• USD  1,95
  • EUR  2,24
  • RUB (100)  3,29
Минск  +16..+18 Погода в Минске

Поэтому вопрос о структурных реформах стоит в повестке дня Беларуси. Об этом доктор экономических наук, профессор, старший научный сотрудник Центра социально-экономических исследований CASE Марек Домбровски заявил в интервью обозревателю БЕЛРЫНКА.

Может ли Беларусь как анклав нерыночной экономики сохраниться в центре Европы? Такой вопрос доктор экономических наук, профессор Марек Домбровски задавал на одной из конференций в конце 2002 года. На этот вопрос 13 лет назад он ответил так: «Вряд ли. Беларуси в любом случае придется эволюционировать в сторону экономических реформ».

Выступление на конференции «Экономика Беларуси: снова перед выбором», которая прошла в Минске 3-4 ноября в рамках «Кастрычніцкага эканамічнага форума» (KEF-2015), М. Домбровски предварил комментарием, почему Беларуси так долго удается сохраниться в качестве анклава нерыночной экономики.

Причин несколько, отметил профессор. Беларусь имела очень хорошие стартовые условия после распада Союза – была одной из самых развитых стран, а затем получала огромные российские дотации в виде дешевых нефти и газа. В результате сегодня Беларусь осталась единственной из постсоветских стран, сохранившей институциональный потенциал командной экономики. Однако в последнее время «белорусское экономическое чудо» затухает – налицо хроническая макроэкономическая нестабильность: инфляция, периодические валютные кризисы.

Марек ДОМБРОВСКИ: ситуация в Беларуси и вокруг нее заставляет руководство страны проводить структурные реформы.

Марек ДОМБРОВСКИ: ситуация в Беларуси и вокруг нее заставляет руководство страны проводить структурные реформы.

Обозреватель БЕЛРЫНКА в кулуарах форума пообщалась с Мареком ДОМБРОВСКИ и попросила его ответить на несколько вопросов относительно перспектив белорусской экономики.

– Господин Домбровски, вы отметили, что Беларусь – единственная из стран бывшего Союза, которой удалось сохранить институты командной экономики. Может ли страна и дальше их сохранить и остаться анклавом нерыночной экономики в центре Европы?

– Думаю, что нет смысла сохранять эти институты. Я не вижу смысла перспектив для самой системы командной экономики.

Что же касается возможности и далее сохранить командные институты – это вопрос, скорее, политический. Вопрос способности политической системы их сохранить. Однако с точки зрения экономического развития сохранение командных институтов не имеет никакого смысла.

– Но помощник президента Кирилл Рудый, выступая на конференции, сказал, что в Беларуси структурные реформы пока не получатся: общество не готово, не созрели чиновники, нет серьезных вызовов, способных мотивировать страну к таким реформам.

– Думаю, именно ситуация в Беларуси и вокруг нее заставляет руководство страны проводить структурные реформы. Потому что без этого не получится продолжение экономического роста. А получится затяжной экономический спад.

Что же касается вопроса, готова ли к реформам белорусская власть, – это не ко мне вопрос. Готово ли белорусское общество? Тоже сказать не могу: я не социолог и не проводил исследований на эту тему. Но я всегда скептически отношусь к заявлениям представителей власти и правительства, в принципе, любого политика в любой стране, которые говорят, что общество к чему-то готово или не готово. Это надо проверить. Для этого нужны хорошие социологические исследования. А также, думаю, что на практике общество реагирует иначе, чем на какие-то абстрактные, не до конца понятные разговоры о реформах, когда кто-то агитирует за или против. Надо обсуждать конкретные программы реформ.

– Одна из больных проблем на пути реформ, с которой столкнутся белорусские власти: что делать с гигантами белорусской промышленности? Уже приходилось слышать от чиновников: время для их приватизации ушло, сегодня они никому не нужны.

– Мне не хотелось бы огульно отвечать на этот вопрос. Есть разные предприятия: некоторые из них можно приватизировать, реструктуризировать, другие, наверное, уже нет.

