• EUR  2.3963
  • USD  2.0277
  • RUB (100)  3.4534
Минск  1.1 Погода в Минске

Изменение законодательства в вопросе государственного контроля в последние годы направлено на упрощение процедуры привлечения дополнительных поступлений в бюджет. Не стал исключением и вступающий в силу с 22 апреля 2016 года Указ президента Республики Беларусь № 14 «О дополнительных мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налогов» (далее – Указ № 14).

Все изменения Указа № 14 можно условно подразделить на три направления. Во-первых, это изменение процедуры проведения проверок лжепредпринимательских структур. Во-вторых, это изменение подходов к административному наказанию лжепредпринимательских структур. В-третьих, это изменение процедуры назначения проверок лжепредпринимательских структур.

Проверка по заключению

Первое изменение законодательства, утвержденное Указом № 14, – упрощение проверок субъектов хозяйствования, связанных с лжепредпринимательскими структурами. Фактически речь идет о создании упрощенного механизма проведения проверок субъектов хозяйствования на основании заключений, составленных Департаментом финансовых расследований Комитета государственного контроля (далее – департамент).

Заключение департамента является новой юридической формой документа, который составляется по субъектам хозяйствования, включаемым в реестр лжепредпринимательских структур. В заключении содержится информация:

  • о субъекте хозяйствования;
  • дате включения субъекта хозяйствования в реестр лжепредпринимателей;
  • доказательства, подтверждающие незаконную деятельность субъекта хозяйствования;
  • период времени, в течение которого документы субъекта хозяйствования признаются не имеющими юридической силы.

Заключение может быть обжаловано субъектом хозяйствования, включаемым в реестр лжепредпринимателей, в течение 10 рабочих дней со дня его получения. В случае несогласия с ответом департамента на жалобу по заключению в дальнейшем это же заключение может быть обжаловано в течение 10 рабочих дней в Экономическом суде.

В последующем по истечении 10 дней со дня вручения заключения субъекту хозяйствования, включенному в реестр лжепредпринимателей (далее – лжепредприниматель), либо на следующий день после ответа на жалобу по заключению департамент получает право направлять предписания. Предписания направляются в адрес других субъектов хозяйствования, имевших договорные отношения с лжепредпринимателем, который включен в реестр на основании заключения департамента. В предписании выставляются требования:

  • о доплате налогов по хозяйственным операциям с лжепредпринимателем;
  • о предоставлении уточненной налоговой декларации и доплате налогов;
  • об информировании в течение 20 рабочих дней департамента о принятых мерах.

Предписание может быть обжаловано в департамент в течение 20 рабочих дней. В случае подачи возражения предписание считается утратившим силу, но при этом департамент либо самостоятельно проводит проверку, либо поручает проведение проверки налоговым органам.

Вышеописанный механизм проведения проверок фактически узаконил существующую правоприменительную практику по проверке лжепредпринимательских структур. Так, и в настоящее время департамент оформляет предписания субъектам хозяйствования и дает поручения налоговым органам на проведение проверок лжепредпринимательских структур.

Нововведением является законодательное утверждение новой формы документа – заключения, которое будет являться формальным основанием для включения субъектов хозяйствования в реестр лжепредпринимателей. Кроме того, заключение станет основанием для оформления предписаний, назначения проверок и будет дополнительным доказательством вины субъектов хозяйствования, работавших с лжепредпринимателями.

Добровольный нарушитель

Упрощенный порядок проведения проверок лжепредпринимательских структур дополнен и новым порядком наложения административного штрафа за неуплату или неполную уплату налогов. Так, субъекты хозяйствования будут освобождаться от административной ответственности в случае добровольной уплаты налогов на основании предписания департамента.

Фактически государство предлагает субъектам хозяйствования откупиться от налоговой проверки, добровольно признав себя нарушителем налогового законодательства за один факт заключения договора с лжепредпринимателями. При этом государство получает дополнительные налоговые поступления в бюджет без проведения налоговых проверок, а субъект хозяйствования получает дополнительный налог на лжепредпринимательство, который он должен уплатить добровольно.

Правоприменительная практика последних лет свидетельствует о том, что во многих случаях проще самостоятельно доплатить налоги, чем пытаться доказать свою невиновность в ситуации отсутствия законодательного инструмента, защищающего права добросовестных субъектов хозяйствования. К сожалению, Указ № 14 не предложил ни одного действенного инструмента, позволяющего защитить добросовестный бизнес от лжепредпринимателей. Речь идет о случаях, когда сделка фактически была проведена, но в дальнейшем контрагент по каким-либо причинам был признан лжепредпринимательской структурой и включен в реестр лжепредпринимателей.

