• EUR  2.4365
  • USD  2.1066
  • RUB (100)  3.221
Минск  12 Погода в Минске

Некоторое время назад в ряде интернет-изданий был опубликован материал под заголовком «Украинская армия отказывается от белорусских МАЗов». Из него следовало, что Вооруженные силы Украины в скором времени намереваются отказаться от доставшегося им со времен СССР четырехосного тягача МАЗ-537 модели 1963 года, используемого в качестве основного седельного тягача для транспортировки тяжелой бронетехники.

Причина в том, что автомобиль вызывает много нареканий со стороны украинских военнослужащих, прежде всего вследствие неудобства управления и трудности ремонта. В ходе подготовки мероприятий по модернизации автопарка украинской армии в качестве его замены рассматривались различные седельные тягачи, в том числе и техника белорусского производителя Volat –  «дочернего предприятия МАЗа».

Но в итоге украинские военные остановились на тягаче «Титан» производства Кременчугского автомобильного завода. При сравнительно схожих технических характеристиках украинский «Титан» дешевле в эксплуатации и обслуживании. Предполагается, что модернизированные украинские тягачи будут соответствовать военным стандартам НАТО.

Сразу же хотелось бы отметить, что в столь небольшой по объему публикации было допущено значительное количество неточностей, начиная с заголовка. Те МАЗы, от которых собирается отказываться украинская армия, вовсе не белорусские, в том смысле, что произведены они не на территории Беларуси.

Когда страна сказала «надо»

Обращаясь к истории вопроса, отметим, что МАЗ-537 – это внедорожный военный тягач, созданный во времена СССР путем доработок и усовершенствований тяжелых автомобилей-тягачей военного назначения семейства МАЗ-535 с колесной формулой 8×8, разработанных в 1954-1959 годах в СКБ Минского автомобильного завода под руководством главного конструктора Б. Л. Шапошника.

С инициативой создания машин подобного класса выступил маршал Советского Союза Г. К. Жуков. 25 июня 1954 года было принято постановление Совета министров СССР № 1258-563 «О совершенствовании и создании новых образцов артиллерийских систем и тягачей»: в нем предусматривалось создание на автозаводах в Минске и Москве (МАЗ и ЗИС) специальных конструкторских бюро (СКБ), которые должны были разрабатывать для нужд Минобороны СССР специальные многоосные машины.

На Минском автозаводе СКБ было организовано приказом директора завода 23 июля 1954 года и получило наименование СКБ-1, а 1 сентября того же года при СКБ-1 был организован цех опытного производства. Среди первых задач этих подразделений было создание тягача повышенной проходимости для транспортировки артсистем массой 10 тонн, выполненного по колесной формуле 8х8, с дорожным просветом 0,5 м, преодолевающего подъемы до 30 градусов, форсирующего броды до 1,3 м и с большим запасом топлива.

Проектирование машины было начато в сентябре 1954 года. Конструкция МАЗ-535 имела ряд оригинальных технических решений, в числе которых корытообразная рама с Z-образными лонжеронами, независимая торсионная подвеска всех ведущих односкатных колес, тележечная схема расположения осей, управляемые колеса передней тележки (2 оси), центральная система подкачки шин, гидромеханическая трансмиссия, межосевые и межколесные самоблокирующиеся дифференциалы, цельнометаллическая четырехместная кабина, гидроусилитель рулевого управления, пневмогидравлическая тормозная система.

Автомобили семейства МАЗ-535 – это балластный тягач модели МАЗ-535А с металлической тентованной платформой и седельный тягач МАЗ-535В для буксировки полуприцепов. У последнего торсионную подвеску имели только две передние пары колес, задние две пары у МАЗ-535В (так же как и у всех машин семейства МАЗ-537) – с безрессорной балансирной подвеской.

