Да, есть. Это – стагнация. Так в лаконичной форме можно обозначить лейтмотив дискуссии, которая развернулась 3-4 ноября на конференции «Экономика Беларуси: снова перед выбором», прошедшей в рамках «Кастрычніцкага эканамічнага форума» (KEF-2015).

Беспрецедентный интерес к этой теме со стороны ведущих зарубежных экспертов и практиков, а также белорусской экономической элиты, чиновников и представителей власти объясним: Беларусь встала у черты реформ, откладывать которые дальше она просто не в состоянии.

«Вертикаль» оказалась неэффективной

Аудитория ждала сигналов реформ прежде всего от государственных спикеров. И когда замглавы Администрации президента Беларуси Николай Снопков признал неэффективность «использования вертикали власти как одного из основных элементов устройства общества на данный момент», надежды усилились.

Николай СНОПКОВ: при проведении реформ недостаточно знать, что нужно делать, – нужно обязательно знать, как и кто будет это делать.

Николай СНОПКОВ: при проведении реформ недостаточно знать, что нужно делать, – нужно обязательно знать, как и кто будет это делать.

Н. Снопков обратил внимание, что экономическое развитие как понятие в последние годы претерпело изменения: темпы роста экономик всех стран сблизились, падение цен на энергоресурсы лишило многие страны дополнительных преимуществ, их рост замедлился. «Поэтому все, кто приспособился к этой ситуации и провел реформы, растут на уровне. Остальные – буксуют и ищут источники роста», – констатировал Н. Снопков.

Что же касается Беларуси, то для нее, как было сказано, краеугольным камнем становится вопрос повышения внутренней эффективности и конкурентоспособности, прежде всего за счет проведения структурных преобразований и «всеобщего вовлечения всех граждан страны в процесс создания национального дохода». Если этого не делать, то можно остаться на задворках мировой экономики.

Н. Снопков назвал две структурные реформы, необходимые для успешного развития белорусской экономики: это разделение функций государства как регулятора и как собственника и переход к индикативному прогнозированию. «Это первейшая задача, которая позволит создать совершенно другие экономические взаимосвязи в стране. Это не приватизация – это разделение функций, ответственности и направлений деятельности министерств, концернов, облисполкомов. Это является фундаментом», – подчеркнул Н. Снопков.

При этом, по его словам, при проведении реформ недостаточно знать, что нужно делать, – нужно обязательно знать, как и кто будет это делать. «Если бы мы смогли ответить на этот вопрос на нашем форуме, это было бы хорошим подспорьем правительству для того, чтобы оно сформулировало четкий и понятный системный план по проведению системных изменений в стране», – сказал Н. Снопков.

Размышления помощника президента: почему реформы в 2016 году не получатся и когда могут получиться?

Помощник президента Кирилл Рудый, сделав ремарку, что высказывает не официальную позицию, а размышляет в рамках дискуссионного форума, назвал 5 причин, по которым структурные реформы в Беларуси в 2016 году невозможны.

Во-первых, сказал он, необходимость реформ неочевидна.

Кирилл РУДЫЙ: перегрузка текущими проблемами не оставляет ни секунды времени на принятие стратегических решений.

Кирилл РУДЫЙ: перегрузка текущими проблемами не оставляет ни секунды времени на принятие стратегических решений.

Как было сказано, то, что необходимость реформ очевидна для экономистов, не означает, что это ясно широким массам. Да и сами реформы, продолжил он, «по мнению многих, – это перемены в эпоху серьезных катаклизмов». Но белорусскую ситуацию «сложно сравнить с Сингапуром 1960 года или с Китаем 1970-х годов, когда были миграция, массовый голод, что в то время подталкивало власть для действительно серьезных структурных реформ», – заметил К. Рудый.

В Беларуси, по его словам, «ситуация иная, визуально благополучная». «Очевидного общественного запроса на проведение реформ, кроме как в узком кругу специалистов, я не вижу и не ощущаю», – сказал К. Рудый.

Еще одна причина невозможности реформ была проиллюстрирована цитатой из Жванецкого: «Реформы проводят, когда нет денег». С деньгами в Беларуси тоже вроде бы все нормально: работают банки, частные компании и т. д. «В бюджет деньги идут» и «необходимости срочно что-то менять не ощущается», сказал помощник президента.

