Белорусский бизнес за 25 лет так и не создал сильных демократических институтов для продвижения своих интересов.

За 5 лет – рост на 3,3%

Во всем мире корпоративные союзы являются одной из наиболее эффективных форм влияния предпринимателей на экономическую политику государства.

Не случайно в Германии насчитывается более 1 тысячи предпринимательских объединений. Только один из союзов объединений работодателей этой страны состоит из 47 отраслевых федераций и более 460 региональных и подотраслевых объединений. Правда, и удельный вес малых и средних предприятий (МСП) в объеме ВВП в Германии гораздо выше, чем в Беларуси.

Ирина КОСТЕВИЧ: 3,3% роста за 5 лет – это немного.

Ирина КОСТЕВИЧ: 3,3% роста за 5 лет – это немного.

В Беларуси удельный вес малых и средних предприятий в ВВП составляет, согласно последним данным Минэкономики, 28,7%. Поставлена задача к 2020 году увеличить этот показатель до 33%. «Да, 3,3% роста за 5 лет – это немного. Но время сейчас тяжелое – и 2016 год предстоит тяжелым. Надо серьезно поднапрячься, чтобы выполнить эти задачи», – не стала скрывать заместитель министра экономики Беларуси Ирина Костевич на состоявшейся 18 декабря конференции Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М. С. Кунявского (БСПН) «25 год па щляху развiцця. Успамiны дзеля будучынi».

Так что слова председателя правления Банка развития Сергея Румаса, который на V Международном форуме предпринимательства в Минске в ноябре минувшего года назвал МСП движущей силой экономики, заявив, что они могут формировать до 70% ВВП Беларуси, пока можно лишь отнести к благим пожеланиям.

Белорусские власти, несмотря на кризис и провал прежних драйверов роста, не спешат менять приоритеты в пользу развития частного бизнеса.

В ближайшей пятилетке в Беларуси планируется увеличить удельный вес МСП в общем количестве занятых с нынешних 31,8 до 35%. «Надо понимать, что мы ставим такую задачу с учетом оптимизации численности на крупных предприятиях, а также роста занятых в частном бизнесе», – пояснила И. Костевич.

Правительство понимает, что лишнюю рабочую силу, которая в ближайшее время может оказаться на рынке труда, способен частично абсорбировать малый и средний бизнес. На его поддержку в течение ближайших лет намечено направить из средств республиканского бюджета, местных бюджетов, а также средств Банка развития 6 трлн. рублей (325,53 млн. долларов по курсу Нацбанка 18.289 BYR/USD). «Вы скажете, что это мало. Но это столько, сколько сегодня возможно», – откровенно признала замминистра экономики.

Кто будет вести диалог?

Впрочем, размер господдержки бизнеса вряд ли способен повлиять на активность отечественного бизнеса к консолидации для профессионального лоббирования своих интересов.

Причин, почему белорусские предприниматели не стремятся вступать в бизнес-союзы, немало. Многие предприниматели до сих пор полагают, что само обращение за помощью в предпринимательский союз сделает их в глазах власти неблагонадежными. Есть и те, кого не устраивает низкая эффективность работы бизнес-союзов.

Справедливости ради стоит отметить, что, несмотря на низкую корпоративную активность самих предпринимателей, бизнес-ассоциациям кое-что удалось сделать. В их актив можно отнести создание Межведомственной комиссии по малому предпринимательству, а также Национального совета по трудовым и социальным вопросам, общественно-консультативных советов при министерствах и ведомствах и т. д. Многие прогрессивные изменения законодательства в стране были также приняты благодаря настойчивости бизнес-ассоциаций.

Пока в Беларуси действуют фактически лишь две крупные республиканские бизнес-ассоциации, объединяющие юридических лиц. Это Белорусский союз предпринимателей и нанимателей им. М. С. Кунявского (БСПН) и Белорусский союз нанимателей. Остальные союзы объединяют преимущественно физических лиц и зарегистрированы в виде общественных организаций.

Беларусь – уникум среди 220 стран

Владимир КАРЯГИН: мы никак не можем достучаться до правительства, президента, властей…

Владимир КАРЯГИН: мы никак не можем достучаться до правительства, президента, властей…

«Главное препятствие на пути развития бизнес-ассоциаций в Беларуси – это не только отсутствие инициативы у самих предпринимателей. Главная причина – экономическая: сегодня членский взнос в бизнес-ассоциацию не идет в состав затрат компании, а выплачивается из чистой прибыли», – отмечает председатель ОО «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей» Владимир Карягин.

В связи с этим он обращает внимание, что Беларусь осталась единственной страной из 220 государств в мире, где членский взнос в профессиональную ассоциацию компаниям приходится платить из чистой прибыли.

«И мы никак не можем достучаться до правительства, президента, властей… Вам нужны представительные ассоциации? Тем более что наша деятельность выходит на международную арену. Мы должны активно работать с Евросоюзом, участвовать в органах ЕАЭС: направлять туда своих делегатов, финансировать работу экспертов, а не заниматься дилетантством. Но мы не можем это делать на протяжении 25 лет!» – возмущен В. Карягин.

