• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Сергей КУЮН: мы, как и Беларусь, всегда будем нефтезависимыми. У нас практически нет своей нефти.

Сергей КУЮН: мы, как и Беларусь, всегда будем нефтезависимыми. У нас практически нет своей нефти.

Как ситуация в Украине повлияла на рынок автомобильного топлива, который для белорусского бензина и дизтоплива еще недавно был самым привлекательным с точки зрения логистики и цены?

Об этом обозреватель БЕЛРЫНОК Татьяна МАНЕНОК побеседовала с директором консалтинговой группы «А-95» (Киев) Сергеем КУЮНОМ в кулуарах состоявшейся 24 сентября в Минске III Международной отраслевой конференции «Рынок нефтепродуктов и газа Республики Беларусь: производство, трейдинг, розница».

– На топливном рынке Украины продолжается кризис. Свидетельство тому – снижение объемов потребления светлых нефтепродуктов: бензина и дизтоплива. За последние 2 года рынок потерял порядка 30% потребления бензина и порядка 15% – дизтоплива. Основная причина – экономический кризис, потеря платежеспособности населения. Если в Беларуси после девальвации рубля в 2010 году была возможность попридержать цены на автомобильное топливо, то Украина сделать то же не может: мы бензин импортируем, поэтому пересчитываем его цену эквивалентно курсу валюты.

– Как при этом чувствует себя потребитель?

– Потребление автомобильного топлива в Украине сейчас заметно упало. За последние 2 года потребитель примерно на 30% снизил закупки топлива.

Но это падение свидетельствует не только о снижении потребления топлива, но и об изменении структуры потребления топлива в Украине.

Дело в том, что в Украине очень сильно (и это одна из позитивных тенденций топливного рынка страны) растет потребление сжиженного газа. Его продажи за последние 2 года выросли на 20%. Многие потребители переводят машины на газ. Я, например, свой автомобиль тоже перевел на газ. Это ответ рынка на проблему. У нас заправляться газом сейчас очень выгодно. Если в Беларуси автомобильный газ стоит в 2 раза дешевле, чем бензин, то в Украине – почти в 3 раза. Экономия получается очень существенная, – соответственно, рынок газа растет.

Беларусь тоже играет активную роль в обеспечении Украины сжиженным газом. Она стала одним из крупнейших игроков на этом рынке, потеснив Казахстан, который ушел с украинского рынка по логистическим причинам.

Отчасти упали объемы производства этого топлива и внутри Украины. И белорусы очень удачно вписались в ситуацию. По оценкам, поставки сжиженного газа из Беларуси составляют порядка 20-22% рынка в целом, а в импорте это порядка 30-40%. Так что Беларусь – очень заметный игрок на украинском рынке.

– Дно в падении спроса уже нащупано?

– Да, действительно, в летние месяцы мы видели, что динамика падения объемов потребления замедлилась. Можно сказать, что мы уже нащупали дно. Тем не менее очевидно, что в этом году потребление топлива в Украине составит порядка 6,5 млн. тонн – это на 35% меньше, чем на пиковом уровне 2012 года.

– Некоторые российские компании, имеющие активы в украинских НПЗ, в частности «Роснефть», которая приобрела акции Лисичанского НПЗ, еще недавно строили планы по их модернизации и запуску. Эти планы пришлось свернуть?

– Да. Из 6 украинских НПЗ сейчас работает, по сути, только Кременчугский НПЗ, а также Шебелинский газоперерабатывающий завод. Но они преимущественно ориентированы на переработку отечественного сырья. Тем не менее из-за падения объемов добычи этого сырья их объемы переработки снижаются.

Недавно – буквально в сентябре – Кременчугский НПЗ возобновил закупки импортной нефти по морю из Казахстана. Этому благоприятствует то, что цены на нефть упали, а цены на нефтепродукты падают не так быстро. Это позволяет нефтепереработчикам заработать дополнительную маржу. Кстати, мировые эксперты отмечают, что сейчас нефтепереработка чувствует себя неплохо, в том числе и украинская, – для нее открываются возможности для работы.

Но в целом некоторый рост переработки на украинских НПЗ – это все же ситуативный фактор. Из-за технической отсталости заводов переработка нефти является убыточной, и только благодаря конъюнктуре поставки пока идут. Но я уверен: как только рынок войдет в более стабильную фазу, то нефтепереработка на Кременчугском НПЗ вряд ли будет продолжена.

– А какова политика нового правительства Украины в отношении стратегии развития украинских НПЗ? Или у него до нефтянки пока не дошли руки?

– Мне кажется, что время, когда нужно было активно инвестировать в техническое и технологическое развитие украинских НПЗ, уже утеряно, к сожалению. За это время белорусские и литовские нефтепереработчики инвестировали в углубление переработки, в повышение качества. Наши заводы этим не занимались.

Считаю, что в этом отчасти виноваты российские нефтяные компании – владельцы ряда украинских НПЗ, поскольку они надлежащим образом не реализовали программы модернизации. По сути, они просто высосали все, что можно было, из этих заводов и просто их кинули. Пока это было выгодно, они работали на старом оборудовании. Но когда топливо в Украину начали активно поставлять в том числе и белорусские поставщики, российские компании просто не смогли с ними конкурировать и были вынуждены этот рынок покинуть.

