• EUR  2.4163
  • USD  1.9623
  • RUB (100)  3.4624
Минск  -13.1 Погода в Минске

Первый материал цикла был опубликован 7.10.2015 г.

С тем, что Беларусь остается советской, спорить особенно не приходится. Не случайно и показательно, что главная беларусская* государственная газета остается «Советской Белоруссией», второе ее название «Беларусь сегодня» только подчеркивает приверженность советским традициям. Живучесть советских стереотипов и масштаб их использования в нашей стране можно понять, рассмотрев подробнее, в чем, где и как проявляется «советскость» Беларуси. Мне представляется, что без четкого понимания этого невозможно успешное преодоление советского прошлого. Иногда я слышу, что это прошлое не такое уж и плохое было. Возможно, для кого-то и было, но надо ли вновь воспроизводить его в Беларуси XXI века? Помогает ли это развитию страны, общества, людей или тормозит его?

За время существования БССР сложились определенные системные характеристики советского государственного строя и советского государственного режима. Эти системные характеристики проявлялись на четырех уровнях:

1) во внешней политике государства;

2) в устройстве государства и его внутренней политике;

3) в развитии общества и его устройстве;

4) в развитии личности, ее взаимоотношениях с обществом и государством.

В последующих публикациях я постараюсь коротко охарактеризовать, что из «советскости» сохранилось в Беларуси на вышеперечисленных уровнях, как это влияет на настоящее и будущее страны.

Начну с первого уровня – геополитического, который представляется особенно важным: до сих пор среди наших людей сильна вера в то, что решение беларусских проблем осуществится внешними силами – или с помощью Запада, или с помощью Востока.

Уровень 1. Проявление «советскости» в международной деятельности Беларуси

С начала 1990-х годов Беларусь стала самостоятельным участником мировой геополитики. Какие проблемы начала решать наша страна?

Современное мировое сообщество существенным образом отличается от того, каким оно являлось еще сто лет назад. В первой половине ХХ века сформировались и были четко продекларированы разные пути государственного развития, которые можно обозначить как либеральный (например, как в США), демократический (как во Франции), национал-социалистический (Германия), коммунистический (СССР). Как минимум два из этих путей – национал-социалистический и коммунистический – видели конечным этапом развития государства мировое господство. Естественно, что все указанные пути имели и противоречия, и сходства. Общие черты имели либеральный и демократический пути развития, а также, в свою очередь, национал-социалистический и коммунистический. Различия и противоречия между группами также были ярко выраженными.

Находясь в составе СССР, советская Белоруссия (БССР) следовала по коммунистическому пути развития. Основные геополитические характеристики этого пути были следующие: БССР рассматривает страны либерального и демократического пути развития как страны недружественные и даже враждебные (особенно выделялась враждебность к США); военное могущество и продажа вооружения укрепляют могущество БССР; инициатива в принятии решений по любым вопросам международного характера исходит только от Москвы; содержание любого принятого в БССР решения в вопросах международной политики должно быть одобрено в Москве; страна должна быть изолирована от влияния других стран. Особо следует отметить правовой нигилизм, присущий государствам, следующим по пути коммунистического развития, – нормы международных договоров рассматривались ими с точки зрения сиюминутной выгоды, при определенных условиях эти договоры могли и не соблюдаться.

Разрешением противоречий между путями государственного развития в середине ХХ века стала Вторая мировая война. К ее главным следствиям можно отнести: всеобщее осуждение национал-социалистического пути государственного развития, образование мирового союза государств – ООН, образование союзов государств, поддерживающих коммунистический путь развития (Организация стран Варшавского договора и Совет экономической взаимопомощи), и союзов, поддерживающих демократический путь развития (крупнейший – Европейский Союз). Следует отметить, что страны, придерживавшиеся либерального пути развития (в первую очередь США), открыто осудили не только национал-социализм, но и коммунизм – как неприемлемые пути государственного и общественного развития, содержащие опасность уничтожения современной цивилизации.

