После выборов оживилась дискуссия по поводу социального контракта, согласно которому якобы определяются отношения между государством и населением, между властью и обществом. Поскольку, мол, население платит налоги, а государство, продуктивно распорядившись ими, возвращает обществу эквивалентную или даже большую стоимость в виде социальных услуг, следует уточнить условия и претензии сторон.

Бедные-то бедные, но деньги есть

Как это происходит при обычной сделке между нанимателем и наемным работником. Наниматель-предприниматель использует рабочую силу работника и получает прибыль, а работник получает зарплату, которая превышает стоимость издержек на производство его рабочей силы.

Работник должен зарабатывать, а наниматель – получать прибыль. Если работник не зарабатывает, а предприниматель вместо прибыли получает убытки, то такая экономика не стоит выеденного яйца.

Как бы население, власть, общество, государство ни уточняли условия подписанного ими контракта, денег от этого не прибавится ни в казне, ни в карманах населения.

Дискуссия – да, она может быть и оживленной, и принципиальной, но в данном случае она не может быть продуктивной. Например, чиновники не устают повторять, что нужно повышать долю оплаты населением коммунальных услуг, что домохозяйства должны платить больше за тепло и электричество и заменить государство в этом важном деле. С этим принципиально никто не спорит. Спорят о том, как именно это сделать. Если экономист Леонид Злотников говорит правду, мы не отказываемся платить больше (хотя бы потому, что всем надоели упреки в недофинансировании госпрограмм), но денег у нас нет.

Мы бедные…

А государство устами своих чиновников утверждает, что деньги у нас есть, причем якобы не совсем заработанные. Эту стратегическую пропозицию, будучи в легком подпитии, проговорил ученый-экономист, бывший заместителем министра экономики Андрей Тур. Обращаясь к своему собеседнику-предпринимателю, он заявил: вы (в том смысле, что все население) живете не по средствам. И, мол, нечего удивляться, что государство регулярно и неожиданно девальвирует белорусский рубль.

Усилиями Тура много лет кряду правительство пыталось ограничить доходы предпринимателей. Вспомним хотя бы странный запрет «ипэшникам» нанимать на работу неродственников. У нас многодетных семей намного меньше, чем матерей-одиночек среди предпринимателей. Получалось, что государство вообще отказало им в праве нанимать работников.

В то же время правительство совершенно безуспешно пробовало создавать новые рабочие места, в первую очередь в провинции, где индивидуальное предпринимательство население отождествляло с бизнесом вообще, и таковым оно и было по существу.

Правительство в силу своих представлений о сущем и должном стремилось ограничить доходы предпринимателей, не позволить им разбогатеть.

Возможно, потому, что зажиточные люди меньше нуждаются в правительстве, нежели бедняки, которые легко поддаются на манипуляции.

Не работал или получил подарок? Заплати!

Последнее пятилетие экономической политики в Беларуси определялось тоже ученым-экономистом, работавшим в должности премьера, Михаилом Мясниковичем. Под его руководством правительство сбилось с ног в поисках новых форм и способов усиления фискального давления на субъекты экономики и население.

Налоги придумывали, принимали или не принимали, налоговики и плательщики переставали понимать, за что платить, с чего взыскивать. Но шум поднялся по всей Беларуси и стоит до сих пор. К примеру, правительство декларировало намерение облагать налогом свадебные подарки. Надо их декларировать. Какие? Все подряд или только самые крупные? А если они настолько крупные, что величина налога превышает бюджет молодой семьи?

В общем, возникает ситуация, когда можно завалить подарками и при этом разорить брачующихся.

Что уж говорить о налогах для «социальных иждивенцев»! Над этим вопросом поработали и налоговики, и трудовики. Пикантно звучат заявления представителей Министерства труда и соцзащиты, которые считают, что прожить на пособие по безработице невозможно. Но если безработные живут, следовательно, они имеют неформальные источники дохода. Значит, надо взимать с них мзду. Хотя эти неформальные доходы в большинстве своем имеют официальную природу и облагаются налогом. Например, неработающие жены часто распоряжаются всеми финансами семьи, заработной платой мужа и взрослых детей, которые еще не создали свои семьи. Они все вместе ведут общее домохозяйство и имеют общий бюджет.

По определению домохозяйство может иметь отдельный человек, или семья, или группа семей, или группа лиц, проживающих в данной жилищной единице и совместно обеспечивающих себя всем необходимым для жизни.

В общем, все зависит от обстоятельств и условий, которые обеспечивают интересы домохозяйства. Форма ее организации определяется гражданами, но не государством.

Интересный вопрос, если вдуматься. В Беларуси насчитывается более тысячи домохозяйств, в которых проживают 10 человек. Бабушки, дедушки, сыновья, дочери, зятья и невестки, внуки и даже правнуки. Вполне может быть, что кто-то из них, находясь в трудоспособном возрасте, не работает. Например, обеспечивает уход за своими стариками, поскольку государственный социальный сервис неразвит и дорог.

Впрочем, вполне допустима ситуация, когда взрослые внуки живут на пенсии бабушек и дедушек. Радоваться, в общем, нечему, но любят они беспутного внучонка, пока он ищет для себя подходящую дорогу в жизни.

