• EUR  2.3176
  • USD  1.996
  • RUB (100)  3.1527
Минск  22 Погода в Минске

Некоторое время назад в ряде интернет-изданий был опубликован материал под заголовком «Украинская армия отказывается от белорусских МАЗов». Из него следовало, что Вооруженные силы Украины в скором времени намереваются отказаться от доставшегося им со времен СССР четырехосного тягача МАЗ-537 модели 1963 года, используемого в качестве основного седельного тягача для транспортировки тяжелой бронетехники.

Причина в том, что автомобиль вызывает много нареканий со стороны украинских военнослужащих, прежде всего вследствие неудобства управления и трудности ремонта. В ходе подготовки мероприятий по модернизации автопарка украинской армии в качестве его замены рассматривались различные седельные тягачи, в том числе и техника белорусского производителя Volat –  «дочернего предприятия МАЗа».

Но в итоге украинские военные остановились на тягаче «Титан» производства Кременчугского автомобильного завода. При сравнительно схожих технических характеристиках украинский «Титан» дешевле в эксплуатации и обслуживании. Предполагается, что модернизированные украинские тягачи будут соответствовать военным стандартам НАТО.

Сразу же хотелось бы отметить, что в столь небольшой по объему публикации было допущено значительное количество неточностей, начиная с заголовка. Те МАЗы, от которых собирается отказываться украинская армия, вовсе не белорусские, в том смысле, что произведены они не на территории Беларуси.

Когда страна сказала «надо»

Обращаясь к истории вопроса, отметим, что МАЗ-537 – это внедорожный военный тягач, созданный во времена СССР путем доработок и усовершенствований тяжелых автомобилей-тягачей военного назначения семейства МАЗ-535 с колесной формулой 8×8, разработанных в 1954-1959 годах в СКБ Минского автомобильного завода под руководством главного конструктора Б. Л. Шапошника.

С инициативой создания машин подобного класса выступил маршал Советского Союза Г. К. Жуков. 25 июня 1954 года было принято постановление Совета министров СССР № 1258-563 «О совершенствовании и создании новых образцов артиллерийских систем и тягачей»: в нем предусматривалось создание на автозаводах в Минске и Москве (МАЗ и ЗИС) специальных конструкторских бюро (СКБ), которые должны были разрабатывать для нужд Минобороны СССР специальные многоосные машины.

На Минском автозаводе СКБ было организовано приказом директора завода 23 июля 1954 года и получило наименование СКБ-1, а 1 сентября того же года при СКБ-1 был организован цех опытного производства. Среди первых задач этих подразделений было создание тягача повышенной проходимости для транспортировки артсистем массой 10 тонн, выполненного по колесной формуле 8х8, с дорожным просветом 0,5 м, преодолевающего подъемы до 30 градусов, форсирующего броды до 1,3 м и с большим запасом топлива.

Проектирование машины было начато в сентябре 1954 года. Конструкция МАЗ-535 имела ряд оригинальных технических решений, в числе которых корытообразная рама с Z-образными лонжеронами, независимая торсионная подвеска всех ведущих односкатных колес, тележечная схема расположения осей, управляемые колеса передней тележки (2 оси), центральная система подкачки шин, гидромеханическая трансмиссия, межосевые и межколесные самоблокирующиеся дифференциалы, цельнометаллическая четырехместная кабина, гидроусилитель рулевого управления, пневмогидравлическая тормозная система.

Автомобили семейства МАЗ-535 – это балластный тягач модели МАЗ-535А с металлической тентованной платформой и седельный тягач МАЗ-535В для буксировки полуприцепов. У последнего торсионную подвеску имели только две передние пары колес, задние две пары у МАЗ-535В (так же как и у всех машин семейства МАЗ-537) – с безрессорной балансирной подвеской.

МАЗ-535 всех модификаций (так же как и МАЗ-537) оснащался высокооборотным четырехтактным V-образным 12-цилиндровым дизелем Д12А рабочим объемом 38.880 куб. см, дефорсированным до 375 л. с. с целью увеличения ресурса. Мотор этот ведет свое происхождение от танкового двигателя В-2 легендарного Т-34 периода Великой Отечественной войны. Особенности конструкции данного агрегата роднят его с двигателями гоночных автомобилей и авиационными моторами: картер из алюминия, азотированный коленвал, четыре клапана на каждый цилиндр, два распределительных вала в головке блока.

Старт «сороконожек»

Весной 1956 года в цехе опытного производства собрали первые опытные образцы тягача МАЗ-535. Серийно выпускать их начали в 1958 году. Для этой цели на Минском автозаводе сначала создали отдельный цех, а затем организовали целое новое подразделение – ПСКТ (производство специальных колесных тягачей), которое занималось серийным выпуском данных машин.

