• EUR  2.45
  • USD  2.0788
  • RUB (100)  3.1389
Минск  11 Погода в Минске

В 2015 году государственные чиновники на самых разных уровнях много говорили о том, что начиная с 2016 года льготные кредиты на инвестиционные проекты в рамках государственных программ будут предоставляться только по конкурсу, а Банк развития станет единственным каналом льготного кредитования. Да и 9 февраля премьер-министр РБ Андрей Кобяков на заседании президиума Совмина упомянул, что государственная поддержка переводится на конкурсную основу. Данные заявления вызывали чувство недоумения, так как было неясно, что же произойдет с теми предприятиями, которые не смогут победить в конкурсах, но нуждаются в финансировании. Что, будут закрываться?

И вот интрига раскрылась: 8 февраля Совмин принял документ, в котором определил лимиты и правила директивного кредитования на 2016 год, – постановление № 103 «О кредитовании государственных программ и мероприятий в 2016 году».

В нем объясняется, как обстоят дела с конкурсами. Оказалось, что по конкурсному отбору будет осуществляться только кредитование Банком развития пилотного проекта по строительству молочно-товарных ферм. А все остальное – как и ранее: в постановлении списком идут предприятия и проекты, которым банки должны выделить средства.

Право отклонить проект есть, возможности – нет

Правда, при кредитовании текущей деятельности агропромышленного комплекса и организаций реального сектора экономики коммерческим банкам предоставлено право в случае отсутствия кредитополучателей, соответствующих предъявляемым банком требованиям к платежеспособности, перераспределять лимиты директивного кредитования.

Но поступать так банки имеют право только по согласованию с Минэкономики, Минфином и Нацбанком и при условии соблюдения лимитов директивного кредитования. Получается, что лимиты выдачи кредитов банки должны выполнить, несмотря на наличие или отсутствие проектов. В таких условиях говорить о конкурсном отборе проектов не приходится. То есть создается впечатление, что все права банков по отбору проектов предоставлены им только на бумаге, для галочки, а реально воспользоваться этим правом они не смогут.

Так что пока все остается по-старому. Всего же в 2016 году на директивное кредитование в рамках государственных программ и мероприятий в Беларуси решено направить 28 трлн. BYR. Из них 10 трлн. BYR предстоит выделить Банку развития, 10,8 трлн. BYR – Беларусбанку и 6,9 трлн. BYR – Белагропромбанку.

Кроме того, небольшие суммы предстоит выделить в рамках директивного кредитования Белинвестбанку, БПС-Сбербанку, Банку БелВЭБ и Приорбанку.

Банку развития достались инфраструктурные проекты. Он предоставит 1 трлн. BYR ОАО «Промагролизинг» на покупку техники и оборудования, а также выделит на дорожное хозяйство 0,69 трлн. BYR. Он же вложит средства в объеме 0,56 трлн. BYR в инфраструктурные проекты ГПО «Белэнерго» и ГПО «Белтопгаз». Банк развития направит также 3,2 трлн. BYR на экспортное кредитование нерезидентов.

Но основную часть директивного кредитования предприятий будут, как и ранее, осуществлять коммерческие банки, а не Банк развития. Последний должен профинансировать предприятия реального сектора на 4,6 трлн. BYR. Всего же банками на финансирование текущей деятельности агропромышленных предприятий будет направлено 9 трлн. BYR кредитов, еще 3,45 трлн. BYR кредитных ресурсов планируется направить на финансирование инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе в рамках государственных проектов и мероприятий, а на кредитование отдельных проектов в реальном секторе экономики – 5,3 трлн. BYR.

А деньги откуда?

Таким образом, перекладывания груза директивного кредитования на Банк развития не произошло. Более того, Банк развития, похоже, будет кредитовать предприятия реального сектора не за свои средства, а за средства коммерческих банков. По крайней мере, в постановлении № 103 банкам предписано направлять денежные средства, в том числе поступающие в счет погашения предоставленных банковских кредитов в рамках государственных программ и мероприятий, на директивное кредитование и приобретение облигаций Банка развития.

То есть фактически банки должны выделить средства на директивное кредитование Банку развития, который будет осуществлять формальные функции по перераспределению ресурсов банковской системы. Вот тебе и реформа системы кредитования госпрограмм. Коммерческие банки и сами могут кредитовать предприятия в рамках госпрограмм, если у тех есть хорошие проекты, а не покупать облигации Банка развития. А если эффективных проектов на предприятиях нет, так ведь и Банк развития не должен их финансировать. Нестыковка какая-то.