МАЗ-535 всех модификаций (так же как и МАЗ-537) оснащался высокооборотным четырехтактным V-образным 12-цилиндровым дизелем Д12А рабочим объемом 38.880 куб. см, дефорсированным до 375 л. с. с целью увеличения ресурса. Мотор этот ведет свое происхождение от танкового двигателя В-2 легендарного Т-34 периода Великой Отечественной войны. Особенности конструкции данного агрегата роднят его с двигателями гоночных автомобилей и авиационными моторами: картер из алюминия, азотированный коленвал, четыре клапана на каждый цилиндр, два распределительных вала в головке блока.

Старт «сороконожек»

Весной 1956 года в цехе опытного производства собрали первые опытные образцы тягача МАЗ-535. Серийно выпускать их начали в 1958 году. Для этой цели на Минском автозаводе сначала создали отдельный цех, а затем организовали целое новое подразделение – ПСКТ (производство специальных колесных тягачей), которое занималось серийным выпуском данных машин.

Здесь, очевидно, уместно будет отметить, что 7 февраля 1991 года приказом гендиректора ПО «БелавтоМАЗ» № 143 на базе подразделений ПСКТ был образован и выведен из состава Минского автозавода Минский завод колесных тягачей. Причем сегодня оба завода находятся в подчинении различных ведомств: МАЗ – Министерства промышленности, МЗКТ – Государственного военно-промышленного комитета.

Тягачи МАЗ-535 широко применяли в ракетных войсках для транспортировки баллистических ракет. Базовые балластные тягачи МАЗ-535А с конца 1950-х годов применяли для буксировки специальных прицепных транспортных тележек, на которых из хранилищ на стартовые позиции доставлялись баллистические ракеты Р-12 (8К63), Р-14 (8К65), Р-16 (8К64), Р-36 (8К67), глобальные (орбитальные) ракеты ГР-1 (8К713) и другие. Масса некоторых из них составляла порядка 150 тонн.

На шасси МАЗ-535Б были созданы опытные пусковые установки тактических ракет «Онега» и «Ладога». МАЗ-535В буксировал пусковые установки оперативно-тактического ракетного комплекса «Темп» и беспилотных самолетов Ту-121 и Ту-123 (дальний беспилотный разведчик «Ястреб-1»).

Как 543-я подвинула 537-ю

21 июля 1959 года постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР Минскому автозаводу были поручены разработка и постановка на производство многоосных автомобильных шасси для размещения первого в стране ракетного комплекса оперативно-тактического назначения (ОТРК) «Темп-С».

Выпуск нового четырехколесного шасси высокой проходимости для этого ОТРК, получившего обозначение МАЗ-543, был начат в 1962 году. С целью высвобождения производственных мощностей, необходимых для изготовления шасси МАЗ-543, конструкторско-техническая документация на тягачи МАЗ-535 постановлением Совмина СССР была передана в город Курган на завод «Уралсельмаш», который позднее переименовали в КЗКТ (Курганский завод колесных тягачей). В 1960 году там собрали первый МАЗ-535, а уже с 1961 года было налажено серийное производство этих тягачей.

Их серийный выпуск на КЗКТ продолжался до конца 1963 года, пока их не сменили более совершенные и более мощные тягачи семейства МАЗ-537, также переданные из Минска в Курган. Доработки касались в основном увеличения максимальных показателей возможной нагрузки и улучшения тягово-динамических свойств. В ходе модернизации мощность двигателя автомобиля была увеличена до 525 л. с.

537-е семейство включало в себя базовую модель – седельный тягач МАЗ-537, а также тягач МАЗ-537А с металлической платформой и целый ряд версий седельных тягачей: МАЗ-537Г, МАЗ-537Д, МАЗ-537Е и т. д. В частности, модификация МАЗ-537П – тягач с увеличенным тяговым усилием, который мог буксировать полуприцепы массой до 75 тонн. Модели отличались друг от друга комплектацией и специальным оборудованием.

Отметим, что в период с 1959 по 1965 год машины этого модельного ряда выпускались и самим разработчиком – Минским автозаводом. Но вряд ли эти тягачи возрастом 50 и более лет доселе сохранились на вооружении украинской армии.

