• EUR  2.4175
  • USD  2.1254
  • RUB (100)  3.1964
Минск  0.6 Погода в Минске

В 2015 году государственные чиновники на самых разных уровнях много говорили о том, что начиная с 2016 года льготные кредиты на инвестиционные проекты в рамках государственных программ будут предоставляться только по конкурсу, а Банк развития станет единственным каналом льготного кредитования. Да и 9 февраля премьер-министр РБ Андрей Кобяков на заседании президиума Совмина упомянул, что государственная поддержка переводится на конкурсную основу. Данные заявления вызывали чувство недоумения, так как было неясно, что же произойдет с теми предприятиями, которые не смогут победить в конкурсах, но нуждаются в финансировании. Что, будут закрываться?

И вот интрига раскрылась: 8 февраля Совмин принял документ, в котором определил лимиты и правила директивного кредитования на 2016 год, – постановление № 103 «О кредитовании государственных программ и мероприятий в 2016 году».

В нем объясняется, как обстоят дела с конкурсами. Оказалось, что по конкурсному отбору будет осуществляться только кредитование Банком развития пилотного проекта по строительству молочно-товарных ферм. А все остальное – как и ранее: в постановлении списком идут предприятия и проекты, которым банки должны выделить средства.

Право отклонить проект есть, возможности – нет

Правда, при кредитовании текущей деятельности агропромышленного комплекса и организаций реального сектора экономики коммерческим банкам предоставлено право в случае отсутствия кредитополучателей, соответствующих предъявляемым банком требованиям к платежеспособности, перераспределять лимиты директивного кредитования.

Но поступать так банки имеют право только по согласованию с Минэкономики, Минфином и Нацбанком и при условии соблюдения лимитов директивного кредитования. Получается, что лимиты выдачи кредитов банки должны выполнить, несмотря на наличие или отсутствие проектов. В таких условиях говорить о конкурсном отборе проектов не приходится. То есть создается впечатление, что все права банков по отбору проектов предоставлены им только на бумаге, для галочки, а реально воспользоваться этим правом они не смогут.

Так что пока все остается по-старому. Всего же в 2016 году на директивное кредитование в рамках государственных программ и мероприятий в Беларуси решено направить 28 трлн. BYR. Из них 10 трлн. BYR предстоит выделить Банку развития, 10,8 трлн. BYR – Беларусбанку и 6,9 трлн. BYR – Белагропромбанку.

Кроме того, небольшие суммы предстоит выделить в рамках директивного кредитования Белинвестбанку, БПС-Сбербанку, Банку БелВЭБ и Приорбанку.

Банку развития достались инфраструктурные проекты. Он предоставит 1 трлн. BYR ОАО «Промагролизинг» на покупку техники и оборудования, а также выделит на дорожное хозяйство 0,69 трлн. BYR. Он же вложит средства в объеме 0,56 трлн. BYR в инфраструктурные проекты ГПО «Белэнерго» и ГПО «Белтопгаз». Банк развития направит также 3,2 трлн. BYR на экспортное кредитование нерезидентов.

Но основную часть директивного кредитования предприятий будут, как и ранее, осуществлять коммерческие банки, а не Банк развития. Последний должен профинансировать предприятия реального сектора на 4,6 трлн. BYR. Всего же банками на финансирование текущей деятельности агропромышленных предприятий будет направлено 9 трлн. BYR кредитов, еще 3,45 трлн. BYR кредитных ресурсов планируется направить на финансирование инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе в рамках государственных проектов и мероприятий, а на кредитование отдельных проектов в реальном секторе экономики – 5,3 трлн. BYR.

А деньги откуда?

Таким образом, перекладывания груза директивного кредитования на Банк развития не произошло. Более того, Банк развития, похоже, будет кредитовать предприятия реального сектора не за свои средства, а за средства коммерческих банков. По крайней мере, в постановлении № 103 банкам предписано направлять денежные средства, в том числе поступающие в счет погашения предоставленных банковских кредитов в рамках государственных программ и мероприятий, на директивное кредитование и приобретение облигаций Банка развития.

То есть фактически банки должны выделить средства на директивное кредитование Банку развития, который будет осуществлять формальные функции по перераспределению ресурсов банковской системы. Вот тебе и реформа системы кредитования госпрограмм. Коммерческие банки и сами могут кредитовать предприятия в рамках госпрограмм, если у тех есть хорошие проекты, а не покупать облигации Банка развития. А если эффективных проектов на предприятиях нет, так ведь и Банк развития не должен их финансировать. Нестыковка какая-то.