Важным итогом Второй мировой войны стала также формулировка понимания необходимости недопущения Третьей мировой войны, которая при использовании ядерного оружия неизбежно приведет к гибели современной цивилизации и даже человечества в целом. Развитие этого понимания имело свои вехи, связанные с утверждением принципов новых взаимоотношений между государствами и государством и гражданами, а также подписанием международных обязательств государств соблюдать эти принципы. Существенно, что политические аспекты нового видения взаимоотношений государств стали определять их экономические взаимоотношения.

Страны, придерживающиеся демократического пути развития, таких острых заявлений в адрес коммунизма, как, например, США, не делали, стремились найти точки сотрудничества между странами коммунистического и либерального пути развития. Стремления эти оказались успешными, и в августе 1975 года был создан заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинкские соглашения), который подписали 33 европейских государства, включая СССР, а также США и Канада. В этом важном соглашении была подтверждена поддержка новых принципов межгосударственного сотрудничества и республиками, входящими в состав СССР.

26 декабря 1991 года Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию о прекращении существования СССР. Страна – инициатор и организатор коммунистического пути развития государств – перестала существовать. От коммунистического пути развития к этому времени отказались и страны, входящие в Организацию Варшавского договора. Однако сторонники восстановления коммунистического пути развития, хотя и потерпели поражение в первых демократических выборах, оставались второй по значимости политической силой – структурированной (Россия) и неструктурированной (Беларусь) – практически во всех республиках бывшего СССР.

Стартовые возможности Республики Беларусь – правопреемницы БССР – были более чем хорошие. От СССР остались заводы и предприятия, квалифицированная рабочая сила, относительно развитая структура внутренних и внешних коммуникаций. Особую привлекательность представляло географическое положение страны: в географическом центре Европы и рядом с Россией, которая официально стала правопреемницей СССР и путь ее будущего развития в середине 1990-х годов не представлялся достаточно безопасным для стран западного мира.

На некоторое время – почти на 5 лет – Беларусь отказалась от главных принципов коммунистического пути развития, встала на путь демократического развития. В Республике Беларусь начались демократические реформы. В 1994 году была принята Конституция, гарантирующая демократический путь развития Беларуси. Близко к европейским стандартам прошли выборы депутатов Верховного Совета XII и XIII созывов, первые выборы президента страны. Были зарегистрированы и достаточно большими тиражами начали издаваться независимые от государства газеты и журналы, были зарегистрированы и начали деятельность политические партии, неправительственные организации, в том числе и правозащитные. Наше государство, как и другие европейские страны, декларировало, что вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, а обязательства в области человеческого измерения не относятся к числу исключительно внутренних дел государств – членов ОБСЕ. Беларусь приняла стандарты выборов ОБСЕ и многие другие документы, касающиеся взаимоотношений государств в условиях современной цивилизации.

Это сразу принесло положительные результаты, которые особенно ярко проявились в международных отношениях.

Стремительно начали развиваться отношения с европейским сообществом и США. В 1992 году в Минске открылось посольство США, Беларусь получила статус наибольшего благоприятствования в торговле с Америкой. В 1993-м в Вашингтоне появилось беларусское посольство. В июле 1993-го в Вашингтон приезжал Станислав Шушкевич, бывший тогда председателем Верховного Совета. 15 января 1994 года Минск посетил с официальным визитом президент США Билл Клинтон. В 1994 году Беларусь вошла в число стран, пользующихся таможенными льготами. Республика Беларусь получила статус «специально приглашенного» в Парламентской ассамблее Совета Европы.

В Беларуси открылось представительство Фонда Сороса, по договоренности с правительством стали работать программы Европейского Союза, в том числе самая крупная – ТАСИС, благотворительные фонды европейских стран.

Начавшиеся процессы демократизации привели к тому, что европейские инвесторы с интересом начали исследовать потенциальные возможности Беларуси, склоняясь к тому, что республика вполне может стать своеобразной Швейцарией для стран бывшего СССР и некоторых стран Варшавского договора. Появились сторонники этой идеи и среди высшего беларусского политического и экономического руководства.

