В 2015 году государственные чиновники на самых разных уровнях много говорили о том, что начиная с 2016 года льготные кредиты на инвестиционные проекты в рамках государственных программ будут предоставляться только по конкурсу, а Банк развития станет единственным каналом льготного кредитования. Да и 9 февраля премьер-министр РБ Андрей Кобяков на заседании президиума Совмина упомянул, что государственная поддержка переводится на конкурсную основу. Данные заявления вызывали чувство недоумения, так как было неясно, что же произойдет с теми предприятиями, которые не смогут победить в конкурсах, но нуждаются в финансировании. Что, будут закрываться?

И вот интрига раскрылась: 8 февраля Совмин принял документ, в котором определил лимиты и правила директивного кредитования на 2016 год, – постановление № 103 «О кредитовании государственных программ и мероприятий в 2016 году».

В нем объясняется, как обстоят дела с конкурсами. Оказалось, что по конкурсному отбору будет осуществляться только кредитование Банком развития пилотного проекта по строительству молочно-товарных ферм. А все остальное – как и ранее: в постановлении списком идут предприятия и проекты, которым банки должны выделить средства.

Право отклонить проект есть, возможности – нет

Правда, при кредитовании текущей деятельности агропромышленного комплекса и организаций реального сектора экономики коммерческим банкам предоставлено право в случае отсутствия кредитополучателей, соответствующих предъявляемым банком требованиям к платежеспособности, перераспределять лимиты директивного кредитования.

Но поступать так банки имеют право только по согласованию с Минэкономики, Минфином и Нацбанком и при условии соблюдения лимитов директивного кредитования. Получается, что лимиты выдачи кредитов банки должны выполнить, несмотря на наличие или отсутствие проектов. В таких условиях говорить о конкурсном отборе проектов не приходится. То есть создается впечатление, что все права банков по отбору проектов предоставлены им только на бумаге, для галочки, а реально воспользоваться этим правом они не смогут.

Так что пока все остается по-старому. Всего же в 2016 году на директивное кредитование в рамках государственных программ и мероприятий в Беларуси решено направить 28 трлн. BYR. Из них 10 трлн. BYR предстоит выделить Банку развития, 10,8 трлн. BYR – Беларусбанку и 6,9 трлн. BYR – Белагропромбанку.

Кроме того, небольшие суммы предстоит выделить в рамках директивного кредитования Белинвестбанку, БПС-Сбербанку, Банку БелВЭБ и Приорбанку.

Банку развития достались инфраструктурные проекты. Он предоставит 1 трлн. BYR ОАО «Промагролизинг» на покупку техники и оборудования, а также выделит на дорожное хозяйство 0,69 трлн. BYR. Он же вложит средства в объеме 0,56 трлн. BYR в инфраструктурные проекты ГПО «Белэнерго» и ГПО «Белтопгаз». Банк развития направит также 3,2 трлн. BYR на экспортное кредитование нерезидентов.

Но основную часть директивного кредитования предприятий будут, как и ранее, осуществлять коммерческие банки, а не Банк развития. Последний должен профинансировать предприятия реального сектора на 4,6 трлн. BYR. Всего же банками на финансирование текущей деятельности агропромышленных предприятий будет направлено 9 трлн. BYR кредитов, еще 3,45 трлн. BYR кредитных ресурсов планируется направить на финансирование инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе в рамках государственных проектов и мероприятий, а на кредитование отдельных проектов в реальном секторе экономики – 5,3 трлн. BYR.

А деньги откуда?

Таким образом, перекладывания груза директивного кредитования на Банк развития не произошло. Более того, Банк развития, похоже, будет кредитовать предприятия реального сектора не за свои средства, а за средства коммерческих банков. По крайней мере, в постановлении № 103 банкам предписано направлять денежные средства, в том числе поступающие в счет погашения предоставленных банковских кредитов в рамках государственных программ и мероприятий, на директивное кредитование и приобретение облигаций Банка развития.

То есть фактически банки должны выделить средства на директивное кредитование Банку развития, который будет осуществлять формальные функции по перераспределению ресурсов банковской системы. Вот тебе и реформа системы кредитования госпрограмм. Коммерческие банки и сами могут кредитовать предприятия в рамках госпрограмм, если у тех есть хорошие проекты, а не покупать облигации Банка развития. А если эффективных проектов на предприятиях нет, так ведь и Банк развития не должен их финансировать. Нестыковка какая-то.

Но средства коммерческих банков – это не единственный источник финансирования государственных программ. Органам государственного управления совместно с Банком развития и Беларусбанком поручено организовать работу по привлечению для реализации инвестиционных проектов, в том числе в рамках госпрограмм, кредитных ресурсов Государственного банка развития Китая. К этому источнику финансирования претензий нет, он и предназначен для поддержки проектов, которые проблематично кредитовать коммерческим банкам. Но организовать работу по привлечению средств не означает получить кредит.

Таким образом, в целом программа правительства по кредитованию в рамках государственных программ на 2016 год производит удручающее впечатление. Банкам поручено финансировать большей частью неэффективные предприятия, которые не могут получить средства на рыночных условиях. А инфраструктурные проекты, которые действительно может финансировать Банк развития, – это только небольшая часть директивного кредитования.

По сравнению с практикой прошлых лет в 2016 году, похоже, на деле ничего не меняется. Создается видимость изменений посредством передачи ресурсов от коммерческих банков к Банку развития и предоставления банкам формальной свободы выбора проектов, которой реально воспользоваться они не смогут. Поэтому и ожидать роста эффективности от директивного кредитования вряд ли стоит.

 

Тэги:

, , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,