Но средства коммерческих банков – это не единственный источник финансирования государственных программ. Органам государственного управления совместно с Банком развития и Беларусбанком поручено организовать работу по привлечению для реализации инвестиционных проектов, в том числе в рамках госпрограмм, кредитных ресурсов Государственного банка развития Китая. К этому источнику финансирования претензий нет, он и предназначен для поддержки проектов, которые проблематично кредитовать коммерческим банкам. Но организовать работу по привлечению средств не означает получить кредит.

Таким образом, в целом программа правительства по кредитованию в рамках государственных программ на 2016 год производит удручающее впечатление. Банкам поручено финансировать большей частью неэффективные предприятия, которые не могут получить средства на рыночных условиях. А инфраструктурные проекты, которые действительно может финансировать Банк развития, – это только небольшая часть директивного кредитования.

По сравнению с практикой прошлых лет в 2016 году, похоже, на деле ничего не меняется. Создается видимость изменений посредством передачи ресурсов от коммерческих банков к Банку развития и предоставления банкам формальной свободы выбора проектов, которой реально воспользоваться они не смогут. Поэтому и ожидать роста эффективности от директивного кредитования вряд ли стоит.

 

Тэги:

, , ,

Санитарные нормы торговли пищевой продукцией на рынках значительно упростились — текст постановления Минздрава

Постановленние Минздрава от 23 октября 2018 г. № 80 опубликовано на Национальном правовом портале. Постановлением утверждены Санитарные норм и правила «Требования к осуществлению торговли на рынках пищевой продукцией»в новой редакции и признается  утратившим силу постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 сентября 2012 г. № 151 Новыми Санитарными нормами и правилами устанавливаются требования к территории, освещению, микроклимату, содержанию и

Бум на рынке кредитования недвижимости продолжается

Как ни сопротивлялся Национальный банк Беларуси возникновению кредитного бума в стране, остановить этот процесс он не в состоянии: банки продолжают наращивать объемы кредитов, выдаваемых физическим лицам на недвижимость. Задолженность населения Беларуси по кредитам, выданным банками на финансирование недвижимости, в октябре текущего года выросла на рекордную величину – 134,5 млн. рублей (до 6,96 млрд. рублей), что

Прогноз курса рубля на неделю с 10 по 14 декабря

В понедельник 10 декабря возможно падение курса доллара на БВФБ на величину около 1%, однако затем он может частично восстановить позиции и потерять по итогам недели 0,5-1%. Средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе снизился, как и ожидалось, но в намного меньшей степени: всего на 0,1% и составил 7 декабря 2,1329 рублей

Минздрав значительно сократил перечень требований к осуществлению торговли на рынках пищевой продукцией

Постановлением Министерства здравоохранения от 23 октября 2018 г. № 80 утверждены новые Санитарные нормы и правила «Требования к осуществлению торговли на рынках пищевой продукцией», сообщает Национальный правовой портал. Требования к осуществлению торговли на рынках пищевой продукцией пересмотрены и значительно сокращены. Новые санитарные нормы и правила состоят из 35 пунктов (ранее в документе был 131 пункт).

Александр ШВЕЦ: «Сейчас нельзя лишить государство права вето на банкротство госпредприятий»

Эксперты считают, что в Беларуси назрела острая необходимость в реформировании законодательства о банкротстве, — новый закон должен заложить основы для реструктуризации и оздоровления экономики. Внести на рассмотрение депутатам новый законопроект «О банкротстве» планируется в 2019 году. Однако некоторые предложенные новации в этот документ уже сейчас вызывают серьезные вопросы у бизнеса. Об этом – в интервью

Баллада о технологии выращивания льна

К началу XVII века почти пятнадцать процентов населения северных провинций Нидерландов составляли предприниматели. За счет чего стал возможен, в том числе и по современным меркам, столь феноменальный предпринимательский бум?

Специальные колесные шасси и тягачи: «журавль» или «синица»?

Затягивание Камcким автозаводом реализации проекта "Платформа-О" позволяет Минскому заводу колесных тягачей сохранить статус главного поставщика шасси для российских мобильных ракетных комплексов.

Забавная арифметика рынка труда

Как сообщил Белстат, в сентябре текущего года число занятых в экономике составило 4.330,1 тыс. человек и уменьшилось на 18,1 тыс. человек или на 0,4% по сравнению с сентябрем 2017 года. Следует отметить, что сентябрь традиционно имеет свою специфику, которая отражается на общем состоянии занятости. Например, в сентябре 2017 года численность принятых на работу в 1,125 раза