По его словам, сегодня бизнес Казахстана может содержать в Москве в структурах ЕАЭС 50 своих представителей, которые участвуют на всех переговорных площадках евразийского союза, где формируется 80 тысяч технических норм и правил, а также новый Таможенный кодекс. «Они имеют такую возможность. А мы по-прежнему остаемся организациями общественной инициативы», – с горечью добавляет лидер предпринимательского союза.

«Лет 15 назад Лукашенко спросил у меня: сколько членов в вашем союзе? Я назвал. Ну-у-у, сказал он в ответ, значит, большинство не поддерживает вашу деятельность. Значит, я могу и не прислушиваться к тому, что вы говорите… Прошли годы. Ничего не сдвинулось с места», – подытожил В. Карягин.

Нужен закон

Чтобы ускорить формирование предпринимательских союзов, более 10 лет назад с участием бизнеса был разработан проект закона «Об объединениях нанимателей». В бизнес-союзах и сегодня убеждены, что профильный закон нужен, ибо правовой статус национальных бизнес-ассоциаций до сих пор четко не определен. В то же время в Беларуси принят закон о профсоюзах, определен также статус структур, которые относятся к инфраструктуре поддержки предпринимательства: центров поддержки и бизнес-инкубаторов. Однако статус самих ассоциаций, которые объединяют бизнес и участвуют в диалоге с властями, до сих пор, по сути, не определен.

Принятие этого закона позволит решить еще одну проблему. Поскольку вопрос оплаты членских взносов в профессиональной ассоциации является камнем преткновения для многих компаний, разработчики законопроекта предложили разрешить предприятиям относить вступительные и членские взносы на себестоимость, а не платить из прибыли.

В 2005 году проект закона «Об объединениях нанимателей» прошел все стадии законотворческого процесса, был принят Палатой представителей и одобрен Советом республики. Однако президент Александр Лукашенко возвратил его в Палату представителей для повторного голосования. Он посчитал принятие данного закона нецелесообразным, ибо, как было заявлено, деятельность объединений нанимателей в Беларуси полностью урегулирована действующим законодательством.

Депутаты с возражениями президента согласились и послушно отклонили законопроект «Об объединениях нанимателей».

Бизнес пытается достучаться

С 1 января 2016 года в Беларуси вступил в силу Закон «О государственно-частном партнерстве». С этим документом власти связывают определенные надежды. «Принятие закона позволяет создать правовое поле, обеспечивающее возможность привлечения капитала для реализации проектов государственно-частного партнерства, что окажет положительный социально-экономический эффект на регионы Беларуси и страну в целом. Развитие института государственно-частного партнерства позволит привлечь дополнительные внебюджетные ресурсы в развитие инфраструктуры Беларуси», – говорится в комментарии Минэкономики.

Однако если белорусское бизнес-сообщество не сможет сформировать субъектов предпринимательства – сильные бизнес-ассоциации, то очевидно, что институт государственно-частного партнерства, как и диалог бизнеса с государством, вряд ли будет успешным.

В связи с этим Бизнес-союз предпринимателей и нанимателей им. профессора М. С. Кунявского после декабрьской конференции обратился в правительство с просьбой определить меры по повышению роли объединений предпринимателей. Для этого БСПН предлагает правительству внести изменения в действующее налоговое законодательство. А именно: разрешить субъектам предпринимательской деятельности относить суммы расходов, связанные с уплатой членских взносов объединениям предпринимателей и нанимателей, на затраты выпускаемой ими продукции или вычитать из налогооблагаемой базы при исчислении налога на прибыль.

Александр ШВЕЦ: консолидация бизнес-союзов и ассоциаций должна также помочь им решить вопросы финансирования на государственном уровне

Александр ШВЕЦ: консолидация бизнес-союзов и ассоциаций должна также помочь им решить вопросы финансирования на государственном уровне

Еще одну инициативу по повышению влияния бизнес-ассоциаций на развитие национальной экономики озвучил недавно председатель республиканского общественного объединения «Белорусская научно-промышленная ассоциация» (РОО «БНПА») Александр Швец. На конференции БНПА 23 ноября он выступил с предложением о консолидации бизнес-союзов и ассоциаций страны и создании в рамках государственно-частного партнерства Национальной палаты предпринимательства Беларуси (по опыту Казахстана, Германии, РФ).

«Без консолидации усилий, не ломая того, что есть, не деформируя работающие ассоциации, бизнес-сообществу будет трудно решать вопросы взаимодействия и вести диалог с властью», – отметил А. Швец.

По его словам, консолидация бизнес-союзов и ассоциаций должна также помочь им решить вопросы финансирования на государственном уровне. «Все понимают, что сегодня членские взносы не покрывают даже базовых затрат бизнес-ассоциаций. Государство должно помочь консолидированному бизнесу решить вопрос самофинансирования с помощью определенных законодательных решений», – подчеркнул А. Швец.

Посмотрим, услышат ли белорусские власти бизнес-ассоциации на этот раз.

Тэги:

, , , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,