Текущая правоприменительная практика Указа № 488 существенно повышает риски ведения бизнеса в Республике Беларусь. Без изменения государством законодательных подходов в борьбе с лжепредпринимателями невозможно добиться доверия бизнеса к существующей экономической политике государства. Сложившиеся в последние годы подходы к пополнению бюджета любыми средствами за счет «массового лжепредпринимательства» в среднесрочной перспективе могут привести к ликвидации существенной части частного среднего бизнеса, а соответственно, и к существенным потерям бюджета и сокращению ВВП. Стабильный экономический рост в государстве возможен только в стабильной бизнес-среде, подкрепленной взаимным доверием бизнеса и государства.

Вполне очевидно, что предложения по совершенствованию законодательства о лжепредпринимателях являются лишь рекомендациями автора, и поэтому с небольшой долей вероятности будут учтены государственными органами. В существующих условиях дефицита бюджета требуется наличие стратегического экономического мышления, позволяющего сделать выбор между текущими разовыми поступлениями в бюджет и созданием благоприятного делового климата, направленного на стабильные налоговые поступления и ограждающего бизнес от лжепредпринимателей.

В связи с этим важным фактором в дальнейшей работе белорусского бизнеса является возможность его адаптации к требованиям Указа № 488. Наличие Реестра лжепредпринимателей является хорошей основой для оценки потенциальных рисков возможного нарушения Указа № 488. Анализ списка контрагентов, с которыми ранее работало предприятие, может выявить субъектов хозяйствования, включенных в Реестр лжепредпринимателей, что в современных экономических условиях практически автоматически является нарушением налогового законодательства. Чем более длительный срок работает предприятие, тем большее потенциальное количество договоров с такими лжепредпринимательскими структурами может быть. 

С учетом того, что Реестр лжепредпринимателей ежедневно пополняется, вполне возможна ситуация, когда по истечении нескольких лет окажется, что ваш контрагент стал лжепредпринимателем, потому что в каком-то из отчетных периодов не уплатил налоги в особо крупном размере. Соответственно, и вы являетесь фактическим нарушителем налогового законодательства, так как сотрудничали с ним когда-то. Следует отметить, что у налоговых проверок нет срока исковой давности и, как отмечалось выше, нет понятия «разовая проверка». По поручению органов следствия проверка одного и того же периода может проводиться несколько раз. Поэтому ранее проведенная налоговая проверка на практике не является гарантией того, что вашу организацию не проверят повторно по уже ранее проверенному периоду. На практике такие случаи бывают.

В этой ситуации в категорию особого риска попадают предприятия, занимающиеся оптовой торговлей и работающие на рынке более 5-7 лет. При этом чем более успешно предприятие и чем больше лет на рынке оно работает, тем больше список его контрагентов, а соответственно, тем выше риск попадания под санкции Указа № 488.

Во избежание проблем с законом в случае неизменности требований Указа № 488 целесообразно предусмотреть бизнес-стратегию среднесрочного цикла жизни предприятия. Суть стратегии заключается в том, что после 5-7 лет деятельности предприятие официально ликвидируется. После ликвидации предприятие фактически освобождается от нарушений по всем своим договорным отношениям, в том числе и по обязательствам с потенциальными или уже включенными в Реестр лжепредпринимателей субъектами хозяйствования. 

Важным элементом данной стратегии является именно официальная ликвидация по инициативе собственника, с прохождением всех требуемых по законодательству процедур. В противном случае, если предприятие прекратит работу, но не будет ликвидировано, то оно с большой долей вероятности через определенное время попадет в Реестр лжепредпринимателей с последующим уголовным преследованием учредителей и директоров предприятия.

Вторым возможным вариантом работы в условиях действия Указа № 488 является работа по упрощенной системе налогообложения. В этом случае даже при обнаружении в ходе проверки договора с предприятием, включенным в Реестр лжепредпринимателей, проверяемая организация может попасть под действие пункта 1.11.2 Указа № 488. В этом случае на суммы, полученные от потенциального лжепредпринимателя при реализации товаров (работ, услуг), увеличивается валовая налогооблагаемая выручка. С валовой выручки будет уплачен только налог при упрощенной системе налогообложения в размере 5%.

Во-первых, это меньше, чем 18% налога на прибыль. Во-вторых, предприятие фактически не попадает под ответственность по пункту 1.11.1 в части приобретения товаров (работ, услуг) у предприятия, включенного в Реестр лжепредпринимателей. А это составляет 18% налога на прибыль и 20% НДС от суммы приобретенных товаров (работ, услуг).

Читайте также: Новый налоговый контроль

Тэги:

, ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,