• EUR  2.4163
  • USD  1.9623
  • RUB (100)  3.4624
Минск  -13.2 Погода в Минске

Европейская исследовательская ассоциация Oikonomos (Вильнюс, Литва)
Специально для БЕЛРЫНОК

В обществе активно обсуждается необходимость пенсионной реформы по той причине, что невозможно сохранять ее финансирование в том же объеме (с ростом количества пенсионеров – в возрастающем объеме). Пенсионная система в нашей стране является солидарной, и ее устойчивость зависит от платежеспособности налогоплательщиков. Но пенсионное обслуживание может быть организовано как накопительная или страховая система, и тогда ее устойчивость будет зависеть от платежеспособности и ответственности будущих пенсионеров, правда, при условии относительно стабильной инфляции и сформированной соответствующей инфраструктуры страхования.

В настоящий момент известным является тот факт, что процессы пенсионного обслуживания жителей страны отягощены как высоким удельным весом пенсионеров в структуре населения, так и низким удельным весом работающих в структуре трудоспособных граждан. Также низким является уровень реальной заработной платы работников, что делает нагрузку на них со стороны пенсионной системы непомерно большой (см. таблицу).

Основные показатели пенсионной системы

2005

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Численность пенсионеров, состоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите, тыс. чел.

2 444,7

2 446,0

2 454,3

2 468,9

2 486,9

2 512,2

2 537,3

2 559,7

Средний размер назначенных пенсий, тыс. руб.

211,0

389,4

429,5

584,7

940,4

1 885,5

2 206,8

2 643,5

Занято в экономике – всего, тыс. чел.

4 414,1

4 610,5

4 643,9

4 703,0

4 691,2

4 612,1

4 578,4

4 550,5

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата, за год, тыс. руб.

463,7

868,2

981,6

1 217,3

1 899,8

3 676,1

5 061,4

6 052,4

Источник: http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/naselenie/


Этот социально-демографический риск, с которым сталкивается общество, влияет на экономические процессы, дополняя экономические риски (например, инфляционные или циклические), и не является новым (о масштабах и скорости старения населения известно давно).

Мы не знаем сейчас, как долго будет сохраняться солидарная пенсионная система, но политика стимулирования рождаемости может расцениваться как условие ее сохранения. Вместе с тем стимулирование рождаемости лишь в долгосрочном периоде способно привнести свой вклад в систему пенсионного обеспечения. А в краткосрочном периоде является фактором дополнительного давления на работающих, потому что дети, как и пенсионеры, и другие категории населения (например, инвалиды), являются для общества иждивенцами, создают нагрузку дополнительных текущих расходов (помимо налоговых выплат) для работающих.

Мы не знаем сейчас, какой способ финансирования пенсионной системы будет выбран, но те изменения в макроэкономической политике, которые мы наблюдаем сегодня, будут иметь значение и для системы пенсионного обеспечения. Например, подписанный президентом Беларуси 2 апреля 2015 года Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества», названный в обществе «законом о тунеядцах», напрямую нацелен на пополняемость бюджета. А подписанный 11 ноября 2015 года Декрет президента № 7 «О привлечении денежных средств во вклады (депозиты)» вводит с 1 апреля 2016 года налогообложение процентов, полученных по некоторым видам банковских вкладов. Введение подоходного налогообложения процентных доходов по вкладам физических лиц, с одной стороны, будет дополнительным источником бюджетных доходов, а с другой – станет методом ограничения роста денежной массы: не позволит реагировать населению на собственные инфляционные ожидания снятием денег.

Оба эти способа увеличивают налоговую нагрузку на индивидуального налогоплательщика, так как нагрузка на корпоративного налогоплательщика и без того высока. Увеличение нагрузки на деловой сектор всегда чревато спадом деловой активности, тогда как рост нагрузки на индивида подталкивает его к дополнительным действиям в поиске заработков.

Безусловно, выбранные способы не имеют прямой цели сбалансировать пенсионную систему, так как не влияют на объемы пенсионных выплат. Но привлечение дополнительных доходов в бюджет и формирование в структуре налогоплательщиков новой группы субъектов-плательщиков способно облегчить существование и пенсионной системы тоже, в том виде, в котором она сложилась.