Но цель экономического развития – это не сохранение конкретных предприятий. Цель – улучшение уровня жизни, повышение благосостояния страны, а этой цели можно достичь, создавая новые, более эффективные предприятия. Но очевидно: те предприятия, время которых ушло, вероятно, надо закрывать. Чтобы сохранить их ресурсы, государственные ресурсы, и более эффективно их использовать.

– Белорусские власти опасаются, что проведение структурных реформ приведет к обострению социальных проблем в стране. Оправданны ли эти опасения? О чем говорит опыт других стран?

– Наверное, в белорусском правительстве тоже нет единого мнения по этому вопросу. Но мне как экономисту тяжело входить в роль абстрактного полисмейкера – прежде нужно спросить тех, кто опасается социальных последствий реформ, и узнать, чего они боятся.

За последние 25 лет в разных странах в разное время проводились разные реформы. То есть были разные подходы к разного рода реформам. Но что актуально для любой страны: если вы создаете возможности для развития бизнеса, то таким образом вы создаете «подушку» для высвобожденных работников.

Конечно, определенные издержки переходного периода будут, потому что сначала высвобождается ненужная рабочая сила в неэффективных предприятиях, и только спустя время создаются новые предприятия. Но все-таки у таких реформ есть перспектива. Важно также, что имеющиеся ресурсы – и человеческие, и материальные – можно более эффективно задействовать. Если же такой путь закрыт, то ситуация более сложная: в этом случае издержки самопроизвольной трансформации будут более серьезными.

– На ваш взгляд, есть ли у Беларуси возможности и время оттянуть реформы?

– Думаю, времени нет. Чем дольше руководство страны будет затягивать с принятием решений, тем издержки проведения необходимых реформ будут выше. Но это не означает, что исключительно лишь реформы связаны с издержками. Да, реформы, наверное, связаны с какими-то издержками. Но ведь отсутствие реформ создает более серьезные издержки.

Если реформы назрели, а их не проводить, то издержки непринятия решения – предпочтение статус-кво – будут только увеличиваться.

– В ходе конференции представители зарубежных институтов говорили о готовности помочь Беларуси с реформами. На ваш взгляд, какая помощь сейчас нужна Беларуси?

– Наверное, и техническая, и финансовая. Да, такая помощь возможна. Но она зависит от качества программы и нацеленности правительства проводить структурные реформы. Это не означает, что помощь будет предоставлена автоматически. В любом случае этому будут предшествовать переговоры, и в зависимости от программы реформ, их качества международные организации будут принимать решения.

– Не случится ли так, что МВФ вновь выделит Беларуси финансовую помощь на проведение реформ, а власти обойдутся полумерами?

– Все может случиться. Но, думаю, что уроки из опыта из программы МФВ stand-by 2009-2010 годов должны быть извлечены и белорусским правительством, и МВФ. В противном случае подобные программы лишь поставят под сомнение репутацию и заемщика, и кредитора.

– Но, в принципе, возможности у Беларуси как заемщика еще немалые: внешняя задолженность относительно невелика, долги Беларусь исправно платит. Почему бы еще раз не попросить финансовую помощь и у МВФ, и у России и при этом не торопиться с реформами – ожидая, что цены на нефть снова вырастут…

– Я этого не говорил, – это ваше мнение, – не внушайте мне ваши мысли.

– Исходя из недавнего опыта отношений Беларуси и ее основных кредиторов, опасаюсь, что так оно и будет.

– Лично я считаю, что больших возможностей привлечь внешние заимствования у Беларуси нет. Сейчас эти возможности у нее сильно ограниченны. Если бы это было не так, вопрос реформ вообще не стоял бы на повестке дня. А так как возможности внешних заимствований серьезно сократились за последнее время (в силу понятных причин, в том числе из-за того, что у России сейчас другое финансовое положение), вопрос о реформах в Беларуси вынесен на повестку дня.

Для справки

МАРЕК ДОМБРОВСКИ

Старший научный сотрудник Центра социально-экономических исследований CASE. Доктор экономических наук, профессор, бывший председатель правления CASE – Центра социально-экономических исследований в Варшаве и один из его учредителей, с ноября 2011 г. – старший научный сотрудник CASE, председатель наблюдательного совета Центра социально-экономических исследований CASE в Украине (Киев), член ученого совета Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара в Москве.

