Вот уже 23 года численность населения Беларуси неуклонно снижается. За прошедший 2015 год, например, согласно данным ООН, жителей нашей страны стало меньше на 33 982 человека. На 128 905 умерших пришлось только 91 366 родившихся (подробнее см. здесь).

Нетто-миграция составила только плюс 3557 человек. За прошедшие 22 года это была, если можно так выразиться, убыль на уровне средних значений (-0,36%). Этот уровень убыли держится последние три года. В наименее благоприятный 2000 год убыль составила -0,71%, в наиболее благоприятный 2011 год этот показатель был -0,10%.

Наша страна находится среди стран – мировых «лидеров» по убыли населения. Хуже, чем у нас, показатели только в Болгарии, Сербии, Черногории, Эстонии, Латвии и Украине. Близкие к Беларуси показатели имеет Литва. В странах Балтии показатели «портит» значительная миграция молодежи в богатые страны Европы и в США, а в Украине, кроме этого, еще и идет война.

Миграционная составляющая убыли сказывается и в Беларуси, правда, в нашем случае доминирует скрытая трудовая миграция в два крупнейших мегаполиса РФ, оценить размеры которой можно лишь приблизительно. Страны Балтии, Беларусь и Украина с середины 1990-х годов оказались между двумя мощными магнитами трудовой миграции: ЕС – с одной стороны и Москвой и Санкт-Петербургом – с другой. За ту же работу там можно получить большую, иногда кратно большую оплату. Европейский магнит оттягивает носителей человеческого капитала из стран Балтии, вошедших в ЕС. Московско-Петербургский магнит – из Беларуси и Украины. После известных событий в Украине из нее уезжают в обоих направлениях.

Но все-таки главная причина депопуляции в Беларуси – очень низкая рождаемость, которая не обеспечивает даже простого воспроизводства населения (около 1,6 рождения на женщину). Даже неуклонное увеличение продолжительности жизни за эти годы не смогло улучшить удручающую картину. Положение с рождаемостью в Беларуси без преувеличения можно назвать катастрофическим. Если все будет идти так, как шло эти 22 года, то белорусский этнос может исчезнуть через 160-180 лет.

В чем же причина депопуляции Беларуси и как ее остановить? Это непростые вопросы, но от правильного ответа на них зависит наше будущее как народа. Попробуем и мы внести посильный вклад в поиск этих ответов. Сразу оговорюсь, что изложенное ниже могут не читать те, чей девиз: «После нас – хоть потоп».

Очень часто говорят об экономических причинах низкой рождаемости. Экономические причины, конечно, могут повлиять на решение, рожать или не рожать детей. Но, на наш взгляд, они не носят долговременный и определяющий характер. В бедных странах рождаемость, как правило, выше в долгосрочном периоде. Есть, однако, бедные страны с низкой рождаемостью, например, Молдова. В то же время есть страны с высоким среднедушевым доходом и высокой рождаемостью, например, Израиль и Объединенные Арабские Эмираты. Но в некоторых странах с очень высоким среднедушевым доходом, таких как Германия и Япония, крайне низкая рождаемость. Если посмотреть на постсоветское пространство, то мы также увидим, что среднедушевые доходы не коррелируют с уровнем рождаемости. Если сравнить статистику народонаселения, например, Грузии и Беларуси, то легко можно заметить, что среднедушевой доход по ППС в Беларуси выше более чем в два раза, а рождаемость ниже, чем в Грузии. В Грузии имеет место положительный естественный прирост населения, а в Беларуси – отрицательный. Так что дело явно не в благосостоянии.

Глубинные причины депопуляции – смещение ценностных ориентаций и медленное разрушение института семьи. Хронологически период нынешней депопуляции беларусов почти совпал с годами независимости Беларуси, однако причины этого явления, на наш взгляд, вырастают из предыдущего периода нашей истории. В годы коммунистической власти было сделано немало, чтобы переместить активность людей, особенно женщин, за пределы семьи. Субсидиарность общества принудительно трансформировалась в централизацию. Не случайно ведь процессы депопуляции наиболее активно проходят в посткоммунистических странах бывшего СССР и бывшей Югославии.

Положительный естественный прирост населения имеет место в тех странах, где институт семьи еще достаточно крепок. Во многих случаях прочны ее религиозные скрепы (мусульманские страны, некоторые христианские общества). Во многих странах Африки, восточной Азии семьи еще держатся на традиции. В скандинавских странах, где ослабели религиозные или традиционные скрепы, проводится продуманная просемейная политика (школы отцовства и пр.).

Вернемся к Беларуси. То, что депопуляция продолжается, говорит о том, что для обеспечения демографической безопасности нынешняя власть и общество предпринимают недостаточно усилий. Катастрофичность ситуации требует исключительных комплексных мер, объединения усилий государства, религиозных и общественных организаций. Усилия должны быть сфокусированы прежде всего на укреплении здоровья полных репродуктивных семей.

Должны быть предприняты эффективные экономические меры, среди которых можно предложить следующие.

Во-первых, безотлагательное предоставление земельных участков и льготных кредитов для строительства домов всем семьям, имеющим двоих и более детей (разумеется, как рожденных в семье, так и приемных). Во-вторых, назначение окладов воспитателей одному из родителей в семьях, где трое и более детей, до окончания младшим из них учебы в школе. В-третьих, создание специальной заочно-вечерней формы получения высшего образования для молодых женщин, имеющих двоих и более детей, и компенсация расходов на оплату такого образования. В-четвертых, создание максимально льготного режима налогообложения для семейного бизнеса семей, имеющих трех и более детей. В-пятых, очень важно, должны всячески поддерживаться и поощряться частные фонды по поддержке деторождения и частные персональные пособия для женщин, рождающих третьего и последующих детей.

Важную роль может сыграть настойчивая, равномерная и длительная социальная реклама здоровой многодетной семьи. В этом отношении весьма полезен опыт соседней Российской Федерации.

Важной частью борьбы с депопуляцией должны стать эффективные меры по снижению душевого потребления алкоголя. Беларусь, как известно, в мировых лидерах по этому показателю. Опыт Финляндии многому здесь может научить.

В Беларуси должна быть принята комплексная программа борьбы с абортами. В обществе в целом и медицинской среде в частности должны продвигаться идеи о том, что аборт – это убийство беззащитного младенца. За каждого не рожденного младенца должно бороться все общество, прежде всего в лице членов семьи, священников, психологов, медицинских работников, благотворителей и чиновников. За прошедшие 23 года в Беларуси было сделано более 2,1 млн. абортов. Если бы их не было, то население Беларуси составляло бы уже более 12 млн. человек.

Здесь приведена лишь часть мер, на которые необходимо пойти, чтобы остановить депопуляцию. Они, конечно, требуют затрат и перераспределения доходов. Это вряд ли понравится всем. Однако все, кто любит Беларусь, должны осознавать, что наше будущее как народа, как этноса напрямую зависит от того, будет ли в ближайшие годы, пока не поздно, остановлена депопуляция Беларуси.

Тэги:

, , , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,