% и составил 13 июля 1,9706 рублей за доллар.

Молчание номенклатурных ягнят

На дворе XXI век. Открыто заявлять о своей претензии на роль политического наследника Людовика XIV («Государство – это я») сегодня никому не дано, тем более в стране с европейским прошлым. Поэтому личные интересы всенародноизбранного армия имиджмейкеров и государственных идеологов пытается прикрыть плакатиком с надписью: «Государство для народа».

Белорусы готовятся к кризису и копят золото

Хотя в первой половине текущего года жители Беларуси вывели из банков 227,9 млн. долларов, а предприятия забрали 754,9 млн. долларов, стоимость их депозитов в драгоценных металлах почти удвоилась и достигла 115,2 млн. долларов.

По какой цене Беларусь будет покупать российский газ с 2020 года?

Хотя Беларусь и Россия пока не договорились о новой формуле ценообразования на газ, Минэкономразвития РФ уже спрогнозировало цены для Беларуси на ближайшие несколько лет. Судя по этим прогнозам, Россия снизит цены на газ для союзника, но не так радикально, как рассчитывает Минск.

Белорусы готовятся к кризису и копят золото

Хотя в первой половине текущего года жители Беларуси вывели из банков 227,9 млн. долларов, а предприятия забрали 754,9 млн. долларов, стоимость их депозитов в драгоценных металлах почти удвоилась и достигла 115,2 млн. долларов.

Молчание номенклатурных ягнят

На дворе XXI век. Открыто заявлять о своей претензии на роль политического наследника Людовика XIV («Государство – это я») сегодня никому не дано, тем более в стране с европейским прошлым. Поэтому личные интересы всенародноизбранного армия имиджмейкеров и государственных идеологов пытается прикрыть плакатиком с надписью: «Государство для народа».

Авиастроение: все как-то нам не летается

Очередной многообещающий проект с участием иностранного инвестора потерпел неудачу в Беларуси.