И если не жалуются, то государство не должно вмешиваться в эти сугубо приватные дела. Эти люди живут «по своим средствам».

Неучастие в экономике

Однако главное – в чем смысл этой трудоемкой работы, проделанной Минтруда? Взимаемая с «тунеядцев» недоимка не сможет компенсировать даже затраты на этот проект.

Но правительство упорно ищет «золотую жилу», которая питает появление излишних средств, попадающих в кошельки белорусов. Чиновники настолько увлеклись этой темой, будто впереди у них – исключительно богатый Клондайк, на котором они получат от Лукашенко свой персональный участок. Даже исключительно далекая от этих вопросов по роду своей должности Лидия Ермошина считает, что белорусские пенсионеры на пути в рай попадают в земельный социальный «оазис», где на них государственная манна с неба падает.

Повторяет Тура, но в поэтической форме. Раз пенсионеры живут «не по средствам», то нужно повысить срок выхода на пенсию. На этом можно сэкономить какие-то деньги, но можно и потерять. Если экономика не развивается, новые рабочие места не создаются, то продление пенсионного возраста ухудшит позиции молодежи на предельно зарегулированном рынке труда.

Даже если все пойдет на лад, то для профессиональной адаптации молодых безработных понадобится больше средств, чем это требуется для обслуживания работников-пенсионеров.

А в будущем эта мнимая выгода принесет обществу вполне реальные и огромные убытки.

Вообще, простой гражданин затрудняется с дефинициями и функциями правительственных структур. Например, есть Министерство спорта и туризма, значит, должна быть и спортивная политика, есть Министерство культуры, следовательно, должна быть культурная политика. Что это такое, трудно сказать. А что такое социальная политика?

Давным-давно установлено, что социальное участие в экономике собственника средств производства определяется прибылью, а работника – его зарплатой. И тот и другой, если они успешно действуют на конкурентных рынках, получают свою долю, адекватную своей, скажем так, профпригодности. Но не все способны конкурировать, и некоторых (тоже наши люди) опекает государство, получая от собственников и наемных работников средства на поддержку аутсайдеров. Автор немецкой «социальной экономики» Людвиг Эрхард устоял перед нападками профсоюзов, которые требовали все поделить по справедливости и сразу, доказав, что надо дать мощнейший стимул для развития экономики, и лишь после этого постоянно растущий общественный «пирог» делить на всех по заслугам и по потребностям каждого.

В отличие от многих экономистов в нашем правительстве, Эрхард был практиком, прагматиком и интеллектуалом. Ему хватило всего лишь неофициально спланированной пятилетки, для того чтобы «социальная экономика» встала на ноги, заработала и позволила всем последующим правительствам проводить очень сильную экономическую политику.

Каждый житель Германии получил возможность участвовать в экономике и получать причитающуюся ему долю. Постоянно растущую.

Общественный «пирог» нашей экономики усыхает: был бублик – осталась дырка от него и крошки, которые правительство пробует разделить.

Ему бы воробьев кормить.

А не «скрымить» ли подарок Брежнева?

Ведь едва ли не большинство субъектов экономики работают убыточно. То есть социально они в производстве не участвуют. Более того, они вредят экономике, поскольку обращают в убытки дотации, получаемые от государство. Таким образом и государство, претендующее на управление всем и контроль над всеми, на самом деле социально в экономике не участвует. То же самое можно сказать и о наемных работниках.

Если это социальный контракт, то очень удивительный, заключенный и на сегодня, и на далекую перспективу, если его не прервать, если не вернуть экономику в ее естественное состояние. На рынок, в условиях которого она сможет саморазвиваться и проводить сильную социальную политику.

Вместо этого правительство погрязло в подробностях и крохоборстве.

На научной основе. Бывший министр труда и соцзащиты Антонина Морова, ныне избранная сопредседателем Белорусского союза женщин, на международной конференции «Социальная защита и здоровье личности в контексте реализации прав человека: наука, образование, практика» авторитетно заявила, что сохранение трехгодичного декретного отпуска является расточительством.

То есть рассуждение вполне в духе Андрея Турова: наши женщины живут не по средствам. Я, простой гражданин, мало в этом понимаю. Знаю только, что никогда ни одно государство не сетовало по поводу «расточительства» в этом деле. Даже в советском государстве, где больше декларировалась исключительная забота о матери и ребенке, каждый партийный съезд, отмечая достижения прошлой пятилетки, признавался, что сделано мало, что надо сделать больше. В 1981 году было принято постановление «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей». Там среди материальных пособий и выплат указывались и дополнительные социальные гарантии матерям, в числе которых и трехгодичный декретный отпуск.

Щедрый, не облагаемый налогом подарок генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева советским женщинам. К 8 Марта.

Сейчас к подаркам относятся по-другому. Очень точно это выразил Дмитрий Быков, сославшись на издательство Langenscheidt, которое в ходе проведения своего ежегодного конкурса «Молодежное слово года» обнаружило новый глагол – «скрымить» (krimmen). Он означает «подарить, а потом отобрать» или просто «безнаказанно отнять».

Причем, уточняет Быков, отнять вежливо и публично.

Как это сделала г-жа Морова. И вежливо, и настойчиво, и по-ученому, и в контексте «реализации прав человека».

Даже если это касается только женщин.

 

 

Тэги:

, , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,