Хотя маршрут «Нового Шелкового пути» пока не определен, Беларусь совместно с Литвой прилагает максимум усилий, чтобы он проходил по территории двух стран.

«Мы – в одной транспортной связке и должны быть привлекательны для международных компаний. Это особенно актуально в рамках проекта «Новый Шелковый путь», – подчеркнул посол по особым поручениям, ответственный за развитие транспорта МИДа Литвы, Кестутис Кудзманас 5 октября в Минске на Белорусско-литовском форуме, который прошел в рамках Белорусской транспортной недели.

Литва сыграла на опережение

«Литва, развивая свою транспортную и портовую инфраструктуру, давно готовилась к новым вызовам», – подчеркнул посол.

В октябре 2009 года в ходе первого Евроазиатского транспортного форума ASEM министры транспорта Беларуси, Литвы и Китая подписали в Вильнюсе декларацию о создании сухопутного транзитного коридора Восток – Запад, который, как предполагалось еще тогда, должен стать альтернативой морскому Азия – Европа. В то время стороны предпринимали активные попытки, чтобы к этому проекту подключить Россию и Казахстан, по территории которых пройдет новый транспортный маршрут.

За последние годы Литовские железные дороги (ЛЖД) приобрели богатый опыт работы по организации контейнерных линий, а также в развитии мультимодальных перевозок и экспедировании грузов в направлениях Восток – Центральная Европа, Восток – Запад, а также в страны СНГ.

«Литовские железные дороги очень заинтересованы в развитии транспортного моста между Азией и ЕС, особенно в организации железнодорожного сообщения между Китаем и ЕС», – подчеркнул заместитель генерального директора – директор дирекции по грузовым перевозкам ЛЖД Стасис Гудвалис на Белорусско-литовском форуме.

С этой целью ЛЖД подписали соглашение о сотрудничестве с China Railway International Co (CRIMT), которая занимается международными перевозками грузов морским и железнодорожным транспортом. Также подписаны договоры по экспедированию грузов с компаниями China CAMC Engineering, Sinotrans Limited, Kerry Logistics, Genertec International Logistics, Bondex Logistics.

Литовские профильные эксперты просчитали логистику и предлагают два возможных маршрута для перевозок контейнеров из Китая в Европу. Это маршрут Алашанькоу/Достык – Ильецк (KZ) / Кунисай – Красное Exp (RU) / Осиновка Опыт – Гудогай Exp (BY) / Кена – Моцкава Exp (LG) и Алашанькоу/Достык – Семиглавый мар Exp (KZ) / Озинки – Злинка Exp (RU) / Закопытье – Гудогай Exp (BY) / Кена – Моцкава Exp (LG). Время в пути контейнерных поездов – 8-9 суток.

Чтобы быть надежным логистическим коридором для «Нового Шелкового пути», Литва уделяет большое внимание расширению географии контейнерного поезда «Викинг» в регионе Балтийского моря, который может стать успешным инструментом для перевозки грузов между Скандинавией и странами Черноморского региона.

В рамках амбициозного транспортного проекта «Новый Шелковый путь» на первый план выходят рынки Скандинавских стран: Швеции, Финляндии и Норвегии. В ходе недавнего визита делегации представителей Литовских железных дорог в Швецию компания Green Cargo заявила о согласии присоединиться к проекту «Викинг». Финская компания Steveco также уже согласует детали пробных перевозок в Турцию.

Напомним, совместный проект Литвы, Беларуси и Украины по созданию контейнерного поезда «Викинг», стартовавший в 2003 году и соединивший Клайпедский и Одесский (Ильичевский) порты, с каждым годом соединяет все больше государств и расширяет географию присутствия.

Кроме «Викинга», через Беларусь проходят регулярные контейнерные поезда «Сауле», «Меркурий», «Шяштокай экспресс», «Балтийский ветер».

Rail Baltica объединит европейскую и российскую железнодорожные колеи

Повысить транзитную привлекательность Беларуси и Литвы позволит реализация международного транспортного проекта Rail Baltica, который интегрирует Литву и другие страны Балтии в железнодорожную сеть Европы. Его цель – развитие высококачественного грузового и пассажирского сообщения между странами Балтии и Евросоюза.