Здесь, очевидно, уместно будет отметить, что 7 февраля 1991 года приказом гендиректора ПО «БелавтоМАЗ» № 143 на базе подразделений ПСКТ был образован и выведен из состава Минского автозавода Минский завод колесных тягачей. Причем сегодня оба завода находятся в подчинении различных ведомств: МАЗ – Министерства промышленности, МЗКТ – Государственного военно-промышленного комитета.

Тягачи МАЗ-535 широко применяли в ракетных войсках для транспортировки баллистических ракет. Базовые балластные тягачи МАЗ-535А с конца 1950-х годов применяли для буксировки специальных прицепных транспортных тележек, на которых из хранилищ на стартовые позиции доставлялись баллистические ракеты Р-12 (8К63), Р-14 (8К65), Р-16 (8К64), Р-36 (8К67), глобальные (орбитальные) ракеты ГР-1 (8К713) и другие. Масса некоторых из них составляла порядка 150 тонн.

На шасси МАЗ-535Б были созданы опытные пусковые установки тактических ракет «Онега» и «Ладога». МАЗ-535В буксировал пусковые установки оперативно-тактического ракетного комплекса «Темп» и беспилотных самолетов Ту-121 и Ту-123 (дальний беспилотный разведчик «Ястреб-1»).

Как 543-я подвинула 537-ю

21 июля 1959 года постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР Минскому автозаводу были поручены разработка и постановка на производство многоосных автомобильных шасси для размещения первого в стране ракетного комплекса оперативно-тактического назначения (ОТРК) «Темп-С».

Выпуск нового четырехколесного шасси высокой проходимости для этого ОТРК, получившего обозначение МАЗ-543, был начат в 1962 году. С целью высвобождения производственных мощностей, необходимых для изготовления шасси МАЗ-543, конструкторско-техническая документация на тягачи МАЗ-535 постановлением Совмина СССР была передана в город Курган на завод «Уралсельмаш», который позднее переименовали в КЗКТ (Курганский завод колесных тягачей). В 1960 году там собрали первый МАЗ-535, а уже с 1961 года было налажено серийное производство этих тягачей.

Их серийный выпуск на КЗКТ продолжался до конца 1963 года, пока их не сменили более совершенные и более мощные тягачи семейства МАЗ-537, также переданные из Минска в Курган. Доработки касались в основном увеличения максимальных показателей возможной нагрузки и улучшения тягово-динамических свойств. В ходе модернизации мощность двигателя автомобиля была увеличена до 525 л. с.

537-е семейство включало в себя базовую модель – седельный тягач МАЗ-537, а также тягач МАЗ-537А с металлической платформой и целый ряд версий седельных тягачей: МАЗ-537Г, МАЗ-537Д, МАЗ-537Е и т. д. В частности, модификация МАЗ-537П – тягач с увеличенным тяговым усилием, который мог буксировать полуприцепы массой до 75 тонн. Модели отличались друг от друга комплектацией и специальным оборудованием.

Отметим, что в период с 1959 по 1965 год машины этого модельного ряда выпускались и самим разработчиком – Минским автозаводом. Но вряд ли эти тягачи возрастом 50 и более лет доселе сохранились на вооружении украинской армии.

Следует сказать, что грузовые автомобили повышенной проходимости МАЗ-535 и МАЗ-537 на самом деле конструктивно и по особенностям эксплуатации весьма существенно отличаются от других грузовых моделей повышенной проходимости, произведенных на территории бывшего СССР. Они гораздо сложнее по устройству, а управление ими и обслуживание требуют специальной подготовки. Поэтому сетования командования украинских Вооруженных сил, утративших в ходе не всегда продуманных реформ квалифицированный персонал, представляются вполне обоснованными.

Да и сами машины, разработанные 60 и более лет назад, в данный момент с технической точки зрения являются устаревшими. Хотя даже сейчас достаточно легко найти запчасти на МАЗ-537, которые предлагают многие дилеры.

Федот, да не тот

И тем не менее говорить о том, что КрАЗ-6446 «Титан» Кременчугского автозавода с колесной формулой 6х6 является полноценной заменой МАЗ-537 (8×8), не вполне корректно – как с точки зрения проходимости вне дорог, так и с точки зрения грузоподъемности. Хотя способность «Титана» буксировать полуприцеп массой до 34 тонн по асфальтированным дорогам и до 23 тонн по пересеченной местности, конечно же, заслуживает уважения.

Думается, решающим аргументом в пользу решения Минобороны Украины заменить устаревшую советскую технику на автомобили украинского производства послужило прежде всего то обстоятельство, что КрАЗ-6446 – это местная разработка, его полномасштабное производство ведется в Украине. И изготовление подавляющего числа комплектующих к этим КрАЗам локализовано на украинских предприятиях. Не менее важно, что КрАЗ-6446 максимально унифицирован с основным грузовиком украинской армии КрАЗ-6322.

Что же касается технического уровня, то вряд ли кто из экспертов будет утверждать, что тягачи марки КрАЗ превосходят тяжеловозы под брендом Vоlat, под которым на мировом рынке выступает Минский завод колесных тягачей. Достаточно ознакомиться с характеристиками уникального автопоезда МЗКТ-741351 для транспортировки бронетехники по заказу одной из стран Ближнего Востока.

