Демократическая революция в Украине вначале сильно напугала белорусского лидера, как и любого другого авторитарного диктатора на его месте. Однако после того как в политические процессы в Украине стало грубо вмешиваться руководство Российской Федерации, А. Лукашенко начал отходить. Однако, поскольку попытка В. Путина подавить революцию быстро и эффективно провалилась из-за мужественного сопротивления украинских патриотов и запоздалой, но все же реакции США и ЕС, направленной на сдерживание российской агрессии, международная ситуация в данном регионе стала напоминать «украинский кризис». Его составляющими элементами являются: противоречащая нормам международного права аннексия Крыма Россией, длительная вооруженная борьба на востоке Украины из-за попыток руководства РФ присоединить к своей территории Луганскую и Донецкую области. Украинский кризис не остался незамеченным на Западе, который под воздействием общественного мнения стал применять меры, направленные на сдерживание России. Они включают в себя санкции ЕС и США против В. Путина и его окружения, а также отдельных российских компаний, эмбарго на поставки вооружений из стран Запада в Россию и некоторые другие шаги, оказавшиеся в целом эффективными.

Не мог остаться незамеченным украинский кризис и для А. Лукашенко, который попытался превратить его в обычный предмет торга. Важность его возрастала для белорусского лидера в 2015 г., когда состоялись президентские выборы. Так или иначе, ему удалось убедить руководство России продолжать экономическую поддержку Беларуси пока в прежнем объеме, несмотря на нарастание проблем в самой российской экономике из-за существенного падения цен на нефть на мировом рынке. По данным Центра стратегических и внешнеполитических исследований, она обходится в 8-10 млрд. долларов в год, в то время как на сепаратистов из Крыма, ЛНР и ДНР Москва тратит порядка 1 млрд. в год. Не поехав на саммит программы ЕС «Восточное партнерство» в Риге в мае текущего года, А. Лукашенко смог убедить В. Путина в том, что именно он остается фактически единственным союзником России в Восточной Европе, так как отказался публично осудить президента РФ за агрессивные действия против Украины и аннексию части ее территории.

Вторая партия в этом матче игралась А. Лукашенко против стран Евросоюза. Она закончилась минимальной победой белорусского лидера. Прежде всего, ему удалось убедить многих европейских руководителей в том, что он не является таким же опасным диктатором, как его коллега и друг из соседнего государства – В. Путин. Этого оказалось достаточно, чтобы снять личные санкции с А. Лукашенко и его окружения, введенные Евросоюзом в 2010 г., когда был жестоко разогнан митинг оппозиции на площади Независимости в Минске. Плюсом для белорусского руководителя стало и освобождение из тюрьмы Н. Статкевича и некоторых других политзаключенных. ЕС также позитивно оценил способность официального Минска выступать посредником в переговорах между руководством России, Украины и сепаратистами из ДНР и ЛНР. В столице Беларуси прошли два саммита (последний был в так называемом нормандском формате), на которых были выработаны условия перемирия между сепаратистами и законно избранным руководством Украины.

Тем не менее существуют два минуса, которые, на наш взгляд, перевешивают плюсы. Они и не позволили Евросоюзу отказаться от применения санкций против Беларуси как важного в геополитическом плане государства. Известно, что санкции против А. Лукашенко отсрочены на четыре месяца. Ровно через такой срок белорусский вопрос снова будет включен в повестку дня руководящих органов ЕС.

Первым минусом стала неготовность А. Лукашенко пойти на проведение свободных и справедливых выборов главы государства. Существенные нарушения отметили в своих докладах все европейские наблюдательные миссии, приглашенные для работы в Беларусь. На этот раз им оказывали сердечный прием, но работать не давали. Заявление группы международных наблюдателей представил 12 октября специальный координатор и руководитель кратковременной миссии наблюдателей ОБСЕ Кент Харстед.

Как отметил господин Харстед, «наблюдатели оказались разочарованы многими аспектами президентских выборов. Очевидно, что Беларуси еще предстоит пройти долгий путь, чтобы выполнить свои обязательства по проведению демократических выборов. Нас хорошо приняли, мы могли работать наблюдателями во всей стране, нас пригласили именно в таком количестве, которое было необходимо для проведения миссии. Но та надежда, которую мы получили после освобождения политзаключенных и вежливого отношения к приглашенным миссиям ОБСЕ и Совета Европы, надежда увидеть существенный прогресс в деле организации и проведения выборов оказалась напрасной, обещания не были выполнены. В свете данных нам ранее обещаний я очень разочарован теми недостатками, которые мы встретили». Он подчеркнул, что особенно разочарован недостатками, выявленными в ходе подсчета голосов и определения итогов выборов. Он признал, что наблюдатели ОБСЕ на выборах не могли физически наблюдать за процессом подсчета голосов – это очень серьезная проблема. Конкретные проблемы, которые необходимо решить, хотя это и не полный их перечень, изложены ниже.

Во-первых, система регистрации избирателей является произвольной, люди могут быть зарегистрированы на участках без каких-либо правовых гарантий для них. Во-вторых, целый ряд аспектов кампании создавал неравные условия для проведения кампании и размывал границы между политическими партиями и государством. Среди проблем кампании он также назвал состав избирательных комиссий, где не было представителей оппозиции или независимых организаций. Но самое важное, чем был разочарован господин Харстед, это недостатки в подсчете голосов: «является неприемлемым держать наблюдателей далеко от того стола, за которым происходит подсчет голосов, когда обзор физически закрыт и наблюдатели не видят того, что реально происходит на самом деле».

К этому следует добавить, что вне зависимости от силы оппозиции и/или ее готовности к компромиссам против нее А. Лукашенко применяет одни и те же методы борьбы: грубые фальсификации выборов, отказ предоставить право конкурировать с властью на равных в период между выборами. Эта черта политического режима фундаментальным образом отличает белорусскую систему власти от руководства любой европейской страны. Это обстоятельство должно быть в первую очередь учтено всеми европейскими партнерами Беларуси, чтобы не оказаться в очередной раз обманутыми.

Вторым минусом следует назвать неготовность главы государства пойти на проведение структурных экономических реформ. Об этом было заявлено в инаугурационной речи А. Лукашенко 6 ноября 2015 г. Тем самым белорусский лидер поставил под сомнение выделение кредитов Беларуси Международным валютным фондом, главным условием которого является наличие прогресса в деле структурных преобразований народного хозяйства. Фактически официальные власти Беларуси толкают нашу страну в объятия путинской России, которой придется и дальше нести бремя содержания экономики и граждан нашего государства в обмен на полную политическую и военную лояльность его руководства. По нашему мнению, нести это бремя российской экономике будет непросто в условиях вступления РФ в фазу затяжной рецессии. Поэтому 6 ноября А. Лукашенко пришлось не обещания раздавать, а призывать белорусов к повышению дисциплины труда и единению с вождем, если они хотят достичь процветания в будущем. Подробнее о том, какой «подарок» приготовил президент своим согражданам, большинство из которых вынуждены были поддержать его на выборах, можно прочитать в статье автора «Новый социальный контракт власти».

Таким образом, А. Лукашенко воспользовался украинским кризисом, чтобы в пятый раз навязать себя народу. Это насилие над людьми, к которому многие в нашей стране уже привыкли, не влечет за собой никаких перемен. Беларусь 20 лет задыхается без экономических и политических реформ, но их не будет еще как минимум пять трудных лет, которые справедливо многие сравнивают с дополнительным сроком заключенного. В отличие от Украины, победы А. Лукашенко ничего не дают национальной идее, без которой стране уготована судьба экономически и культурно неразвитого российского региона.

Тэги:

, , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,