Специально для сайта БЕЛРЫНОК

Сегодня мало кто вспоминает, что именно Турецкая Республика была первым государством, которое официально признало Республику Беларусь.

Вскоре в Минске первым появился и турецкий посол, что очень способствовало появлению в Беларуси энергичного турецкого бизнеса. Тогда активно развивались и другие сферы двустороннего сотрудничества, которому суждено было пережить серьезные испытания. Буквально через пару лет после признания Анкарой Беларуси суверенным государством в Минске разразился громкий шпионский скандал, и пару турецких дипломатов были вынуждены уехать домой. А в здании КГБ собрали журналистов разных СМИ и показали «кино» о вербовке турками белорусских граждан, которых все же не посадили. Как сказали журналистам авторы этого «кино»: благодаря их признаниям в грешных связях с турецкими шпионами. После киносеанса для журналистов некоторые фрагменты фильма показали еще и по БТ.

Никаких антитурецких настроений в массах все это не вызвало. Однако отношения между Минском и Анкарой заметно охладели. В появившихся позднее в СМИ версиях причин происшедшего нередко упоминалась «рука Москвы». Мол, таким скандалом пытались пресечь внешнеполитический старт молодой постсоветской республики. Но от попыток возродить динамику развития двусторонних отношений в Анкаре и Минске решили не отказываться. Стоит вспомнить, как пришедший в 1994 году к власти первый белорусский президент фактически принес извинения турецкой стороне за недружественные, провокационные действия предыдущей белорусской власти. И двусторонние отношения снова активизировались на высшем и других уровнях.

Инвестиционный потенциал Турции весьма значителен и серьезен. Когда-то он рассматривался с большим энтузиазмом радужных перспектив для развития белорусской экономики. Но, судя по официальной информации, турецкие инвестиции так и не достигли желанного для белорусской стороны масштаба. Не секрет, что во многом этому по-прежнему препятствует известная специфика инвестиционного климата Беларуси.

Одно время, когда двустороннюю межправительственную комиссию по сотрудничеству возглавлял один из прежних глав белорусского МИДа, Анкара пыталась ангажировать Минск и в проблему Северного Кипра – хотя бы путем развития связей в культурных, образовательных сферах, а также между окологосударственными бизнес-структурами. Как известно, независимость Турецкой Республики Северного Кипра признала только Турция. В мировом сообществе по-прежнему считают эту часть Кипра оккупированной турецкими войсками территорией. Тем не менее с некоторым внешнеполитическим риском для себя Минск решился-таки на установление неформальных связей с этой частью острова Кипр, надеясь на инвестиционную благожелательность Анкары.

Амбиции первого белорусского президента проявлялись и в такой части мира, как черноморский регион. В свое время Беларусь пыталась заручиться поддержкой Турции и сильнее внедриться в Организацию черноморского экономического сотрудничества, не ограничиваясь статусом наблюдателя. Тем более что именно Турция инициировала создание этой организации. Но, насколько известно, осуществлению черноморских планов Минска помешала православная Греция. В своей политике Афины тогда руководствовались евросоюзными соображениями насчет Беларуси. Уже тогда, в конце 90-х, отношения между Минском и Брюсселем нельзя было назвать удовлетворительными. И Афины приняли решение о закрытии своего посольства в Минске. Так, за ненадобностью. В конце 2015 года в Брюсселе и Минске стали говорить уже о некоторой нормализации отношений. И греки это продемонстрировали открытием в Минске своего почетного консульства. Надо понимать, на полноценное посольство у греков средств не оказалось. Нет белорусского посольства и в Греции. Зато уже долгие годы успешно работает посольство РБ в Сирии, с которой воюет Турция.

Остается неизвестным, как в Анкаре восприняли заявление главы белорусского МИДа В. Макея, сделанное в Москве, о том, что Беларусь полностью поддерживает действия России в Сирии. Можно также напомнить, что чуть раньше визита В. Макея в Дамаск белорусская военная делегация во главе с начальником Генерального штаба Вооруженных Сил – первым заместителем министра обороны Беларуси генерал-майором Олегом Белоконевым появилась в Анкаре.