Повышенный риск лжепредпринимательства

Третье изменение законодательства, связанное с принятием Указа № 14, расширяет права контролирующих органов по проведению внеплановых проверок. Так, с 22 апреля 2016 года внеплановые проверки субъектов хозяйствования, включенных в реестр лжепредпринимателей, а также субъектов хозяйствования, заключавших договоры с лжепредпринимателями, которые включены в реестр, могут назначаться по предписаниям органов Комитета государственного контроля, Государственного таможенного комитета, Министерства по налогам и сборам. Данное нововведение означает, что фактически любое предприятие может быть проверено внепланово, а соответственно, значение критериев отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок теряет свое практическое значение для бизнеса в вопросе прогнозирования периодичности назначения контрольных проверок.

В этой связи несущественной формальностью становятся последние изменения, связанные с отнесением к высокой группе риска предприятий, включенных в реестр лжепредпринимателей, или субъектов хозяйствования, совершавших сделки с лжепредпринимателями, включенными в реестр. По сути, любое предприятие в любое время может быть проверено внепланово, а соответственно, критерии риска утратили свое практическое значение и фактически могут быть упразднены.

Ужесточение законодательства в сфере контроля над лжепредпринимательскими структурами в очередной раз свидетельствует о том, что государство предпочитает бороться с последствиями, а не с причинами появления лжепредпринимательских структур. Количество и характер деятельности лжепредпринимательских структур характеризуют размеры теневой экономики в государстве.

Судя по количеству выявленных Комитетом государственного контроля лжепредпринимательских структур, можно сделать вывод, что почти 2% предприятий Беларуси были вовлечены в теневой оборот. С учетом набирающих оборотов темпов борьбы с лжепредпринимательскими структурами можно с уверенностью сказать, что эта цифра в ближайшие годы будет на порядок выше.

Существенный удельный вес теневой экономики в Республике Беларусь свидетельствует либо о несовершенстве белорусской экономической модели (в которой выгоднее и удобнее работать в теневой экономике, чем официально), либо о преступной природе белорусского бизнеса. Судя по принятым изменениям законодательства, именно последнее предположение является основным для белорусских чиновников в выборе методов борьбы с теневой экономикой.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Тэги:

, , , ,

Комментарии

Прогноз курса рубля на неделю с 11 по 15 декабря

Ожидаем продолжения роста средневзвешенного курса доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже еще примерно на 1% за счет укрепления доллара как против евро, так и против российского рубля. В понедельник, 11 декабря, возможно снижение курса доллара на доли процента.

Административный восторг и 7 процентов этилового спирта

Ни о каких экономических реформах в рамках «белорусской модели» не может быть и речи, т.к. она есть форма, в которой «русская власть» пытается продлить себя в истории.

Подвижные грунтовые ракетные комплексы: два в одном

Россия примет на вооружение средства ядерного сдерживания своих континентальных соседей как на Западе, так и на Востоке.

Совсем не игрушка: в Германии запретили использование умных часов детьми

Федеральное сетевое агентство ФРГ (BNetzA) запретило продажу «умных» часов для детей в Германии. По мнению представителей ведомства, подобные гаджеты «изобилуют значительными недостатками в области безопасности». С их помощью, например, можно подслушивать разговоры и следить за пользователями, что играет на руку злоумышленникам. Чиновники уже посоветовали родителям уничтожить обладающие «шпионским» функционалом устройства. «С помощью мобильного приложения родители

В 2018 году притока валюты в Беларусь от предприятий и населения не будет

В сентябре-октябре 2017 года поступление валюты из-за рубежа нефинансовых организаций и домашних хозяйств впервые за два года оказалось меньше их платежей за границу, что не сулит курсу белорусского рубля ничего хорошего.

Подвижные грунтовые ракетные комплексы: два в одном

Россия примет на вооружение средства ядерного сдерживания своих континентальных соседей как на Западе, так и на Востоке.

Азбука налоговой оптимизации: НДС (часть 2)

Налоговая оптимизация НДС является сложным и многоступенчатым процессом, который учитывает много факторов. В данной публикации будет рассказано о возможностях налоговой оптимизации НДС, связанных с внешнеэкономической деятельностью, налоговыми вычетами и договорными отношениями.

Административный восторг и 7 процентов этилового спирта

Ни о каких экономических реформах в рамках «белорусской модели» не может быть и речи, т.к. она есть форма, в которой «русская власть» пытается продлить себя в истории.