• EUR  2.3275
  • USD  1.9961
  • RUB (100)  3.1586
Минск  12 Погода в Минске

Европейская исследовательская ассоциация Oikonomos (Вильнюс, Литва)
Специально для БЕЛРЫНОК

В обществе активно обсуждается необходимость пенсионной реформы по той причине, что невозможно сохранять ее финансирование в том же объеме (с ростом количества пенсионеров – в возрастающем объеме). Пенсионная система в нашей стране является солидарной, и ее устойчивость зависит от платежеспособности налогоплательщиков. Но пенсионное обслуживание может быть организовано как накопительная или страховая система, и тогда ее устойчивость будет зависеть от платежеспособности и ответственности будущих пенсионеров, правда, при условии относительно стабильной инфляции и сформированной соответствующей инфраструктуры страхования.

В настоящий момент известным является тот факт, что процессы пенсионного обслуживания жителей страны отягощены как высоким удельным весом пенсионеров в структуре населения, так и низким удельным весом работающих в структуре трудоспособных граждан. Также низким является уровень реальной заработной платы работников, что делает нагрузку на них со стороны пенсионной системы непомерно большой (см. таблицу).

Основные показатели пенсионной системы

2005

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Численность пенсионеров, состоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите, тыс. чел.

2 444,7

2 446,0

2 454,3

2 468,9

2 486,9

2 512,2

2 537,3

2 559,7

Средний размер назначенных пенсий, тыс. руб.

211,0

389,4

429,5

584,7

940,4

1 885,5

2 206,8

2 643,5

Занято в экономике – всего, тыс. чел.

4 414,1

4 610,5

4 643,9

4 703,0

4 691,2

4 612,1

4 578,4

4 550,5

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата, за год, тыс. руб.

463,7

868,2

981,6

1 217,3

1 899,8

3 676,1

5 061,4

6 052,4

Источник: http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/naselenie/


Этот социально-демографический риск, с которым сталкивается общество, влияет на экономические процессы, дополняя экономические риски (например, инфляционные или циклические), и не является новым (о масштабах и скорости старения населения известно давно).

Мы не знаем сейчас, как долго будет сохраняться солидарная пенсионная система, но политика стимулирования рождаемости может расцениваться как условие ее сохранения. Вместе с тем стимулирование рождаемости лишь в долгосрочном периоде способно привнести свой вклад в систему пенсионного обеспечения. А в краткосрочном периоде является фактором дополнительного давления на работающих, потому что дети, как и пенсионеры, и другие категории населения (например, инвалиды), являются для общества иждивенцами, создают нагрузку дополнительных текущих расходов (помимо налоговых выплат) для работающих.

Мы не знаем сейчас, какой способ финансирования пенсионной системы будет выбран, но те изменения в макроэкономической политике, которые мы наблюдаем сегодня, будут иметь значение и для системы пенсионного обеспечения. Например, подписанный президентом Беларуси 2 апреля 2015 года Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества», названный в обществе «законом о тунеядцах», напрямую нацелен на пополняемость бюджета. А подписанный 11 ноября 2015 года Декрет президента № 7 «О привлечении денежных средств во вклады (депозиты)» вводит с 1 апреля 2016 года налогообложение процентов, полученных по некоторым видам банковских вкладов. Введение подоходного налогообложения процентных доходов по вкладам физических лиц, с одной стороны, будет дополнительным источником бюджетных доходов, а с другой – станет методом ограничения роста денежной массы: не позволит реагировать населению на собственные инфляционные ожидания снятием денег.

Оба эти способа увеличивают налоговую нагрузку на индивидуального налогоплательщика, так как нагрузка на корпоративного налогоплательщика и без того высока. Увеличение нагрузки на деловой сектор всегда чревато спадом деловой активности, тогда как рост нагрузки на индивида подталкивает его к дополнительным действиям в поиске заработков.