«Белорусской военной делегации была представлена актуальная информация о состоянии Вооруженных сил Турции, возлагаемых на них задачах, планах дальнейшего развития. Также турецкая сторона предоставила возможность ознакомиться со структурой, системой подготовки и оснащением своих подразделений сил специальных операций», – говорилось в официальном сообщении. Как представляется, в белорусских СМИ данная тема сотрудничества военных двух стран, особенно с учетом интереса к турецким силам спецопераций, осталась почти незамеченной.

Обращает на себя внимание и то, что визиты белорусских делегаций в Дамаск и Анкару случились накануне начала боевых действий российской армии в Сирии. Сегодня роль Турции в войне в Сирии общеизвестна. И, как считают некоторые военные эксперты, факт военного сотрудничества Минска с Анкарой на таком уровне может свидетельствовать об отношениях специфического характера со многими неизвестными.

А ведь еще недавно можно было услышать рассуждения о возможном появлении Турции в Евразийском экономическом союзе, что после принятия туда Армении представлялось нереальным. А уж после нынешнего разлада между Москвой и Анкарой данная тема и вовсе исчезла, породив некоторую неуверенность у остальных партнеров России в ЕАЭС. И тут следует напомнить, что два таких партнера – Казахстан и Кыргызстан – являются еще и членами Тюркского совета – интеграционного объединения тюркоязычных государств, флагманом которого является Турция. И Москве будет весьма затруднительно добиваться от этих двух партнеров солидарного поведения в своем нынешнем антитурецком марше, способном негативно повлиять на двусторонние отношения с Турцией остальных членов ЕАЭС. Все заверения, что нет такой угрозы, не вызывают должного доверия. Весь оптимизм, который еще недавно излучал официальный Минск от визита в Турцию многочисленной белорусской делегации во главе с премьер-министром А. Кобяковым, куда-то улетучился после трагедии с российским военным самолетом.

Вместе с тем у минских геостратегов снова возрождаются былые черноморские планы. В них присутствуют и одесские рассказы про неожиданную встречу Макея с Саакашвили на побережье Черного моря. Как бы оправдываясь, официальный Минск всем говорил о своих исключительно торгово-экономических интересах, связанных с украинскими морскими портами, вместе с энергичным губернатором Одесской области.

Недавние заявления Киева и Анкары о дружбе назло Кремлю обещают еще большую турецкую активизацию в черноморском регионе. Не секрет, что пристальное внимание, которое Анкара стала проявлять к Беларуси, связано не только с транзитными проектами «Викинг» и др., предусматривающими обеспечение экологического и безопасного транспортного сообщения стран Черного моря со Скандинавией и Балтикой.

Специфика белорусско-турецких отношений не может быть безразлична Москве. Хотя бы потому, что они все больше начинают касаться тем поставок энергоресурсов. Та роль, которая придается Турции в транзите энергоресурсов в Европу, далеко не исчерпывается путинскими проектами. Еще более ясно это стало после «заморозки» Анкарой «Турецкого потока» с российским газом, а также когда представители крупных транспортно-логистических операторов Турции, Казахстана, Азербайджана и Грузии на встрече в Стамбуле приняли решение учредить консорциум с целью транспортировки грузов из Китая в Европу. Надо полагать, руководствуясь собственными интересами, и Беларусь ищет свое место в подобной евразийской логистике, где России не видно.

Как уверяют специалисты, Украина имеет технические возможности для приема нефти в черноморских портах страны, ее перевалки и дальнейшей транспортировки в Беларусь с использованием железнодорожного и трубопроводного транспорта. Не забыты и проекты по использованию Одесского морского порта.

В российских и некоторых других СМИ все чаще стали упрекать белорусского союзника в политике «сидения на двух стульях». Ее еще принято называть прагматичной и многовекторной. Так вот, в этих медиа предрекают, что такая политика может дать сбой в условиях серьезного кризиса, который переживают Турция и евразийские партнеры России. Как бы кто ни мечтал, но Путин будет требовать четко определиться, кто на чьей стороне. Наблюдатели полагают, что Кремль все больше склоняется к резкому повороту в отношениях не только с Турцией. Насколько это понимают специфические союзники, должно стать ясно до конца текущего года. На этот период в Москве планируется целая серия саммитов участников различных интеграционных объединений на постсоветском пространстве.

 ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Алиев – Лукашенко. Очередная встреча при новых обстоятельствах

Тэги:

, , , , , , , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,