• USD  1,95
  • EUR  2,24
  • RUB (100)  3,29
Минск  +16..+18 Погода в Минске

Европейская исследовательская ассоциация Oikonomos (Вильнюс, Литва)
Специально для БЕЛРЫНОК

В обществе активно обсуждается необходимость пенсионной реформы по той причине, что невозможно сохранять ее финансирование в том же объеме (с ростом количества пенсионеров – в возрастающем объеме). Пенсионная система в нашей стране является солидарной, и ее устойчивость зависит от платежеспособности налогоплательщиков. Но пенсионное обслуживание может быть организовано как накопительная или страховая система, и тогда ее устойчивость будет зависеть от платежеспособности и ответственности будущих пенсионеров, правда, при условии относительно стабильной инфляции и сформированной соответствующей инфраструктуры страхования.

В настоящий момент известным является тот факт, что процессы пенсионного обслуживания жителей страны отягощены как высоким удельным весом пенсионеров в структуре населения, так и низким удельным весом работающих в структуре трудоспособных граждан. Также низким является уровень реальной заработной платы работников, что делает нагрузку на них со стороны пенсионной системы непомерно большой (см. таблицу).

Основные показатели пенсионной системы

2005

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Численность пенсионеров, состоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите, тыс. чел.

2 444,7

2 446,0

2 454,3

2 468,9

2 486,9

2 512,2

2 537,3

2 559,7

Средний размер назначенных пенсий, тыс. руб.

211,0

389,4

429,5

584,7

940,4

1 885,5

2 206,8

2 643,5

Занято в экономике – всего, тыс. чел.

4 414,1

4 610,5

4 643,9

4 703,0

4 691,2

4 612,1

4 578,4

4 550,5

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата, за год, тыс. руб.

463,7

868,2

981,6

1 217,3

1 899,8

3 676,1

5 061,4

6 052,4

Источник: http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/naselenie/


Этот социально-демографический риск, с которым сталкивается общество, влияет на экономические процессы, дополняя экономические риски (например, инфляционные или циклические), и не является новым (о масштабах и скорости старения населения известно давно).

Мы не знаем сейчас, как долго будет сохраняться солидарная пенсионная система, но политика стимулирования рождаемости может расцениваться как условие ее сохранения. Вместе с тем стимулирование рождаемости лишь в долгосрочном периоде способно привнести свой вклад в систему пенсионного обеспечения. А в краткосрочном периоде является фактором дополнительного давления на работающих, потому что дети, как и пенсионеры, и другие категории населения (например, инвалиды), являются для общества иждивенцами, создают нагрузку дополнительных текущих расходов (помимо налоговых выплат) для работающих.

Мы не знаем сейчас, какой способ финансирования пенсионной системы будет выбран, но те изменения в макроэкономической политике, которые мы наблюдаем сегодня, будут иметь значение и для системы пенсионного обеспечения. Например, подписанный президентом Беларуси 2 апреля 2015 года Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества», названный в обществе «законом о тунеядцах», напрямую нацелен на пополняемость бюджета. А подписанный 11 ноября 2015 года Декрет президента № 7 «О привлечении денежных средств во вклады (депозиты)» вводит с 1 апреля 2016 года налогообложение процентов, полученных по некоторым видам банковских вкладов. Введение подоходного налогообложения процентных доходов по вкладам физических лиц, с одной стороны, будет дополнительным источником бюджетных доходов, а с другой – станет методом ограничения роста денежной массы: не позволит реагировать населению на собственные инфляционные ожидания снятием денег.

Оба эти способа увеличивают налоговую нагрузку на индивидуального налогоплательщика, так как нагрузка на корпоративного налогоплательщика и без того высока. Увеличение нагрузки на деловой сектор всегда чревато спадом деловой активности, тогда как рост нагрузки на индивида подталкивает его к дополнительным действиям в поиске заработков.

