• EUR  2.3553
  • USD  2.0031
  • RUB (100)  3.3939
Минск  1.2 Погода в Минске

В 2015 году государственные чиновники на самых разных уровнях много говорили о том, что начиная с 2016 года льготные кредиты на инвестиционные проекты в рамках государственных программ будут предоставляться только по конкурсу, а Банк развития станет единственным каналом льготного кредитования. Да и 9 февраля премьер-министр РБ Андрей Кобяков на заседании президиума Совмина упомянул, что государственная поддержка переводится на конкурсную основу. Данные заявления вызывали чувство недоумения, так как было неясно, что же произойдет с теми предприятиями, которые не смогут победить в конкурсах, но нуждаются в финансировании. Что, будут закрываться?

И вот интрига раскрылась: 8 февраля Совмин принял документ, в котором определил лимиты и правила директивного кредитования на 2016 год, – постановление № 103 «О кредитовании государственных программ и мероприятий в 2016 году».

В нем объясняется, как обстоят дела с конкурсами. Оказалось, что по конкурсному отбору будет осуществляться только кредитование Банком развития пилотного проекта по строительству молочно-товарных ферм. А все остальное – как и ранее: в постановлении списком идут предприятия и проекты, которым банки должны выделить средства.

Право отклонить проект есть, возможности – нет

Правда, при кредитовании текущей деятельности агропромышленного комплекса и организаций реального сектора экономики коммерческим банкам предоставлено право в случае отсутствия кредитополучателей, соответствующих предъявляемым банком требованиям к платежеспособности, перераспределять лимиты директивного кредитования.

Но поступать так банки имеют право только по согласованию с Минэкономики, Минфином и Нацбанком и при условии соблюдения лимитов директивного кредитования. Получается, что лимиты выдачи кредитов банки должны выполнить, несмотря на наличие или отсутствие проектов. В таких условиях говорить о конкурсном отборе проектов не приходится. То есть создается впечатление, что все права банков по отбору проектов предоставлены им только на бумаге, для галочки, а реально воспользоваться этим правом они не смогут.

Так что пока все остается по-старому. Всего же в 2016 году на директивное кредитование в рамках государственных программ и мероприятий в Беларуси решено направить 28 трлн. BYR. Из них 10 трлн. BYR предстоит выделить Банку развития, 10,8 трлн. BYR – Беларусбанку и 6,9 трлн. BYR – Белагропромбанку.

Кроме того, небольшие суммы предстоит выделить в рамках директивного кредитования Белинвестбанку, БПС-Сбербанку, Банку БелВЭБ и Приорбанку.

Банку развития достались инфраструктурные проекты. Он предоставит 1 трлн. BYR ОАО «Промагролизинг» на покупку техники и оборудования, а также выделит на дорожное хозяйство 0,69 трлн. BYR. Он же вложит средства в объеме 0,56 трлн. BYR в инфраструктурные проекты ГПО «Белэнерго» и ГПО «Белтопгаз». Банк развития направит также 3,2 трлн. BYR на экспортное кредитование нерезидентов.

Но основную часть директивного кредитования предприятий будут, как и ранее, осуществлять коммерческие банки, а не Банк развития. Последний должен профинансировать предприятия реального сектора на 4,6 трлн. BYR. Всего же банками на финансирование текущей деятельности агропромышленных предприятий будет направлено 9 трлн. BYR кредитов, еще 3,45 трлн. BYR кредитных ресурсов планируется направить на финансирование инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе в рамках государственных проектов и мероприятий, а на кредитование отдельных проектов в реальном секторе экономики – 5,3 трлн. BYR.

А деньги откуда?

Таким образом, перекладывания груза директивного кредитования на Банк развития не произошло. Более того, Банк развития, похоже, будет кредитовать предприятия реального сектора не за свои средства, а за средства коммерческих банков. По крайней мере, в постановлении № 103 банкам предписано направлять денежные средства, в том числе поступающие в счет погашения предоставленных банковских кредитов в рамках государственных программ и мероприятий, на директивное кредитование и приобретение облигаций Банка развития.