Процесс развития по демократическому пути, обусловивший активное включение Беларуси в мировую экономику и политику, однако, был недолгим и к началу ХХI века совсем приутих. Традиционно это объясняется личными симпатиями и антипатиями первого беларусского президента. Однако это объяснение не совсем точное.

В конце 1980-х годов в Беларуси коммунисты-перестройщики, работавшие в аппарате управления Беларуси – как в партийных, так и советских и экономических его звеньях, потерпели поражение на последнем съезде КПБ – перестройка и гласность в БССР не были значительными по сравнению с Россией и другими республиками СССР. Однако с поражением коммунисты-перестройщики не смирились. За поддержкой они обратились в Москву: были установлены взаимоотношения с российскими единомышленниками, которые к этому времени укрепили связи с российским олигархическим бизнесом, имели достаточно твердую финансовую поддержку в России и согласны были поделиться финансами с беларусами.

После развала СССР в качестве главных задач коммунисты-перестройщики выдвигали восстановление СССР в виде СНГ (Союза Независимых Государств) или других новых межгосударственных союзов, но обязательно с Россией во главе, построение здесь социализма в его нэповском варианте. Одними из главных «восстановителей» СССР на постсоветском пространстве стали Евгений Примаков и руководитель Москвы (сначала председатель Мосгорисполкома, затем мэр) Юрий Лужков. Между ними и руководством Беларуси установилось полное взаимопонимание и поддержка.

В результате выборов первого президента Беларуси, успешно проведенных коммунистами-перестройщиками и их союзниками в ЛКСМ(Б), в различных эшелонах беларусской власти стали преобладать сторонники коммунистического пути развития беларусского государства и восстановления СССР. По замыслу Примакова и его соратников, президент Беларуси Александр Лукашенко, сделавшись руководителем нового союзного государства России и Беларуси, мог направить развитие этого союза по пути восстановления СССР[1].

В сентябре 1995 года Лукашенко провозгласил курс на построение в Беларуси «рыночного социализма». Он пояснил, что под этой формулировкой понимает «строительство общества с высоким уровнем социальной защищенности человека, с высокой материальной и нравственной мотивацией к труду, без дефицитов и очередей. Общества, где законы рынка действуют не стихийно, а в масштабах, обеспечивающих эффективность производства и распределения»[2]. Вместе с регулируемым рынком вводилась и регулируемая государством демократия.

И в Москве, и в Минске первый шаг в сторону успешного восстановления СССР увидели в укреплении авторитарного управления страной – как во времена Сталина, – причем как в Беларуси, так и в России. Условия воспроизведения сильной единоличной системы управления государством, ее характер и основные черты в новых исторических условиях, как в лаборатории, вырабатывались в Беларуси и затем использовались в политических технологиях России.

Установление авторитарного правления в Беларуси в 1996 году было связано с неправовыми изменениями в Конституции, существенными ограничениями, а в отдельных случаях – и с уничтожением демократических прав и свобод человека, определенных в международных обязательствах Беларуси. Перестали выполняться нормы избирательного процесса, установленные в рамках обязательств по ОБСЕ.

В ноябре 1996 года сторонники демократического «швейцарского» пути развития потеряли свое влияние в Беларуси: предпринятые активные политические шаги части аппарата управления страной (М. Чигирь и др.) оказались неудачными – и более 15 лет эта модель развития в Беларуси не рассматривалась.

Возвращение к коммунистическому пути развития сразу лишило Беларусь достигнутых преимуществ. Некоторые государственные политические и экономические структуры, а также должностные лица – виновники нарушения прав и свобод – попали под санкции ЕС и США. В 1997 году Беларусь лишилась статуса «специально приглашенного» в ПАСЕ, в стране перестали легально работать иностранные благотворительные фонды, существенно сократились программы ТАСИС. Страна оказалась практически изолированной от общих тенденций европейского политического и экономического развития.