Следует сказать, что грузовые автомобили повышенной проходимости МАЗ-535 и МАЗ-537 на самом деле конструктивно и по особенностям эксплуатации весьма существенно отличаются от других грузовых моделей повышенной проходимости, произведенных на территории бывшего СССР. Они гораздо сложнее по устройству, а управление ими и обслуживание требуют специальной подготовки. Поэтому сетования командования украинских Вооруженных сил, утративших в ходе не всегда продуманных реформ квалифицированный персонал, представляются вполне обоснованными.

Да и сами машины, разработанные 60 и более лет назад, в данный момент с технической точки зрения являются устаревшими. Хотя даже сейчас достаточно легко найти запчасти на МАЗ-537, которые предлагают многие дилеры.

Федот, да не тот

И тем не менее говорить о том, что КрАЗ-6446 «Титан» Кременчугского автозавода с колесной формулой 6х6 является полноценной заменой МАЗ-537 (8×8), не вполне корректно – как с точки зрения проходимости вне дорог, так и с точки зрения грузоподъемности. Хотя способность «Титана» буксировать полуприцеп массой до 34 тонн по асфальтированным дорогам и до 23 тонн по пересеченной местности, конечно же, заслуживает уважения.

Думается, решающим аргументом в пользу решения Минобороны Украины заменить устаревшую советскую технику на автомобили украинского производства послужило прежде всего то обстоятельство, что КрАЗ-6446 – это местная разработка, его полномасштабное производство ведется в Украине. И изготовление подавляющего числа комплектующих к этим КрАЗам локализовано на украинских предприятиях. Не менее важно, что КрАЗ-6446 максимально унифицирован с основным грузовиком украинской армии КрАЗ-6322.

Что же касается технического уровня, то вряд ли кто из экспертов будет утверждать, что тягачи марки КрАЗ превосходят тяжеловозы под брендом Vоlat, под которым на мировом рынке выступает Минский завод колесных тягачей. Достаточно ознакомиться с характеристиками уникального автопоезда МЗКТ-741351 для транспортировки бронетехники по заказу одной из стран Ближнего Востока.

Автопоезд МЗКТ-741351 разработан для транспортировки бронетехники по заказу одной из стран Ближнего Востока.

Автопоезд МЗКТ-741351 разработан для транспортировки бронетехники по заказу одной из стран Ближнего Востока.

Эта машина способна транспортировать на сцепке из полуприцепа МЗКТ-999421 и прицепа МЗКТ-837211 основные боевые танки массой 56 тонн и боевые машины пехоты весом до 20 тонн. Стандартная нагрузка автопоезда-танковоза МЗКТ-741351 – один танк типа Leclerc и боевая машина пехоты БМП-3 на полуприцепе и еще один танк Leclerc на пристыкованном к нему прицепе. Общая масса буксируемого груза – 140 тонн.

Седельный тягач МЗКТ-741351 оснащен силовым агрегатом в составе рядного 6-цилиндрового дизеля CAT C18 мощностью 812 л. с. при 2100 об./мин и автоматической коробкой передач Allison 6620AR. Подвеска автопоезда полностью независимая, раздаточная коробка – двухступенчатая, максимальная скорость автопоезда – 70 км/ч. Стоит отметить, что подобная техника уже эксплуатируется в Вооруженных силах Объединенных Арабских Эмиратов и ряда других ближневосточных стран.

Однако Минский завод колесных тягачей производит большегрузные тягачи не только для супербогатых арабских шейхов. Некоторое время назад по техзаданию Вооруженных сил Турции (одних из крупнейших в странах НАТО) МЗКТ разработал и выпустил 250 автопоездов-танковозов МЗКТ-742952+93783, способных перевозить 50 тонн груза, с двигателем Daimler Chrysler OM 502 LA мощностью 544 л. с.

И еще неизвестно, какой бы выбор сделало Минобороны Украины, если бы не обстоятельства военного времени и недостаток финансовых средств.