То есть фактически банки должны выделить средства на директивное кредитование Банку развития, который будет осуществлять формальные функции по перераспределению ресурсов банковской системы. Вот тебе и реформа системы кредитования госпрограмм. Коммерческие банки и сами могут кредитовать предприятия в рамках госпрограмм, если у тех есть хорошие проекты, а не покупать облигации Банка развития. А если эффективных проектов на предприятиях нет, так ведь и Банк развития не должен их финансировать. Нестыковка какая-то.

Но средства коммерческих банков – это не единственный источник финансирования государственных программ. Органам государственного управления совместно с Банком развития и Беларусбанком поручено организовать работу по привлечению для реализации инвестиционных проектов, в том числе в рамках госпрограмм, кредитных ресурсов Государственного банка развития Китая. К этому источнику финансирования претензий нет, он и предназначен для поддержки проектов, которые проблематично кредитовать коммерческим банкам. Но организовать работу по привлечению средств не означает получить кредит.

Таким образом, в целом программа правительства по кредитованию в рамках государственных программ на 2016 год производит удручающее впечатление. Банкам поручено финансировать большей частью неэффективные предприятия, которые не могут получить средства на рыночных условиях. А инфраструктурные проекты, которые действительно может финансировать Банк развития, – это только небольшая часть директивного кредитования.

По сравнению с практикой прошлых лет в 2016 году, похоже, на деле ничего не меняется. Создается видимость изменений посредством передачи ресурсов от коммерческих банков к Банку развития и предоставления банкам формальной свободы выбора проектов, которой реально воспользоваться они не смогут. Поэтому и ожидать роста эффективности от директивного кредитования вряд ли стоит.

 

Тэги:

, , ,

Комментарии

Прогноз курса рубля на неделю с 20 по 24 ноября

Возможны резкие колебания курсов валют, но по итогам недели курс доллара на БВФБ, скорее всего, практически не изменится. В понедельник при открытии торгов возможно снижение курса доллара на доли процента.

В Беларуси формируется рынок мусорных облигаций для населения

Падение ставок по банковским вкладам заставило жителей Беларуси задуматься о том, куда вкладывать средства, и тут, как по волшебству, белорусские предприятия начали выпускать облигации с вполне приличными процентами. Но чудес, особенно в финансах, не бывает.

Реальная безработица: в Молодечно 9% граждан заявили, что не имеют работы

Об этом проинформировала на докладе правительства, Национального банка, облисполкомов и Минского горисполкома о работе экономики за истекший период 2017 года, оценке итогов года и проектах прогноза, бюджета и денежно-кредитной политики на 2018 год председатель Белорусского статистического комитета Беларуси Инна Медведева.

Посольство Беларуси в Швеции официально открылось в Стокгольме

Официальная церемония открытия Посольства Республики Беларусь в Королевстве Швеция состоялось 15 ноября 2017 г. в Стокгольме.

Зенитные ракетные комплексы: именем скандинавского бога

25 октября 2017 года министерство обороны Республики Беларусь и АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей" заключили контракт на поставку очередной батареи зенитного ракетного комплекса "Тор-М2". Поставка будет осуществляться в рамках договора между РФ и РБ о развитии военно-технического сотрудничества от 10 декабря 2009 года.

В Беларуси формируется рынок мусорных облигаций для населения

Падение ставок по банковским вкладам заставило жителей Беларуси задуматься о том, куда вкладывать средства, и тут, как по волшебству, белорусские предприятия начали выпускать облигации с вполне приличными процентами. Но чудес, особенно в финансах, не бывает.

Подорожавшая нефть — спаситель белорусскому бюджету?

На фоне драматического падения цены на нефть белорусское руководство даже задумалось о поисках новых драйверов роста национальной экономики. Но в последнее время нефтяные цены продемонстрировали рост, превысил планку в 60 долларов за баррель. «Нефтяной» драйвер возвращается?

100 лет революции: Жизнь людей в социалистическом лагере

После 1945 года население Восточной Европы было политически активным, симпатизирующим левым партиям, включая коммунистов, при том, безоговорочно не голосовало, как считали многие наблюдатели, за будущую власть коммунистов.