Третья причина: для проведения реформ в Беларуси нет внешних стимулов. Опыт 12 стран Центральной и Восточной Европы говорит о том, что стимулом структурных реформ в этих странах было вступление в Евросоюз. Но сразу же после вступления в ЕС все страны, кроме Латвии, приостанавливали реформы, некоторые даже возвращались к менее рыночному управлению, отметил К. Рудый. Что же касается внешних стимулов для Беларуси, то это – замедление региональной экономики, падение цен на нефть, усиление влияния России, но, как было сказано, «в таких условиях страна живет не первый год».

Далее. А кто будет проводить реформы? «Перегрузка текущими проблемами не оставляет ни секунды времени на принятие стратегических решений», – признался К. Рудый. «Кто у нас имеет опыт, образование, чтобы провести реформы по-рыночному, по-западному?» – задал риторический вопрос помощник президента. И не без грусти добавил: «Западный костюм надо отличать от западных мозгов». Да, согласился он, у нас есть немало финансистов, экономистов, инженеров, которые могут реализовать лучшие практики реформ. «Но как они будут с силовиками и правоохранителями советской школы уживаться? С хозяйственниками, которые сейчас работают?» – задал еще пару риторических вопросов помощник президента.

Эти риторические вопросы могли полностью похоронить любые иллюзии относительно структурных реформ в Беларуси. Но К. Рудый оставил оптимистам шанс. Получатся реформы в Беларуси в 2016 году или нет, «можно будет увидеть только из официальных документов и решений главы государства». «Посмотрим, будет ли увеличение расходов на соцзащиту, сокращение расходов на господдержку предприятий… Если в бюджете принципиально ничего не поменяется, реформы не получатся», – сказал он.

«А вот при ухудшении ситуации реакция властей точно будет», – подчеркнул К. Рудый.

Но, в принципе, отметил он, «реформы не являются чем-то чуждым для Беларуси». Ведь нельзя сказать категорично, что в последние годы ничего не происходило в стране: растет частный сектор, появляются иностранные инвестиции, есть ежегодный прирост ПИИ. Кроме того, есть попытки провести структурные реформы, в том числе через модернизацию некоторых отраслей – цементной, стекольной и т. д. Как отмечалось, доля сельского хозяйства в ВВП страны за последние 4 года снизилась с 13 до 8%, доля промышленности за это время тоже заметно снизилась.

«Поэтому нужно признать, что идут они медленно, идут реактивно, неустойчиво, со смешанными последствиями, но идут», – отметил К. Рудый.

«Главный итог – они возможны», – добавил он. И назвал три условия, при которых реформы могут «получиться» в Беларуси. «Полагаю, нужна общественная вовлеченность, постоянные разъяснения, прозрачность. Причем прозрачность не только самих решений, но и процесса их принятия. Нужна ясность ожиданий: чтобы все понимали, чего мы ждем, что за реформы и к чему они приведут», – сказал К. Рудый.

Еще одно важное условие: запрос на реформы со стороны среднего класса, который в Беларуси, по словам К. Рудого, «с учетом колебаний валютного курса и изменения доходов неустойчивый и меньше, чем в развитых странах».

«Дорожная карта» структурных реформ

Пока помощник президента размышляет, возможны ли структурные реформы в стране, Минэкономики совместно с Нацбанком и экспертами Всемирного банка подготовило «дорожную карту» структурных реформ в Беларуси. Ее проанонсировал первый замминистра экономики Беларуси Александр Заборовский.

Александр ЗАБАРОВСКИЙ проанонсировал «дорожную карту» структурных реформ в Беларуси.

Александр ЗАБОРОВСКИЙ проанонсировал «дорожную карту» структурных реформ в Беларуси.

В ней 6 ключевых разделов. Приоритетным «моментом» «дорожной карты» А. Заборовский назвал вовлеченность: «открытый и понятный диалог, что делает политику правительства и Нацбанка предсказуемой для экономических агентов».

Макроэкономическая сбалансированность была названа фундаментом экономического развития страны. Однако это необходимое, но не достаточное условие для экономического роста. В связи с этим были озвучены ключевые параметры макроэкономического прогноза на будущий год, одобренные 4 ноября правительством. Инфляция в 2016 году не должна превысить 12%, дефицит счета текущих операций – до 3% ВВП, приток ПИИ на чистой основе – до 2,5% ВВП, что, как было сказано, обеспечит в целом бездолговое финансирование дефицита счета текущих операций.