 

Тэги:

, , , , , ,

Ярмарки по продаже сельхозпродукции пройдут 13-14 октября в Минске

Как сообщает Главное управление потребительского рынка Мингорисполкома 13-14 октября сельскохозяйственные ярмарки пройдут во всех 9 районах столицы: Наименование административного района Дата проведения Время проведения Адрес Заводской район 13-14 октября 10.00 – 16.00 ул. Герасименко, 51 (стоянка ФОК «Мандарин») 09.00 – 16.00 «Чижовка-арена» по ул.Ташкентской, 19 (общегородская) Ленинский район 13-14 октября 09.00 – 16.00 ул. Гашкевича, 2/3 на площадке ООО «Евроторг»

Прогноз курса рубля на неделю с 15 по 19 октября

Коррекция курса доллара на БВФБ может продолжиться, и американская валюта, вероятно, подешевеет еще на 1-1,5%. Но в понедельник 15 октября возможен рост курса доллара на доли процента. На прошедшей неделе произошла долгожданная коррекция курса доллара по отношению к белорусскому рублю. На Белорусской валютно-фондовой бирже средневзвешенный курс доллара опустился на 1,4% и составил 12 октября 2,1261

Правила медицинской этики и деонтологии утверждены Минздравом и вступили в силу

Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 7 августа 2018 г. № 64 утверждены Правила медицинской этики и деонтологии. Документ принят с целью повысить ответственность и эффективность выполнения медицинскими, фармацевтическими работниками своих должностных обязанностей, а также доверие граждан к системе здравоохранения. В частности, сформулированы принципы поведения медицинских, фармацевтических работников. Среди них – принципы гуманизма, милосердия, сдержанности,

Пленники экономического детерминизма

Перечислю три проблемы, волнующие белорусскую власть: во-первых, экономика, во-вторых, экономика и, в-третьих, экономика Складывается впечатление, что иных проблем, кроме экономических, в стране нет. В этом в своих многочисленных выступлениях регулярно убеждает население главный архитектор «белорусской экономической модели развития». Ограничусь одной цитатой, позаимствованной из напутствий обновленному белорусскому правительству 18 сентября: «Мы будем независимы, если у нас

Нефтяной торг: Беларусь уступила в надежде выиграть главную схватку c Россией

Чтобы выиграть основной торг у России – получить нужную компенсацию за налоговый маневр и сохранить «перетаможку» российской нефти в полном объеме, официальный Минск вынужден был поступиться своими интересами и согласиться на квотирование поставок российских нефтепродуктов. «В части поставки темных (нефтепродуктов – Прим. ред.) — да, мы пошли на уступки по просьбе российской стороны. Взамен мы

Ставки по депозитам населения стабилизировались. Куда они двинутся дальше?

Белорусская финансовая система продолжает удивлять: в то время как в России банки повышают ставки по депозитам, в белорусских банках рост ставок остановился, то ли перед тем как начать снижение, то ли перед новым подъемом … Так, по данным Нацбанка, в сентябре 2018 года средняя ставка по новым депозитам физических лиц в белорусских рублях на срок

Правовые новации белорусской экономической политики (июль-сентябрь 2018 года)

Экономическая политика белорусского государства в 3 квартале 2018 года носила противоречивый характер.  С одной стороны, государством принимаются либеральные документы в валютной и налоговой сфере. С другой стороны, некоторые нормативные документы свидетельствуют о том, что государство по- прежнему предпочитает административные методы управления экономикой в ущерб возможностям либерального рынка. Валютная либерализация Одним из ключевых документов 3 квартала

Пленники экономического детерминизма

Перечислю три проблемы, волнующие белорусскую власть: во-первых, экономика, во-вторых, экономика и, в-третьих, экономика Складывается впечатление, что иных проблем, кроме экономических, в стране нет. В этом в своих многочисленных выступлениях регулярно убеждает население главный архитектор «белорусской экономической модели развития». Ограничусь одной цитатой, позаимствованной из напутствий обновленному белорусскому правительству 18 сентября: «Мы будем независимы, если у нас