Безусловно, выбранные способы не имеют прямой цели сбалансировать пенсионную систему, так как не влияют на объемы пенсионных выплат. Но привлечение дополнительных доходов в бюджет и формирование в структуре налогоплательщиков новой группы субъектов-плательщиков способно облегчить существование и пенсионной системы тоже, в том виде, в котором она сложилась.

Выбранный путь расширения налогооблагаемой базы для подоходного налога, поиска все новых групп людей для налогообложения их заработков оставляет решение проблемы пенсионного обеспечения на плечах государства. Этот путь не формирует ответственности нынешних работающих за собственную пенсию в будущем, не перекладывает финансирование пенсий на плечи их будущих получателей, а значит, и не стимулирует создание соответствующей инфраструктуры пенсионного обеспечения (институтов инвестирования – по принципу пенсионных или трастовых фондов, институтов страхования и перестрахования инвестиционных и валютных рисков и т. п.).

По сути, дополнительное налогообложение – это изыскание средств для сохранения солидарной системы пенсионного обеспечения. Попытки построить альтернативную систему финансирования пенсионных выплат потребуют снижения налоговой нагрузки, высвобождения из-под нее доходов для самостоятельного решения людьми своего будущего пенсионного обеспечения.

Тэги:

, , ,

Комментарии

Прогноз курса рубля на неделю с 18 по 22 июня

На следующей неделе можно ожидать снижения средневзвешенного курса доллара на БВФБ на величину около 0,5%. Курс российского рубля может незначительно подняться, а курс евро снизиться. Но в понедельник, 18 июня, возможен рост курса доллара.

Загадка белорусского бюджета: профицит есть, а денег как будто нет

К загадкам белорусской экономики недавно добавилась еще одна: премьер-министр РБ Андрей Кобяков сообщил, что рассчитываемый в настоящее время профицит бюджета не отражает реальное состояние дел с деньгами в бюджете. На состоявшемся 12 июня заседании президиума Совета министров РБ, где обсуждалась концепция прогноза социально-экономического развития на 2019 год, Андрей Кобяков сообщил удивительную вещь: «Складывается впечатление, что

Генеральные репетиции парада ко Дню Независимости пройдут в Минске 23 и 28 июня

Генеральные репетиции парада войск Минского гарнизона в ознаменование Дня Независимости Республики Беларусь (Дня Республики) пройдут 23 и 28 июня с 23:00 на пересечении пр. Победителей и пр. Машерова в г. Минске. Информация об этом размещена на сайте Министерства обороны страны.

График отключения горячей воды в июле в Минске

Для подготовки тепловых сетей города Минска к работе в зимних условиях филиалом «Минские тепловые сети» РУП «Минскэнерго» в июле 2018 года планируется поэтапное отключение горячего водоснабжения. График отключения горячей воды опубликован на сайте РУП "Минскэнерго".

Прогноз курса рубля на неделю с 25 по 29 июня

Возможно снижение курса доллара по отношению к белорусскому рублю на БВФБ на 0-0,5% на фоне более значительного падения курса российского рубля. В понедельник, 25 июня, значительного изменения курса доллара не ожидается. В течение недели весьма вероятны резкие колебания курсов.

Куда идем мы с Пятачком?

Казалось бы, ответ на вопрос, позаимствованный у героев культового советского мультика, не должен вызывать затруднений. Не зря же текст Послания-2018 был опубликован в самой солидной газете страны под заголовком «Мы знаем, куда идем и чего хотим».

Нефтяным ценникам дали передышку. Надолго ли?

В Беларуси ценники на автомобильное топливо «заморожены» чуть более месяца. Пауза затянулась благодаря прежде всего тому, что удалось остановить рост цен в России (а на них ориентировались белорусские ценники) с помощью ручного управления и пожертвовав интересами бюджета.

Как СССР готовил вероломное на себя нападение (часть 1)

Анализ документов, свидетельств очевидцев, политиков и государственных деятелей свидетельствует - к началу Второй мировой войны революционный романтизм в Кремле уступил место жесткой прагматике. Но о чем думали советские лидеры в эти тревожные дни? Не о мировом ли господстве?