Специально для БЕЛРЫНОК

Итоги прошедшего 21 декабря внеочередного саммита ОДКБ в Москве еще ждут своего осмысления. Пока же все ограничивается официальной информацией о том, что в ходе встречи обсуждались ключевые вопросы укрепления региональной безопасности и стабильности, эффективного противодействия международному терроризму, дальнейшие шаги по укреплению ОДКБ. Остаются без конкретики и слова Путина о необходимости совместных действий стран – участниц ОДКБ. Очевидно, что сегодня Кремль нуждается в поддержке и солидарности своей политики в мире. И с этим у него есть определенные трудности. В том числе и со своими союзниками.

Не преувеличивая роль председательствующего в ОДКБ, все же можно отметить, что данный саммит был созван по инициативе Армении, которая сейчас председательствует в этой организации и находится в состоянии войны с соседним Азербайджаном.

Как стало известно, в ночь с 19 на 20 декабря на линии соприкосновения в непризнанной Нагорно-Карабахской Республике продолжились столкновения между конфликтующими сторонами. Очередное обострение произошло сразу после встречи президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна в Берне.

Обычно армяно-азербайджанские переговоры на высшем уровне сопровождаются заметным и относительно продолжительным снижением напряженности на линии соприкосновения в Нагорном Карабахе. Встреча в Берне стала неприятным исключением. И одновременно тревожным. Поскольку можно заподозрить, что ситуация в зоне конфликта окончательно может выйти из-под контроля. Так что прошедший под канонаду воюющих сторон саммит в Москве был более чем актуальным для Армении. Да и для братской для Азербайджана соседней Турции, оказавшейся в конфликте с Москвой – флагманом ОДКБ. О состоянии их нынешних отношений можно судить и по заявлению главы МИДа Турции, обнародованному им буквально накануне внеочередного саммита ОДКБ в Москве.

По словам турецкого министра, 20 декабря во время российских авиаударов в сирийской провинции Идлиб погибли 200 мирных жителей. Очевидно, что такой мрачный фон не дает повода для оптимизма в отношениях между Москвой и Анкарой. Поэтому особое внимание привлекло заявление президента Армении по вопросу злополучного российского самолета, сбитого турками и ставшего причиной острого конфликта Москвы с Анкарой. В распространенной информации российских и некоторых других СМИ утверждалось, что, обсуждая инцидент со сбитым Турцией Су-24, лидеры стран ОДКБ выразили полную солидарность и поддержку Москве. Однако в дословной ретрансляции тема «полной солидарности» звучит так: «Мы обсудили инцидент с российским военным самолетом Су-24, участвовавшим в антитеррористической операции в Сирии и сбитым турецкими Вооруженными силами, – сказал президент Армении С. Саргсян. – Данный шаг Турции никак не способствует консолидации международных усилий, направленных на противодействие терроризму, урегулирование ситуации в Сирии и восстановление мира в регионе». И тут ни слова о поддержке и солидарности.

Как представляется, произошла изящная корректировка с подменой желаемого на действительное в стиле рупоров кремлевской пропаганды. Возможны ли негативные последствия таких интерпретаций для атмосферы взаимопонимания внутри ОДКБ – вопрос уместный и открытый. Стоит напомнить, что два члена ОДКБ – Казахстан и Кыргызстан – являются полноправными членами Совета Сотрудничества тюркоязычных государств, главная цель которого – развитие всестороннего сотрудничества между государствами-членами. А среди них еще натовская Турция, Азербайджан и Туркменистан, нейтральный статус которого с некоторых пор стал образцом для такого члена ОДКБ, как Беларусь. В ныне действующей белорусской Конституции провозглашено лишь стремление к нейтралитету, которое, надо полагать, стало недостижимой целью в условиях членства в ОДКБ.

Можно напомнить и о том, что в принятой в сентябре 2015 года Астанинской декларации стран – участниц Тюркского совета отмечается: он «ставит перед собой задачу укрепления политической и экономической безопасности стран-участниц в соответствии с общепринятыми нормами и принципами международного права, включая уважение и поддержку суверенитета, территориальной целостности, нерушимости границ, признанных на международном уровне, и невмешательства во внутренние дела государства». Так что проявленные «полная поддержка и солидарность» России на московском саммите ОДКБ не представляются действительными. Что и отразилось в сдержанных официальных сообщениях других участников саммита, которые могут оказаться далекими от итоговых.