Вместе с тем в России процесс восстановления СССР в начале 2000-х годов принял новое направление. В основу идеологии восстановления была положена модель, получившая название «русского мира». Переход к новой модели был обусловлен желанием руководства России использовать потенциал иммигрировавших граждан России и русифицированных граждан бывших советских республик (их насчитали порядка четверти миллиона) в интересах развития прежде всего и только российского государства. Заместитель руководителя Администрации президента РФ, отвечающий за реализацию политической стратегии Путина, Владислав Сурков поддержал идею «русского мира» и развил ее, сформулировав концепцию «суверенной демократии»: совершенствуясь, политическая система России должна оставаться под национальным контролем и обязательно соотноситься со спецификой русской культурной традиции.

Первоначально на идею «русского мира» руководство Беларуси внимания не обратило. Первым сигналом того, что «русский мир» не просто философская или политологическая модель, а реальная политика России, касающаяся и Беларуси, стали события в Грузии. Беларусь резко отошла от советской модели и не поддержала Россию в вопросах оценки грузинских сепаратистов и последующего расчленения Грузии. Вторым шагом стали события в Украине: сначала аннексия Россией Крыма, затем военная поддержка Россией донбасских и луганских сепаратистов. Они показали правовой нигилизм России в вопросах государственного суверенитета республик бывшего СССР. Поскольку к этому времени и Примаков, и Лужков потеряли свое влияние в руководстве Россией и идея стать руководителем объединенных государств России и Беларуси для беларусского президента стала призрачной, Беларусь еще более решительно отмежевалась от положительных оценок действий союзника в Украине и даже предложила посреднические услуги для урегулирования конфликта.

Следует отметить, что до настоящего времени Беларусь не полностью отказалась от особенностей коммунистического пути развития государства: остался и правовой нигилизм, и пренебрежение к правам и свободам человека, и США по инерции рассматриваются как главный враг современного мира и диктатор, осталась и корреляция действий на международной арене с Россией. Возможно, такой поворот и темп событий обусловлен внутренними причинами: часть сторонников восстановления СССР уже отошли от активной деятельности в силу преклонного возраста, заменившие их молодые дипломат и государственные деятели, знакомые с особенностями развития современной цивилизации, видящие бесперспективность для Беларуси коммунистического пути развития, еще не стали достаточно влиятельными в аппарате управления и в стране.

Однако уже те небольшие шаги в сторону принципов демократических европейских стран и союзов, которые были предприняты в 2008-2015 годах, позволили говорить о возможности возвращения к «швейцарской модели» развития Беларуси, были приостановлены санкции ЕС и США. Единственным условием для восстановления статуса Беларуси в ПАСЕ стала отмена смертной казни в стране.

Движения беларусского государства в сторону демократизации не остались незамеченными и в России. «С акцентом на развитие «минского формата» беларусское руководство стремится нарастить международный авторитет, что позволило бы получить от Запада кредиты и новые технологии, сохранив при этом стратегический союз с Россией. Минск превращается в «евразийский Берн» – об этом все чаще говорят авторитетные беларусские эксперты»,[3] – сдержанно отметил новую тенденцию аналитик из МГУ им. Ломоносова.

«Беларусь претендует на роль наследника СССР. Эта роль состоит в сохранении социального наследия в противовес олигархическому капитализму, а также в сохранении и приумножении промышленного потенциала. Минск убежден, что события в Украине и ухудшение украино-российских отношений закрепят за Беларусью роль промышленной мастерской и даже промышленного центра постсоветского пространства. Минск рассчитывает «перетянуть» на себя крупные, в первую очередь оборонные заказы»,[4] – так современные российские аналитики трансформировали высказанную президентом формулу развития беларусского государства.

К настоящему времени Беларусь является участником международных образований двух типов:

1) с формальным и неформальным главенством России – Содружество Независимых Государств (СНГ), Союзное государство России и Беларуси, Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Единое экономическое пространство;

2) с участием ведущих европейских стран и США – Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), программа НАТО «Партнрство ради мира», Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ). До недавнего времени участие в работе организаций второго типа было минимальным.