Выбранный путь расширения налогооблагаемой базы для подоходного налога, поиска все новых групп людей для налогообложения их заработков оставляет решение проблемы пенсионного обеспечения на плечах государства. Этот путь не формирует ответственности нынешних работающих за собственную пенсию в будущем, не перекладывает финансирование пенсий на плечи их будущих получателей, а значит, и не стимулирует создание соответствующей инфраструктуры пенсионного обеспечения (институтов инвестирования – по принципу пенсионных или трастовых фондов, институтов страхования и перестрахования инвестиционных и валютных рисков и т. п.).

По сути, дополнительное налогообложение – это изыскание средств для сохранения солидарной системы пенсионного обеспечения. Попытки построить альтернативную систему финансирования пенсионных выплат потребуют снижения налоговой нагрузки, высвобождения из-под нее доходов для самостоятельного решения людьми своего будущего пенсионного обеспечения.

Тэги:

, , ,

Комментарии

В Беларуси завершились выборы в местные Советы депутатов

«Выборы прошли организованно, при высокой явке избирателей. Она была достаточно высокая в период досрочного голосования: 35% — это немало», — заявила глава ЦИК Лидия Ермошина. Как сообщил зампредседателя ЦИК Вадим Ипатов, предварительные итоги местных выборов в Беларуси будут известны к утру 19 февраля.  «Исходя из практики проведения избирательных кампаний, подсчет голосов начинается сразу после того, как

Прогноз курса рубля на неделю с 19 по 23 февраля

Средневзвешенный курс доллара на БВФБ может снизиться еще на 0-0,5%, на фоне снижения курса евро и подъема курса российского рубля. В понедельник, 19 февраля, не исключено небольшое укрепление доллара.

Есть еще одно «золото»: женская сборная Беларуси по биатлону стала победительницей эстафеты на ОИ-2018

Женская сборная Беларуси по биатлону на Олимпийских Играх в Пхенчахане в эстафетной гонке завоевала золотую медаль.

Зачем Беларуси нужен гигантский профицит бюджета?

Правительство РБ постоянно жалуется на нехватку средств, но республиканский бюджет просто лопается от денег: в 2017 году не было потрачено 2,8 трлн. BYN, за счет которых можно было бы значительно увеличить и темпы роста ВВП и зарплаты, и пенсии. Что происходит?

Беспилотные летательные аппараты: к белорусским дронам проявляют интерес

Беларусь становится все более заметным игроком на рынке беспилотников гражданского и военного назначения.

Зачем Беларуси нужен гигантский профицит бюджета?

Правительство РБ постоянно жалуется на нехватку средств, но республиканский бюджет просто лопается от денег: в 2017 году не было потрачено 2,8 трлн. BYN, за счет которых можно было бы значительно увеличить и темпы роста ВВП и зарплаты, и пенсии. Что происходит?

Кто из работников болеет чаще?

На недавней коллегии Минтруда обсуждался вопрос о выплате листков по нетрудоспособности. Предметом для обмена мнениями стало то, что выплаты растут. По словам министра Ирины Костевич, рост расходов, особенно заметный в Минской, Брестской и Гомельской областях, требует серьезного совместного с органами здравоохранения анализа его причин с разработкой соответствующих мер. Разумеется, постановка задачи и ее решение доступны только специалистам. В самом первом приближении проблема выглядит так - работники стали чаще и дольше болеть, поэтому выросли расходы. Это как с дымом - он идет из трубы, потому что печка в доме топится, а на улице мороз. Чем сильнее мороз, тем выше дым над крышей и гуще. В такой ситуации людям приходится приспосабливаться - утеплять жилище или, не жалея дров, отапливать и дом, и окружающую среду.

Алексей ВАСИЛЬЕВ: Госкомимущество не испугалось программы МВФ по реформе госсектора — мы ее выполняем, но пошагово

Главная проблема белорусской экономики – огромный госсектор, который зачастую неэффективно управляется и высасывает госресурсы. Не только эксперты, но и белорусские власти уже понимают, что его нужно реформировать. Почему же они испугались предложений МВФ по реформированию госпредприятий, тем более, что речь в них не шла о приватизации, а лишь об изменении системы управления, внедрении корпоративного управления и т. д.?