• EUR  2.4086
  • USD  1.9593
  • RUB (100)  3.4625
Минск  -11.7 Погода в Минске

Демократическая революция в Украине вначале сильно напугала белорусского лидера, как и любого другого авторитарного диктатора на его месте. Однако после того как в политические процессы в Украине стало грубо вмешиваться руководство Российской Федерации, А. Лукашенко начал отходить. Однако, поскольку попытка В. Путина подавить революцию быстро и эффективно провалилась из-за мужественного сопротивления украинских патриотов и запоздалой, но все же реакции США и ЕС, направленной на сдерживание российской агрессии, международная ситуация в данном регионе стала напоминать «украинский кризис». Его составляющими элементами являются: противоречащая нормам международного права аннексия Крыма Россией, длительная вооруженная борьба на востоке Украины из-за попыток руководства РФ присоединить к своей территории Луганскую и Донецкую области. Украинский кризис не остался незамеченным на Западе, который под воздействием общественного мнения стал применять меры, направленные на сдерживание России. Они включают в себя санкции ЕС и США против В. Путина и его окружения, а также отдельных российских компаний, эмбарго на поставки вооружений из стран Запада в Россию и некоторые другие шаги, оказавшиеся в целом эффективными.

Не мог остаться незамеченным украинский кризис и для А. Лукашенко, который попытался превратить его в обычный предмет торга. Важность его возрастала для белорусского лидера в 2015 г., когда состоялись президентские выборы. Так или иначе, ему удалось убедить руководство России продолжать экономическую поддержку Беларуси пока в прежнем объеме, несмотря на нарастание проблем в самой российской экономике из-за существенного падения цен на нефть на мировом рынке. По данным Центра стратегических и внешнеполитических исследований, она обходится в 8-10 млрд. долларов в год, в то время как на сепаратистов из Крыма, ЛНР и ДНР Москва тратит порядка 1 млрд. в год. Не поехав на саммит программы ЕС «Восточное партнерство» в Риге в мае текущего года, А. Лукашенко смог убедить В. Путина в том, что именно он остается фактически единственным союзником России в Восточной Европе, так как отказался публично осудить президента РФ за агрессивные действия против Украины и аннексию части ее территории.

Вторая партия в этом матче игралась А. Лукашенко против стран Евросоюза. Она закончилась минимальной победой белорусского лидера. Прежде всего, ему удалось убедить многих европейских руководителей в том, что он не является таким же опасным диктатором, как его коллега и друг из соседнего государства – В. Путин. Этого оказалось достаточно, чтобы снять личные санкции с А. Лукашенко и его окружения, введенные Евросоюзом в 2010 г., когда был жестоко разогнан митинг оппозиции на площади Независимости в Минске. Плюсом для белорусского руководителя стало и освобождение из тюрьмы Н. Статкевича и некоторых других политзаключенных. ЕС также позитивно оценил способность официального Минска выступать посредником в переговорах между руководством России, Украины и сепаратистами из ДНР и ЛНР. В столице Беларуси прошли два саммита (последний был в так называемом нормандском формате), на которых были выработаны условия перемирия между сепаратистами и законно избранным руководством Украины.

Тем не менее существуют два минуса, которые, на наш взгляд, перевешивают плюсы. Они и не позволили Евросоюзу отказаться от применения санкций против Беларуси как важного в геополитическом плане государства. Известно, что санкции против А. Лукашенко отсрочены на четыре месяца. Ровно через такой срок белорусский вопрос снова будет включен в повестку дня руководящих органов ЕС.

Первым минусом стала неготовность А. Лукашенко пойти на проведение свободных и справедливых выборов главы государства. Существенные нарушения отметили в своих докладах все европейские наблюдательные миссии, приглашенные для работы в Беларусь. На этот раз им оказывали сердечный прием, но работать не давали. Заявление группы международных наблюдателей представил 12 октября специальный координатор и руководитель кратковременной миссии наблюдателей ОБСЕ Кент Харстед.

Как отметил господин Харстед, «наблюдатели оказались разочарованы многими аспектами президентских выборов. Очевидно, что Беларуси еще предстоит пройти долгий путь, чтобы выполнить свои обязательства по проведению демократических выборов. Нас хорошо приняли, мы могли работать наблюдателями во всей стране, нас пригласили именно в таком количестве, которое было необходимо для проведения миссии. Но та надежда, которую мы получили после освобождения политзаключенных и вежливого отношения к приглашенным миссиям ОБСЕ и Совета Европы, надежда увидеть существенный прогресс в деле организации и проведения выборов оказалась напрасной, обещания не были выполнены. В свете данных нам ранее обещаний я очень разочарован теми недостатками, которые мы встретили». Он подчеркнул, что особенно разочарован недостатками, выявленными в ходе подсчета голосов и определения итогов выборов. Он признал, что наблюдатели ОБСЕ на выборах не могли физически наблюдать за процессом подсчета голосов – это очень серьезная проблема. Конкретные проблемы, которые необходимо решить, хотя это и не полный их перечень, изложены ниже.