Безусловно, выбранные способы не имеют прямой цели сбалансировать пенсионную систему, так как не влияют на объемы пенсионных выплат. Но привлечение дополнительных доходов в бюджет и формирование в структуре налогоплательщиков новой группы субъектов-плательщиков способно облегчить существование и пенсионной системы тоже, в том виде, в котором она сложилась.

Выбранный путь расширения налогооблагаемой базы для подоходного налога, поиска все новых групп людей для налогообложения их заработков оставляет решение проблемы пенсионного обеспечения на плечах государства. Этот путь не формирует ответственности нынешних работающих за собственную пенсию в будущем, не перекладывает финансирование пенсий на плечи их будущих получателей, а значит, и не стимулирует создание соответствующей инфраструктуры пенсионного обеспечения (институтов инвестирования – по принципу пенсионных или трастовых фондов, институтов страхования и перестрахования инвестиционных и валютных рисков и т. п.).

По сути, дополнительное налогообложение – это изыскание средств для сохранения солидарной системы пенсионного обеспечения. Попытки построить альтернативную систему финансирования пенсионных выплат потребуют снижения налоговой нагрузки, высвобождения из-под нее доходов для самостоятельного решения людьми своего будущего пенсионного обеспечения.

Тэги:

, , ,

Комментарии

Прогноз курса рубля на неделю с 21 по 25 августа

Средневзвешенный курс доллара по отношению к белорусскому рублю на БВФБ, скорее всего, снизится на 0,5-1% на фоне роста курса российского рубля и снижения стоимости валютной корзины. В понедельник, 21 августа, курс доллара может сохраниться без изменения.

«Пакетное» принуждение Кремля: как от него избавиться?

Заявление В. Путина о необходимости увязать поставки нефти в Беларусь с географией транспортировки белорусских нефтепродуктов через российские порты еще раз демонстрирует официальному Минску: если страна хочет сохранить не только свою нефтепереработку, но и свою независимость, надо иметь реальную альтернативу российским энергоносителям.

Сползает ли Беларусь с нефтяной иглы?

Недавний обвал цен на нефть и падение нефтяных доходов серьезно озадачили белорусское руководство и поставили перед фактом необходимости сменить экспортные приоритеты: сделать ставку на экспорт несырьевых товаров.

Ямочный ремонт

Руководитель государства продолжает терзать политэкономию, которой его обучили в двух советских вузах. Хотя ничего от политэкономии в его пропедевтике никогда не было, сегодня она приобрела вид неумного пасквиля на сотворенную лучшими интеллектуалами прошлого научную теорию.

Что будет с финансами Беларуси при зарплате в 1-1,5 тыс. BYN?

Президент Беларуси распорядился не только поднять зарплату в стране в конце 2017 года до 1 тыс. BYN, но и удержать ее в начале 2018 года, а затем увеличить еще до 1,5 тыс. BYN. Но выполнить эти поручения, не вызвав новый финансовый кризис в стране, невозможно.

Истоки белорусской бедности. Часть 9. Налоги

Изучая истоки белорусской бедности, нельзя не остановиться на белорусской налоговой системе, которая является наглядным объяснением причин бедности в Беларуси. Налоги являются базовым элементом экономической системы и существуют во всех государствах. При этом в зависимости от того, какова роль налогов в государстве (налоги для государства, или государство для налогов) во многом и зависит богатство страны.

Системы ПВО: исключения, которые не отрицают правила

Продавливая импортозамещение любой ценой, руководство России нередко поступает вопреки здравому смыслу. Однако "шкурные" интересы и лоббизм, которые прикрываются вывеской импортозамещения, никто не отменял.

Прогноз курса рубля на неделю с 21 по 25 августа

Средневзвешенный курс доллара по отношению к белорусскому рублю на БВФБ, скорее всего, снизится на 0,5-1% на фоне роста курса российского рубля и снижения стоимости валютной корзины. В понедельник, 21 августа, курс доллара может сохраниться без изменения.