С 1991 года Марек Домбровски участвовал в исследовательских и консультационных программах CASE в Азербайджане, Беларуси, Болгарии, Боснии и Герцеговине, Грузии, Египте, Ираке, Йемене, Казахстане, Кыргызстане, Молдове, Монголии, Польше, России, Румынии, Македонии, Сербии, Сирии, Туркменистане, Узбекистане и в Украине.

В прошлом занимал пост первого заместителя министра финансов Польши (1989–1990), был депутатом польского Сейма (1991–1993), членом Совета денежной политики Национального банка Польши (1998–2004). Марек Домбровски является консультантом Всемирного банка и Программы развития ООН. В настоящее время сфера его научных интересов включает проблемы макроэкономической политики, глобализации, финансовых кризисов, политической экономии трансформации, европейской интеграции, Европейской политики соседства, роли международных финансовых организаций.

 

Читайте также:

Беларусь получит кредит от Евразийского фонда стабилизации и развития в обмен на согласие разместить российскую авиабазу?

Белорусские чиновники, и в том числе президент, в последнее время часто говорят, что Беларуси не нужна российская авиационная база. И вдруг на прошедшей неделе стало известно, что Евразийский фонд стабилизации и развития почти готов выделить Беларуси кредит. Совпадение?

Тэги:

, , ,

Комментарии

Лукашенко подписал указ о самозанятости — указ №337 «О регулировании деятельности физических лиц»

Александр Лукашенко 19 сентября подписал указ №337 «О регулировании деятельности физических лиц». Документом расширяется перечень видов экономической деятельности, которыми граждане вправе заниматься без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей при условии уплаты единого налога. В данный перечень вошли такие виды деятельности, как реализация самостоятельно изготовленных гражданами кулинарных изделий, предоставление мест для краткосрочного проживания физических лиц, выполнение

Ярмарки выходного дня пройдут в Минске в ближайшие выходные

По информации Государственного учреждения «Главное управление потребительского рынка Мингорисполкома» в ближайшие выходные (23-24 сентября 2017 г.) на площадке, прилегающей к большой арене спортивного комплекса «Чижовка-арена» по ул. Ташкентской, 19 состоится сельскохозяйственная ярмарка выходного дня.

В Беларуси возрождаются девальвационные ожидания

Несмотря на относительную стабильность на валютном рынке РБ, летом 2017 года появились признаки возрождения среди населения и предприятий страны девальвационных ожиданий, которые имеют высокие шансы оправдаться.

Более 150 сельскохозяйственных ярмарок запланировано в Минске на текущую осень

В целях обеспечения населения г. Минска плодоовощной продукцией урожая 2017 года запланировано проведение более 150 сельскохозяйственных ярмарок. Информация об этом размещена на сайте государственного учреждения «Главное управление потребительского рынка Мингорисполкома». Так, ярмарки «выходного дня» пройдут в течение двух месяцев на площадках у спортивного комплекса «Чижовка-арена» и во всех административных районах. На площадке у Дворца спорта

Прогноз курса рубля на неделю с 25 по 29 сентября

Возможно снижение средневзвешенного курса доллара США на БВФБ примерно на 0,5% на фоне роста курса российского рубля. Но в понедельник, 25 сентября, возможно увеличение курса доллара на доли процента.

Гибридные войны в дотелевизионную эпоху

Известно, что германо-советская агрессия против Польши (Второй Речи Посполитой) завершилась ее разделом, и каждый оккупант-союзник, ликвидировав на «своей» территории все институты и структуры прежней власти, занялся их политико-административным и социально-политическим переустройством.

В Беларуси возрождаются девальвационные ожидания

Несмотря на относительную стабильность на валютном рынке РБ, летом 2017 года появились признаки возрождения среди населения и предприятий страны девальвационных ожиданий, которые имеют высокие шансы оправдаться.

Цены на бензин пока сдерживают подорожавшая нефть и низкая инфляция

В Беларуси после двухлетней «заморозки» автомобильное топливо с марта 2017 года подорожало примерно на 5%. После июньского совещания с участием президента ожидалось, что оно будет и далее дорожать с учетом курса на ускорение программ модернизации НПЗ. Но правительство взяло паузу. Как долго она продлится?