Во-первых, система регистрации избирателей является произвольной, люди могут быть зарегистрированы на участках без каких-либо правовых гарантий для них. Во-вторых, целый ряд аспектов кампании создавал неравные условия для проведения кампании и размывал границы между политическими партиями и государством. Среди проблем кампании он также назвал состав избирательных комиссий, где не было представителей оппозиции или независимых организаций. Но самое важное, чем был разочарован господин Харстед, это недостатки в подсчете голосов: «является неприемлемым держать наблюдателей далеко от того стола, за которым происходит подсчет голосов, когда обзор физически закрыт и наблюдатели не видят того, что реально происходит на самом деле».

К этому следует добавить, что вне зависимости от силы оппозиции и/или ее готовности к компромиссам против нее А. Лукашенко применяет одни и те же методы борьбы: грубые фальсификации выборов, отказ предоставить право конкурировать с властью на равных в период между выборами. Эта черта политического режима фундаментальным образом отличает белорусскую систему власти от руководства любой европейской страны. Это обстоятельство должно быть в первую очередь учтено всеми европейскими партнерами Беларуси, чтобы не оказаться в очередной раз обманутыми.

Вторым минусом следует назвать неготовность главы государства пойти на проведение структурных экономических реформ. Об этом было заявлено в инаугурационной речи А. Лукашенко 6 ноября 2015 г. Тем самым белорусский лидер поставил под сомнение выделение кредитов Беларуси Международным валютным фондом, главным условием которого является наличие прогресса в деле структурных преобразований народного хозяйства. Фактически официальные власти Беларуси толкают нашу страну в объятия путинской России, которой придется и дальше нести бремя содержания экономики и граждан нашего государства в обмен на полную политическую и военную лояльность его руководства. По нашему мнению, нести это бремя российской экономике будет непросто в условиях вступления РФ в фазу затяжной рецессии. Поэтому 6 ноября А. Лукашенко пришлось не обещания раздавать, а призывать белорусов к повышению дисциплины труда и единению с вождем, если они хотят достичь процветания в будущем. Подробнее о том, какой «подарок» приготовил президент своим согражданам, большинство из которых вынуждены были поддержать его на выборах, можно прочитать в статье автора «Новый социальный контракт власти».

Таким образом, А. Лукашенко воспользовался украинским кризисом, чтобы в пятый раз навязать себя народу. Это насилие над людьми, к которому многие в нашей стране уже привыкли, не влечет за собой никаких перемен. Беларусь 20 лет задыхается без экономических и политических реформ, но их не будет еще как минимум пять трудных лет, которые справедливо многие сравнивают с дополнительным сроком заключенного. В отличие от Украины, победы А. Лукашенко ничего не дают национальной идее, без которой стране уготована судьба экономически и культурно неразвитого российского региона.

Тэги:

, , , , ,

Комментарии

В Беларуси завершились выборы в местные Советы депутатов

«Выборы прошли организованно, при высокой явке избирателей. Она была достаточно высокая в период досрочного голосования: 35% — это немало», — заявила глава ЦИК Лидия Ермошина. Как сообщил зампредседателя ЦИК Вадим Ипатов, предварительные итоги местных выборов в Беларуси будут известны к утру 19 февраля.  «Исходя из практики проведения избирательных кампаний, подсчет голосов начинается сразу после того, как

Есть еще одно «золото»: женская сборная Беларуси по биатлону стала победительницей эстафеты на ОИ-2018

Женская сборная Беларуси по биатлону на Олимпийских Играх в Пхенчахане в эстафетной гонке завоевала золотую медаль.

Единый день скидок пройдет в магазинах Минска 24 и 25 февраля 2018 года

Акция «Единый день скидок» пройдет 24 и 25 февраля 2018 года в крупных универмагах и магазинах города Минска. Информация об этом размещена на сайте учреждения.

Зачем Беларуси нужен гигантский профицит бюджета?

Правительство РБ постоянно жалуется на нехватку средств, но республиканский бюджет просто лопается от денег: в 2017 году не было потрачено 2,8 трлн. BYN, за счет которых можно было бы значительно увеличить и темпы роста ВВП и зарплаты, и пенсии. Что происходит?

Прогноз курса рубля на неделю с 26 февраля по 2 марта

Ожидаем подъема средневзвешенного курса доллара США на Белорусской валютно-фондовой бирже на 1-2% вместе с ослаблением евро и российского рубля. В понедельник, 26 февраля, возможно увеличение этого курса на доли процента.

Выборы как механизм создания впечатления

По признанию руководителя белорусской ЦИК Лидии Ермошиной, 18 февраля избиратели поддержали выборы.

Беспилотные летательные аппараты: к белорусским дронам проявляют интерес

Беларусь становится все более заметным игроком на рынке беспилотников гражданского и военного назначения.

Кто из работников болеет чаще?

На недавней коллегии Минтруда обсуждался вопрос о выплате листков по нетрудоспособности. Предметом для обмена мнениями стало то, что выплаты растут. По словам министра Ирины Костевич, рост расходов, особенно заметный в Минской, Брестской и Гомельской областях, требует серьезного совместного с органами здравоохранения анализа его причин с разработкой соответствующих мер. Разумеется, постановка задачи и ее решение доступны только специалистам. В самом первом приближении проблема выглядит так - работники стали чаще и дольше болеть, поэтому выросли расходы. Это как с дымом - он идет из трубы, потому что печка в доме топится, а на улице мороз. Чем сильнее мороз, тем выше дым над крышей и гуще. В такой ситуации людям приходится приспосабливаться - утеплять жилище или, не жалея дров, отапливать и дом, и окружающую среду.