Второй блок «дорожной карты» – формирование эффективных финансовых рынков для улучшения распределения капитала. Теперь приоритет – пошаговое устранение дисбалансов. Директивное кредитование не по рыночным ставкам сокращается, при этом расширяется рыночное кредитование на коммерческих принципах. «В 2016 году, и сегодня это решение утверждено правительством, будет наведен идеальный порядок с администрированием и последовательным сокращением нерыночных кредитов», – заявил А. Заборовский.

Трансформация госсектора – еще одна составляющая «дорожной карты» реформ. А. Заборовский заметил, что госдоля в экономике Беларуси составляет не 70-80%, как принято думать, – сегодня субъекты хозяйствования с долей государства 50% плюс 1 акция и более производят менее 50% добавленной стоимости. А если еще убрать металлургию, калий и нефтянку – сугубо сырьевые, рентные отрасли, работающие эффективно и имеющие специфику, то доля государства снизится до 37%, а к 2020 году этот вклад составит и вовсе менее 1/4.

Как было сказано, для трансформации госсектора предлагается «многомерная последовательная стратегия», она включает сокращение господдержки, оказание ее на конкурсной основе (соответствующий пакет документов уже подготовлен), установление жестких бюджетных ограничений, реструктуризацию госкомпаний и отказ от убыточных видов деятельности (проект документа тоже уже подготовлен). При этом в 2016 году правительство намерено заняться реструктуризацией крупных предприятий и вопросами управляемого банкротства.

Все эти меры, подчеркнул А. Заборовский, создают условия «для межсекторального перетока ресурсов из государственного в частный сектор, в том числе – в малый и средний бизнес, из сокращающихся секторов экономики – в растущие».

Четвертый пункт программы реформ – создание условий для роста рабочих мест в частном секторе путем улучшения инвестиционного климата, снижения регулятивной и налоговой нагрузки и т. д.

Пятый элемент «дорожной карты» нацелен на развитие рынка труда для повышения эффективности распределения трудовых ресурсов. «Ключевая новация – переход к проактивной политике: защищать не собственно рабочие места, а возможности людей зарабатывать доход, в том числе на новых рабочих местах», – отметил А. Заборовский.

При этом он заверил, что рынок труда в Беларуси не будет профицитным. За 5 лет численность занятого населения сократится на 225 тысяч человек. Следовательно, ежегодно на рынок страны приходит меньше трудовых ресурсов, чем его покидает, и здесь, как было сказано, в Беларуси схожий профиль проблем, как и в Европе.

Шестая составляющая – формирование эффективных товарных рынков и рынков финансовых услуг. Эта тема, как было сказано, включает весь спектр институциональных секторальных реформ, прежде всего – в сферах инфраструктурных монополий: в энергетике и ЖКХ. Здесь продекларированы развитие мощной антимонопольной службы, поддержка конкуренции, либерализация ценообразования.

ЕС готов помочь белорусским реформам

В ходе двухдневных дискуссий за столом конференции и в кулуарах зарубежные чиновники, эксперты и практики не жалели усилий, чтобы убедить белорусские власти в необходимости реформ. То, что белорусская модель оказалась уязвимой перед внешними шоками, стало очевидно всем. Да, еще недавно белорусская экономика демонстрировала высокие показатели, но устойчивого роста все равно нет. Реформы неизбежны, и чем дальше их откладывать, тем дороже придется заплатить за это потом.

Как отметил депутат Национального совета Словацкой Республики, советник министра финансов и министра экономики Украины Иван Миклош, в любой стране люди не любят реформы. Вопрос заключается в степени боли от реформ. Практика говорит о том, что боль быстрее проходит при быстрых реформах. Он также подчеркнул, что в любой стране реформы носят прежде всего политический характер. И в связи с этим он сделал красноречивую ремарку: есть политики и есть государственные деятели. Политики думают о следующих выборах, а государственные деятели – о будущих поколениях.

Если Беларусь решится на структурные реформы, Евросоюз готов оказать ей необходимую помощь. «То, что мы присутствуем здесь, означает нашу готовность помочь Беларуси», – сказал начальник управления стран – соседей ЕС и макрофинансовой помощи генерального директората Еврокомиссии по экономике и финансам Гелиодоро Темпрано. Он отметил, что на днях были приостановлены санкции против Беларуси, ЕС готов содействовать Беларуси при вступлении в ВТО, в финансовом плане при проведении реформ готовы оказать поддержку МВФ, а также ЕБРР и европейские банки и т. д. «Фактически речь идет об открытии всех финансовых возможностей для Беларуси», – подчеркнул Гелиодоро Темпрано.

 

Тэги:

, , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,