Железная дорога европейской колеи соединит Таллин, Ригу, Хельсинки (посредством железнодорожного парома), Каунас, Вильнюс и Варшаву с последующим ее продлением до Берлина.

После прокладки Rail Baltica Литва сможет не только полнее использовать свои географические преимущества, но и стать страной железнодорожного транзита в ЕС: колеи европейского стандарта – в западном направлении и широкой колеи российского стандарта – в направлении стран Балтии.

Пока до Каунасского терминала простирается лишь российская колея. Но уже сейчас в Каунасе в целях использования европейской колеи строится новая точка логистики Rail Baltica – Палемонский интермодальный терминал, до которого будет проложена колея европейского стандарта.

Таким образом, после завершения работ Каунас станет единственным местом в Балтийском регионе, где будут соединены железнодорожные колеи российского и европейского стандартов. Это даст положительный эффект для экономики не только Литвы, но и Беларуси, поскольку позволит привлечь новые грузы транзитом через ее территорию.

Вся длина планируемой трассы Rail Baltica от государственной границы Польши/Литвы через Латвию и Эстонию до Таллина превысит 1200 км. Самый длинный участок трассы – около330 км – намечено проложить в Литве, участки трассы длиной примерно по 300 км пройдут через Латвию и Эстонию.

Как сообщил 5 октября в ходе Белорусско-литовского форума Кестутис Кудзманас, участок трассы Rail Baltica от госграницы Польши/Литвы до Каунаса длиной 123 км «будет открыт через неделю». А строительство участка от Каунаса до госграницы Литвы — Латвии намечено завершить до 2025 года.

Казахстанский вектор

В южном направлении литовские транспортники активно работают с казахстанскими коллегами. Казахстанская и литовская компании создали совместное предприятие Saule Logistics Solutions, которое открыло в Клайпеде интермодальный терминал. Это СП, объединившее активы и транспортно-логистические компетенции двух стран, планирует к 2020 году перерабатывать через совместные терминалы в порту Клайпеда и СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» до 2,5 млн. тонн грузов.

Кстати, 14 сентября 2015 года Литовские железные дороги открыли в Астане свое представительство. Одна из основных целей этого шага – совместное развитие транспорта и логистики для сближения Европы с Азией.

Беларусь столбит место для европейского коридора

Беларусь также прилагает максимум усилий, чтобы «Новый Шелковый путь» прошел по ее территории. Ведь если Беларусь подключится к сухопутному транспортному коридору между Азией и Европой, у нее появится шанс примерно в 2 раза увеличить транзитный грузопоток.

Тем более что в этом случае для доставки грузов в направлении Азия – Европа могут быть востребованы пересекающие страну трансъевропейские транспортные коридоры Запад – Восток и Север – Юг. А по автомобильным дорогам, входящим в эти транспортные коридоры, проходит северный маршрут NELTI, разработанный как альтернатива морским маршрутам в этом направлении.

Отметим, что делегация Минтранса Беларуси еще в августе 2012 года в ходе визита в Казахстан обсуждала проект по развитию транспортного коридора Западный Китай – Западная Европа с казахстанскими специалистами. Она также посетила казахстанско-китайскую приграничную зону, где идет строительство международного центра «Хоргос» и СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота». «Хоргос» – один из крупнейших проектов, который как раз и направлен на развитие транзитного трансконтинентального коридора Западный Китай – Западная Европа.

Предполагается, что «Хоргос» станет главным опорным пунктом нового евроазиатского моста. Белорусская сторона заявила, что хотела бы использовать его возможности совместно с Казахстаном. В ходе визита делегации Минтранса в Казахстан речь шла о том, что этот проект призван стать транзитным мостом между Азией и Европой, соединяющим транспортно-логистический хаб «Хоргос» с терминалами города Бреста.