Но средства коммерческих банков – это не единственный источник финансирования государственных программ. Органам государственного управления совместно с Банком развития и Беларусбанком поручено организовать работу по привлечению для реализации инвестиционных проектов, в том числе в рамках госпрограмм, кредитных ресурсов Государственного банка развития Китая. К этому источнику финансирования претензий нет, он и предназначен для поддержки проектов, которые проблематично кредитовать коммерческим банкам. Но организовать работу по привлечению средств не означает получить кредит.

Таким образом, в целом программа правительства по кредитованию в рамках государственных программ на 2016 год производит удручающее впечатление. Банкам поручено финансировать большей частью неэффективные предприятия, которые не могут получить средства на рыночных условиях. А инфраструктурные проекты, которые действительно может финансировать Банк развития, – это только небольшая часть директивного кредитования.

По сравнению с практикой прошлых лет в 2016 году, похоже, на деле ничего не меняется. Создается видимость изменений посредством передачи ресурсов от коммерческих банков к Банку развития и предоставления банкам формальной свободы выбора проектов, которой реально воспользоваться они не смогут. Поэтому и ожидать роста эффективности от директивного кредитования вряд ли стоит.

 

Тэги:

, , ,

Прогноз курса рубля на неделю с 17 по 21 сентября

Ожидаем коррекции курса доллара на БВФБ примерно на 1% при укреплении российского рубля. Возможны значительные колебания курсов. В понедельник 17 сентября курс доллара может уменьшиться примерно на 0,5%. Прогноз в отношении средневзвешенного курса доллара США на прошедшей неделе не сбылся: ожидалось продолжение его роста, а он снизился, правда, всего на 0,01% – до 2,1387 рублей

Прогноз курса рубля на неделю с 24 по 28 сентября

Возможно ослабление доллара по отношению к белорусскому рублю на БВФБ еще примерно на 1% при одновременном снижении курсов евро и российского рубля. В понедельник 24 сентября на открытии торгов ожидается тот же курс доллара, что и 21 сентября. Средневзвешенный курс доллара США на прошедшей неделе, как и ожидалось, снизился, но в намного большей степени: не

Беларусбанк вводит комиссию за проведение некоторых платежей через кассу банка

ОАО «АСБ Беларусбанк» с 1 октября 2018 года вводит комиссию за проведение ограниченного списка платежей в кассах банка, говорится в сообщении банка. Комиссия за каждый платеж в кассе банка за обучение, парковку, услуги Интернет и т.д. обойдется в 1 рубль. Все платежи, за которые будет взыматься вознаграждение, можно совершить в каналах дистанционного банковского обслуживания бесплатно: Интернет-банкинге,

Великий перелом в настроениях жителей Беларуси или ошибка опроса?

Судя по опросам населения, проводимыми Национальным банком РБ, этим летом число сторонников сбережений в белорусских рублях среди жителей страны значительно выросло, что на фоне обвала курса рубля кажется довольно странным и требует объяснения. А именно, доля людей, которые считают предпочтительной валютой для сбережений белорусские рубли, в августе 2018 года поднялась до 31,3% с 23,8% в

Электронные компоненты: ракеты отдельно — «мозги» отдельно

Несмотря на все «успехи» импортозамещения, важные отрасли оборонной промышленности России по-прежнему остаются зависимыми от иностранных производителей. Выходом из этой критической ситуации могло бы стать использование потенциала белорусских высокотехнологичных предприятий. Не так давно США решили полностью запретить поставку в Россию электронных устройств и комплектующих изделий двойного назначения. Если прежде вопрос о разрешении или запрете экспорта столь

Контроль доходов в цифровой экономике

Специфика экономической политики белорусского государства заключается в том, что большинство экономических решений в государстве принимается в первую очередь в интересах чиновников, и только потом думают о бизнесе. Именно по такому пути пошла реализация заявленного государством проекта «Цифровая экономика». В качестве наглядного примера можно рассмотреть подходы к построению белорусской цифровой экономики контролирующими органами. Электронные справки о

Великий перелом в настроениях жителей Беларуси или ошибка опроса?

Судя по опросам населения, проводимыми Национальным банком РБ, этим летом число сторонников сбережений в белорусских рублях среди жителей страны значительно выросло, что на фоне обвала курса рубля кажется довольно странным и требует объяснения. А именно, доля людей, которые считают предпочтительной валютой для сбережений белорусские рубли, в августе 2018 года поднялась до 31,3% с 23,8% в

О роли человека с тряпкой в истории

Государственное вранье выгодно на стадии экономического роста, но когда рост сменяется падением, то обязательно появится тот, кто открыто призовет «жить не по лжи». И он будет услышан. Иллюстрация к статье, как правило, подбирается после завершения работы над текстом, т.к. она являются производной от содержания. Но в данном случае поводом для написания статьи послужила карикатура белорусского художника Дениса