В пользу недосказанности происшедших в Кремле разноформатных заседаний постсоветского оборонительного союза говорит и несостоявшаяся, хотя и обещанная ранее, ротация генерального секретаря ОДКБ. 12-летний стаж генерала Бордюжи на этой должности было решено продлить до 2017 года. В чем истинная причина столь неожиданного решения, остается неизвестным. По этому поводу высказываются разные версии. Одни эксперты, политики прогнозируют, что наступающий 2016 год будет очень тяжелым в экономическом и, как следствие, политическом планах для России и остальных стран – членов ОДКБ. Другие отмечают, что в России грядут парламентские и возможны досрочные президентские выборы. И какие бы версии ни оказались реальностью, Кремлю будет крайне необходим многоопытный модератор такого силового инструмента, как ОДКБ со всеми своими войсками быстрого реагирования и спецопераций. Сегодня на такую роль, кроме надежного Бордюжи, видимо, других кандидатур для Путина нет.

Также следует отметить, что в странах этой организации происходит процесс их трансформации в парламентские республики. Вслед за Кыргызстаном такой страной недавно стала и Армения. Так что председательствовавший на московском саммите президент Саргсян уже был не таким полновесным, как остальные президенты стран – участниц ОДКБ. При всей зависимости от Москвы в оборонной сфере и имея на своей территории российскую военную базу в Гюмри, Еревану, в отличие от остальных партнеров по ОДКБ, все же удается поддерживать на солидном уровне отношения с НАТО. Все попытки Москвы установить прямые отношения ОДКБ с НАТО остались в прошлом. После аннексии Крыма в таком формате они просто стали невозможными.

Как известно, политика НАТО заключается в развитии двусторонних отношений с каждым из членов ОДКБ. По мере усиления угрозы международного терроризма и нерешенности проблемы Афганистана, где остаются войска стран НАТО, взаимодействие альянса с соседями Афганистана должно стать еще более тесным. А нынешние отношения России с Западом и его военным ядром НАТО вряд ли способны содействовать такому тесному взаимодействию. По некоторым данным, появились признаки вновь возрастающего интереса Кремля к Афганистану. Интересными являются выводы некоторых экспертов насчет рейтинга безопасности участков афганской границы. Так вот, признается, что самым слабым участком является граница с нейтральным Туркменистаном, а крепким – с Узбекистаном, покинувшим ОДКБ.

Безусловно, в Москве обсуждался и самый опасный участок афганской границы – Таджикистан. Стоит напомнить, что накануне прошлого, сентябрьского саммита ОДКБ в Душанбе в Таджикистане случился вооруженный мятеж во главе с генералом, бывшим замминистра обороны. А накануне нынешнего саммита в Москве из Еревана пришло известие об аресте бывшего первого замминистра обороны страны. Служба национальной безопасности Армении сообщила о его причастности к задержанной в Ереване вооруженной группе. Вот такие «подарки» к столу гостей в ОДКБ уже приобрели некую периодичность, а может, даже и системность. Ничего подобного в истории саммитов НАТО никогда не наблюдалось. Зато в ОДКБ сочли полезным, по примеру НАТО, принять в случае возникновения угрозы и у себя мушкетерский принцип: один за всех и все за одного.

Но, как оказалось, не прижился в ОДКБ другой натовский постулат, предусмотренный статьей 4 Североатлантического договора. Она обязывает союзников включать режим постоянных консультаций в оговоренных случаях. Эта статья уже работала в случае с Турцией. Что касается состояния ОДКБ, то Москва просто не считает нужным советоваться со своими союзниками. Это наглядно продемонстрировало поведение Кремля в случаях с Крымом, Сирией и Турцией. Как отмечают эксперты, решение Совбеза ООН от 29 сентября о начале военной операции в Сирии принималось без учета мнения ОДКБ. А там, судя по всему, могут далеко не все безусловно поддерживать Дамаск, одновременно поддерживая в Сирии антитеррористические действия Москвы.

Примерно о такой поддержке действий России в Сирии было заявлено главой МИДа Беларуси еще до саммита в Москве. Правда, также в Москве после специальной встречи глав внешнеполитических ведомств двух стран, что дало повод некоторым комментаторам говорить о жестких критериях, которые Москва ставит своим союзникам: поддержка не должна быть двусмысленной с некими рассуждениями о нейтралитете.

Вообще-то, звучащие в последнее время заявления министра обороны Беларуси о российской авиабазе, приобретении новых видов вооружений, создании собственного ракетостроения в пользу некоего нейтралитета, оставаясь в ОДКБ, серьезно не воспринимаются. Зато есть основания предполагать, что одной из серьезных тем на прошедшем саммите ОДКБ в Москве могла быть тема предстоящего в следующем году в мае саммита НАТО в Варшаве, куда хотят пригласить Украину с пока еще неясным статусом. Скорее всего, Киев будет присутствовать в Варшаве со статусом «специально приглашенный». А может, уже и кандидатом в члены альянса.

Высказываются суждения, что к этому времени на востоке Украины война должна окончательно перейти в «замороженное» состояние. А вот что может происходить в это время в зоне ответственности ОДКБ, сегодня уверенно сказать никто не может.

Тэги:

, , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,