– А разве инвестиционные договоры, которые были подписаны с российскими компаниями, не включали обязательства по инвестированию в углубление переработки?

– Проблема в том, что эти инвестиционные договоры были очень хитро составлены и не содержали необходимой программы модернизации и графика перехода на улучшенные стандарты топлива. Незначительные обязательства россияне выполнили, чтобы снять претензии государства, но сами не продолжили инвестирование в НПЗ для того, чтобы в долгосрочной перспективе сделать их современными.

– Получается, что теперь Украина обречена быть импортером нефтепродуктов?

– Грубо теоретически еще сохраняется возможность, чтобы восстановить Кременчугский НПЗ. Его мощности переработки позволяют обеспечить всю страну топливом, особенно в сегодняшних условиях падения спроса. Однако с учетом того, что белорусские НПЗ, а также европейские заводы в своем развитии ушли далеко вперед, шансы на то, что Кременчугский НПЗ может стать активным игроком на украинском рынке, исчезают.

Следовательно, мы, как и Беларусь, всегда будем нефтезависимыми. У нас практически нет своей нефти.

– Зато в Украине весьма диверсифицирован рынок поставщиков автомобильного топлива.

– С поставками импортных нефтепродуктов в Украине действительно нет никаких проблем. Есть проблемы с поставками сырья. Они и в Беларуси есть, но вы их решили: нефть поставляется из России. У нас такой возможности нет и, наверное, уже не будет, учитывая серьезный политический конфликт между странами. Единственный вариант – это поставка нефти с моря. Однако морская нефть достаточно дорогая. Поэтому чтобы нивелировать ее дороговизну, нужно увеличить эффективность нефтепереработки. А для этого нужны деньги, которых нет. Вот такой замкнутый круг.

– Вы всегда были профессионально критично настроены в отношении поставок белорусского топлива в Украину – в части ритмичности поставок, цены и т. д. Сейчас у вас, как эксперта, есть какие-то претензии к белорусским поставкам?

– Почему критично? В целом мы видим в последнее время хороший прогресс по части ритмичности поставок (этот вопрос был исчерпан усилиями и белорусской, и украинской стороны). Что касается цен, это – рынок. К примеру, в этом году была очень интересная ситуация. Поставки из Беларуси за 8 месяцев снизились в Украину на 30%.

– Это объективно – из-за падения цены?

– Нет, из-за того, что белорусское топливо было дороже в сравнении с российским. Освободившуюся нишу белорусов на украинском рынке заняло российское топливо.

Правда, хотел бы в связи с этим заметить, что если поставки из Беларуси в целом упали на 30%, то поставки Белорусской нефтяной компании (БНК, спецэкспортер белорусских нефтепродуктов. Прим. авт.) в Украину даже выросли на 15%.

– Следовательно, поставки из Беларуси упали из-за российских давальцев, которым в этом году из-за налогового маневра и ценовой конъюнктуры оказалось выгоднее снизить до минимума давальческую переработку на белорусских НПЗ, а поставлять топливо в Украину напрямую из России?

– Наверное, да, – других же поставщиков из Беларуси нет. Я так понимаю, что поскольку теперь БНК стала самым крупным давальцем, то за счет этого она тоже смогла нарастить поставки топлива в Украину.

Но это – рынок. Думаю, что сейчас ситуация опять поменяется. Недавно стало известно, что Россия чуть ли не наложила мораторий на поставки дизельного топлива в Украину: якобы это товар двойного назначения – может использоваться для нужд армии. И поэтому сейчас эти поставки заблокированы. Догружаются сентябрьские контракты, а с октября они прекращаются.

– Какова цена вопроса? Много дизтоплива поставляли российские компании в Украину?

– Да. За счет агрессивной ценовой политики они заняли большую долю украинского рынка дизтоплива. Их поставки увеличились примерно до 150 тыс. тонн в месяц. Получается, что они «выбили» белорусский экспорт, а теперь, когда с октября поставки дизтоплива прекратятся, будет откат в пользу БНК. В этой ситуации у нас два варианта: поставки дизтоплива из Беларуси и по морю. Думаю, что сейчас эта доля в равной степени будет распределена между белорусами и морскими поставками. Возможно, доля белорусов окажется даже больше, поскольку альтернативные поставки будут дороже.

– В таком случае хорошо, что РФ не требует от Беларуси присоединиться к дизельному эмбарго Украины.

– Чем хорош рынок Украины? Тем, что он диверсифицирован. Даже если будет самый плохой сценарий и если даже белорусы по каким-то причинам перестанут поставлять топливо в Украину, у нас всегда есть возможность поставить его и по морю, и по суше. Тем более что украинский рынок интересен для поставщиков: это премиальный рынок, он дает хорошую цену.

Для справки

За январь – август 2015 года «БНК-Украина» (дочернее предприятие БНК) реализовала около 200 тыс. тонн бензинов, в то время как за январь – август 2014 года – около 190 тыс. тонн. Дизтоплива за 8 месяцев этого года компания продала около 515 тыс. тонн, за аналогичный период прошлого года – около 500 тыс. тонн.