Также не случайно железнодорожники РФ, Казахстана и Беларуси пролоббировали создание единого логистического оператора (Объединенная транспортно-логистическая компания — ОТЛК). Особый интерес к нему проявляют белорусские транспортники. И не скрывают почему: они не хотят потерять грузы, идущие из Казахстана в Европу.

Пока окончательный маршрут «Экономического пояса Шелкового пути» не определен, но белорусские транспортники, цитируя высказывания высокопоставленных китайских лиц, говорят о том, что Китайско-белорусский индустриальный парк должен стать одним из узловых пунктов «Экономического пояса Шелкового пути».

Подтверждением тому служит намерение корпорации China Merchants Group (специализируется на оказании транспортных, логистических, финансовых услуг) построить торгово-логистический субпарк Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень». В 2016 году сумма инвестиций в субпарк составит около 150 млн. долларов. При этом к ноябрю 2016 года корпорация готова ввести объекты общей площадью 100 тыс. кв. м, в том числе 51 тыс. кв. м – крытые склады, 20 тыс. кв. м – открытые склады, 21 тыс. кв. м – выставочные площади, 6,2 тыс. кв. м – торговые площади, 1,6 тыс. кв. м – офисные площади, 1,34 тыс. кв. м – сопутствующие сооружения.

Эта корпорация готова участвовать в разработке Концепции транспорта и логистики Беларуси, а также в совместных проектах по распространению грузовых авиаперевозок, которые могут придать импульс развитию инфраструктуры Национального аэропорта Минск.

Повышению транзитной привлекательности Беларуси поспособствует и электрификация транспортного коридора в сторону Литвы.

Белорусская железная дорога» (БЖД) 24 сентября 2015 года приступила к электрификации участка Молодечно – Гудогай – госграница протяженностью 84 км (объем инвестиций – 89,9 млн. долларов от Экспортно-импортного банка Китая). Проект планируется завершить в 2016 году. Сейчас в Литве ведется электрификация участка протяженностью около 30 км от станции Новая Вильня до госграницы с Беларусью. Этот проект станет завершающим этапом электрификации белорусского участка ответвления Общеевропейского транспортного коридора № IХВ, который связывает страны Балтии с Восточной Европой.

Трамплин для нового проекта

«Клайпедский порт со своими современными терминалами готов стать трамплином для экспорта грузов в рамках проекта «Новый Шелковый путь», – подчеркнул С. Гудвалис.

Тем более что между Клайпедским портом и западными портами Шэньчжэня, оператором которых является китайская компания China Merchants Group, уже подписан меморандум о сотрудничестве.

Сегодня Клайпедский порт имеет амбициозные планы развития. Речь идет о том, что судоходный канал порта до 2018-2020 гг. будет углублен до 16,5-17,5 м. В 2018-2020 гг. планируется сформировать новые земельные площади в северной части порта – порядка 50-70 га.

Кроме того, Литва уже сейчас рассматривает перспективы развития порта BALTMAX. Предполагается, что к 2019-2022 гг. будут сформированы новые земельные площади в северной части порта (площадь – около 70 га с возможностью дальнейшего расширения).

В развитие Клайпедского порта в ближайшие годы Литва планирует инвестировать свыше 0,5 млрд. евро.

Для справки

Общий объем железнодорожного грузопотока между Литвой и Беларусью за 8 месяцев увеличился в сравнении с аналогичным периодом 2014 года на 9,44% – до 11,3 млн. тонн. При этом в направлении Клайпеды за январь – август 2015 года было перевезено 9,197 млн. тонн грузов, в то время как за аналогичный период 2014 года – 8,409 млн. тонн (удобрений в сообщении Беларусь – Литва за 8 месяцев текущего года было перевезено на 8,9% больше, чем за аналогичный период 2014 года, нефти и нефтепродуктов – на 18,6% больше).

В то же время транзит грузов за 8 месяцев 2015 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года снизился с 484 тыс. до 406,3 тыс. тонн.

См. также: Китайский проект «Экономический пояс Шелкового пути» – шанс для Беларуси

Тэги:

, , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,