Отказ от «советскости» в геополитическом плане позволит нашей стране более активно включиться в процесс европейского развития, расширить свое участие в работе организаций второго типа. Отказавшись от принципа согласования с Москвой действий на международной арене, Беларусь вполне может стать главным инициатором образования новых государственных союзов в Восточной Европе, направленных на стабилизацию ситуации в случае катаклизмов, которые могут возникнуть в связи с действиями руководства России на постсоветском пространстве, реализацией ими модели «русского мира». Возможность таких союзов уже обсуждается аналитиками[5], однако пока роль Беларуси в них туманная и само участие неопределенное.

Кроме того, движение по демократическому пути развития будет иметь важные последствия как для государственного строительства Беларуси, так и для развития общества и личности, даст всем возможность не только участвовать в развитии современной цивилизации, но и более полно использовать ее достижения.

* Орфография авторская.

Тэги:

, , , , , , , , , , , ,

Комментарии

Прогноз курса рубля на неделю с 19 по 23 февраля

Средневзвешенный курс доллара на БВФБ может снизиться еще на 0-0,5%, на фоне снижения курса евро и подъема курса российского рубля. В понедельник, 19 февраля, не исключено небольшое укрепление доллара.

В Беларуси завершились выборы в местные Советы депутатов

«Выборы прошли организованно, при высокой явке избирателей. Она была достаточно высокая в период досрочного голосования: 35% — это немало», — заявила глава ЦИК Лидия Ермошина. Как сообщил зампредседателя ЦИК Вадим Ипатов, предварительные итоги местных выборов в Беларуси будут известны к утру 19 февраля.  «Исходя из практики проведения избирательных кампаний, подсчет голосов начинается сразу после того, как

Зачем Беларуси нужен гигантский профицит бюджета?

Правительство РБ постоянно жалуется на нехватку средств, но республиканский бюджет просто лопается от денег: в 2017 году не было потрачено 2,8 трлн. BYN, за счет которых можно было бы значительно увеличить и темпы роста ВВП и зарплаты, и пенсии. Что происходит?

Государство против тунеядцев: кто кого?

Сталкиваясь с общемировыми проблемами, Беларусь пытается их решать без оглядки на мировой опыт.

Беспилотные летательные аппараты: к белорусским дронам проявляют интерес

Беларусь становится все более заметным игроком на рынке беспилотников гражданского и военного назначения.

Зачем Беларуси нужен гигантский профицит бюджета?

Правительство РБ постоянно жалуется на нехватку средств, но республиканский бюджет просто лопается от денег: в 2017 году не было потрачено 2,8 трлн. BYN, за счет которых можно было бы значительно увеличить и темпы роста ВВП и зарплаты, и пенсии. Что происходит?

Кто из работников болеет чаще?

На недавней коллегии Минтруда обсуждался вопрос о выплате листков по нетрудоспособности. Предметом для обмена мнениями стало то, что выплаты растут. По словам министра Ирины Костевич, рост расходов, особенно заметный в Минской, Брестской и Гомельской областях, требует серьезного совместного с органами здравоохранения анализа его причин с разработкой соответствующих мер. Разумеется, постановка задачи и ее решение доступны только специалистам. В самом первом приближении проблема выглядит так - работники стали чаще и дольше болеть, поэтому выросли расходы. Это как с дымом - он идет из трубы, потому что печка в доме топится, а на улице мороз. Чем сильнее мороз, тем выше дым над крышей и гуще. В такой ситуации людям приходится приспосабливаться - утеплять жилище или, не жалея дров, отапливать и дом, и окружающую среду.

Алексей ВАСИЛЬЕВ: Госкомимущество не испугалось программы МВФ по реформе госсектора — мы ее выполняем, но пошагово

Главная проблема белорусской экономики – огромный госсектор, который зачастую неэффективно управляется и высасывает госресурсы. Не только эксперты, но и белорусские власти уже понимают, что его нужно реформировать. Почему же они испугались предложений МВФ по реформированию госпредприятий, тем более, что речь в них не шла о приватизации, а лишь об изменении системы управления, внедрении корпоративного управления и т. д.?