Автопоезд МЗКТ-741351 разработан для транспортировки бронетехники по заказу одной из стран Ближнего Востока.

Автопоезд МЗКТ-741351 разработан для транспортировки бронетехники по заказу одной из стран Ближнего Востока.

Эта машина способна транспортировать на сцепке из полуприцепа МЗКТ-999421 и прицепа МЗКТ-837211 основные боевые танки массой 56 тонн и боевые машины пехоты весом до 20 тонн. Стандартная нагрузка автопоезда-танковоза МЗКТ-741351 – один танк типа Leclerc и боевая машина пехоты БМП-3 на полуприцепе и еще один танк Leclerc на пристыкованном к нему прицепе. Общая масса буксируемого груза – 140 тонн.

Седельный тягач МЗКТ-741351 оснащен силовым агрегатом в составе рядного 6-цилиндрового дизеля CAT C18 мощностью 812 л. с. при 2100 об./мин и автоматической коробкой передач Allison 6620AR. Подвеска автопоезда полностью независимая, раздаточная коробка – двухступенчатая, максимальная скорость автопоезда – 70 км/ч. Стоит отметить, что подобная техника уже эксплуатируется в Вооруженных силах Объединенных Арабских Эмиратов и ряда других ближневосточных стран.

Однако Минский завод колесных тягачей производит большегрузные тягачи не только для супербогатых арабских шейхов. Некоторое время назад по техзаданию Вооруженных сил Турции (одних из крупнейших в странах НАТО) МЗКТ разработал и выпустил 250 автопоездов-танковозов МЗКТ-742952+93783, способных перевозить 50 тонн груза, с двигателем Daimler Chrysler OM 502 LA мощностью 544 л. с.

И еще неизвестно, какой бы выбор сделало Минобороны Украины, если бы не обстоятельства военного времени и недостаток финансовых средств.

 

Тэги:

, , , , , ,

Комментарии

Прогноз курса рубля на неделю с 16 по 20 июля

Возможно продолжение снижения курса доллара на БВФБ (еще примерно на 0,5% за неделю) на фоне укрепления российского рубля. В понедельник 16 июля на открытии биржевых торгов курс доллара может уменьшиться на доли процента. Средневзвешенный курс доллара США на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе снизился на 0,5% и составил 13 июля 1,9706 рублей за доллар.

Около Минска 20 июля откроется торгово-развлекательный центр DiaMond city

ЗАО «ДиаМант сити» 20 июля 2018 г откроет торгово-развлекательный центр (ТРЦ) «DiaMond city» общей площадью около 52 тыс кв м возле транспортной развязки Минская кольцевая автодорога — улица Громова, сообщил агентству ПраймПресс представитель администрации компании. Торговая площадь ТРЦ – 37 тыс кв м. В DiaMond city разместятся гипермаркет ГИППО, магазин YORK Хозтовары, магазины бытовой техники,

Молчание номенклатурных ягнят

На дворе XXI век. Открыто заявлять о своей претензии на роль политического наследника Людовика XIV («Государство – это я») сегодня никому не дано, тем более в стране с европейским прошлым. Поэтому личные интересы всенародноизбранного армия имиджмейкеров и государственных идеологов пытается прикрыть плакатиком с надписью: «Государство для народа».

Белорусы готовятся к кризису и копят золото

Хотя в первой половине текущего года жители Беларуси вывели из банков 227,9 млн. долларов, а предприятия забрали 754,9 млн. долларов, стоимость их депозитов в драгоценных металлах почти удвоилась и достигла 115,2 млн. долларов.

Молодая страна пожилых людей

В России общественность активно обсуждает законопроект о повышении возраста выхода работников на пенсию. Женщин - в 63 года, мужчин - в 65 лет.

По какой цене Беларусь будет покупать российский газ с 2020 года?

Хотя Беларусь и Россия пока не договорились о новой формуле ценообразования на газ, Минэкономразвития РФ уже спрогнозировало цены для Беларуси на ближайшие несколько лет. Судя по этим прогнозам, Россия снизит цены на газ для союзника, но не так радикально, как рассчитывает Минск.

Белорусы готовятся к кризису и копят золото

Хотя в первой половине текущего года жители Беларуси вывели из банков 227,9 млн. долларов, а предприятия забрали 754,9 млн. долларов, стоимость их депозитов в драгоценных металлах почти удвоилась и достигла 115,2 млн. долларов.

Молчание номенклатурных ягнят

На дворе XXI век. Открыто заявлять о своей претензии на роль политического наследника Людовика XIV («Государство – это я») сегодня никому не дано, тем более в стране с европейским прошлым. Поэтому личные интересы всенародноизбранного армия имиджмейкеров и государственных идеологов пытается прикрыть плакатиком с надписью: «Государство для народа».