По данным БНК, розничные продажи бензинов через АЗС Украины за 7 месяцев 2015 года снизились на 33%, до 1,01 млн. тонн, дизельного топлива – на 29%, до 750 тыс. тонн. При этом промышленные потребители бензинов снизили потребление на 23%, до 295 тыс. тонн, а дизтоплива – на 12%, до 1,6 млн. тонн.

БНК считает украинский рынок проблемным, но важным и перспективным для реализации белорусского топлива, отметил 24 сентября в Минске генеральный директор ООО «БНК-Украина» Виталий Калугин на III международной отраслевой конференции «Рынок нефтепродуктов и газа Республики Беларусь: производство, трейдинг, розница».

ООО «БНК-Украина» зарегистрировано 11 февраля 2010 года. Компания выступает эксклюзивным экспортером нефтепродуктов производства ОАО «Нафтан» (Новополоцк, Витебская область) и ОАО «Мозырский НПЗ» (Гомельская область).

Учредитель компании – ЗАО «Белорусская нефтяная компания», создана в мае 2007 года. Основным акционером компании выступает ГПО «Белоруснефть» (Гомель) – 52% акций, ОАО «Нафтан» и ОАО «Мозырский НПЗ» имеют по 24%. БНК экспортирует нефтепродукты, которые производят ее акционеры, а также осуществляет закупку и переработку нефти на белорусских НПЗ, экспедирование поставок и другие работы.

 

Тэги:

, , , , , ,

ЕЦБ и ФРС спасают белорусскую экономику и рубль

Все знают, что Россия оказывает поддержку Беларуси в размере нескольких миллиардов долларов ежегодно. При этом как-то остается незамеченным, что в последние лет десять значительную помощь наша страна получает от США и ЕС, правда, не напрямую, а косвенно. Очередное решение, которое поддержит белорусскую экономику, Европейский центробанк принял на прошедшей неделе. Белорусской экономикой управляют правительство и Национальный банк

Прогноз курса рубля на неделю с 18 по 22 марта

Можно ожидать, что курс доллара на БВФБ на текущей неделе уменьшится примерно на 0,5-1% на фоне дальнейшего укрепления российского рубля. В понедельник 18 марта возможно снижение курса на доли процента. На прошедшей неделе прогнозировались колебания средневзвешенного курса доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже, и действительно, курс доллара в начале недели вырос, но затем снизился, и по

Специальные колесные тягачи и шасси: не туда заехали

Инициаторы программы «Платформа» любыми средствами пытаются замять тот факт, что сотни миллионов долларов, выделенных государством на ее реализацию, потрачены зря. Ибо они не годятся для замены в российской армии продукции Минского завода колесных тягачей. Специальные колесные шасси и тягачи (СКШТ) российского производства для размещения ракетных вооружений, созданные в рамках опытно-конструкторской работы «Платформа-О», приняты на вооружение

Правительство уточнило порядок бесплатного и льготного обеспечения лекарствами

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 марта 2019 года № 152 внесены коррективы в перечень заболеваний, дающих право гражданам на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, выдаваемыми по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств, при амбулаторном лечении, а также лечебным питанием. В частности, перечень дополнили заболевания: первичные иммунодефициты, легочная гипертензия, аутоиммунный гепатит, первичный склерозирующий

Беларусь исчерпала энергетические бонусы в формате «двойки»

Получить дополнительные энергетические преференции в рамках Союзного государства Беларусь вряд ли сможет: союзники по-разному понимают более глубокую интеграцию. Остается рассчитывать на льготы в формате евразийской «пятерки», а они будут на порядок ниже. Смириться с этим Минск не хочет, но других вариантов у него, похоже, сейчас нет.

Варианты для Беларуси и ее руководителя

В новогодние дни белорусов обрадовали социологи  Информационно-аналитического центра при Администрации президента (ИАЦ), обнародовав результаты  опроса населения по поводу ожиданий его от 2019 года. Оказывается, в народной среде преобладают хорошее настроение и чувство оптимизма — 64%. Правда, отметили президентские социологи, около четверти респондентов (28%) оказались относительно равнодушными к «новогодним переменам», но только 5% оказались в группе

Польский эксперт: белорусским предприятиям нужна интернационализация

Белорусский бизнес – вне зависимости от того, частный он или государственный — обязательно должен присутствовать на международных рынках, чтобы иметь дешевые деньги на развитие и получать твердую валюту за свою продукцию. «Только интернационализация может стать для белорусских предприятий достойным ответом на глобализацию мировой экономики», — подчеркнул председатель Польско-белорусской торгово-промышленной палаты Казимеж Здуновский на состоявшемся в

Прогноз курса российского рубля на 2019 год

Банк России с 15 января 2019 года собирается начать скупать валюту для предотвращения укрепления рубля, но одновременно готовится к его девальвации. Куда же двинется курс рубля? К числу загадок России можно, пожалуй, отнести и курс российского рубля. С 2014 года рубль подешевел по отношению к доллару примерно в 2 раза, хотя страна получает колоссальные доходы