Многие считают белорусскую экономику открытой. С этим можно согласиться, если принять во внимание обстоятельства, при которых экономика открывалась.

Но для этого надо вспомнить, как она закрылась во времена СССР. Еще в апреле 1918 года Совнарком РСФСР принял Декрет «О национализации внешней торговли», который установил, что непосредственное руководство внешней торговлей возлагается на наркомат внешней промышленности и торговли. Тем самым вводилась государственная монополия торговли.

Самостоятельные советские республики, в том числе и БССР, вступая в СССР, подчиняли свою внешнюю торговлю союзному наркомату. Таким образом, наркомат остался единственным коммерсантом Страны Советов.

Введение монополии определялось целями социалистического строительства, которое начиналось с экспроприации частного капитала, с национализации всей экономической деятельности в стране. Введение монополии внешней торговли связывалось с намерениями перейти на плановое ведение народного хозяйства, которое фактически упраздняло рыночные, товарно-денежные отношения. Последние, к слову, тоже контролировало государство.

Одновременно разрабатывались пятилетние и перспективные планы, в соответствии с которыми создавалась генеральная схема развития и размещения производительных сил.

Разумеется, система была настолько рациональной, насколько она удовлетворяла потребностям и целям СССР. Нет смысла останавливаться на потребностях, благодаря которым те или иные фабрики строились в разных республиках. И без того понятно, почему БССР была наречена «сборочным цехом СССР», почему строились нефтепроводы и заводы при практически полном отсутствии нужных для этого ресурсов.

Впрочем, их и не было бы, имей Беларусь государственный суверенитет, но она отказалась в свое время от суверенитета в пользу СССР. А у СССР были и ресурсы, и цели, которые только отчасти совпадали с национальными интересами Беларуси.

Ради них Беларусь тотально закрылась от внешнего мира. Она ничего не покупала, ничего не продавала из произведенной на ее территории продукции: всю торговлю вместо республики осуществлял внешторг СССР. Ее конкретными субъектами были всесоюзные внешнеторговые объединения (ВВО), которые на основании и в пределах их уставов осуществляли экспортные и импортные операции по определенной номенклатуре товаров и услуг, закрепленных за каждым объединением.

Внешнеторговые объединения были самостоятельными хозяйственными организациями, которые пользовались правами юридических лиц. Например, было ВВО «Торгэкспо», которое относилось к Минсельхозмашу и проводило все сделки от имени тракторных заводов, а также предприятий по производству комбайнов, заводов запасных частей и проч.

Понятно, что валютная выручка МТЗ перечислялась в госбанк. Там всегда нуждались в валюте для использования в общегосударственных целях. Предприятия валюты никогда не имели. Импортное оборудование, например, приобретали те же ВВО, заводчане могли получить его по заявкам, которые удовлетворяли в госплане или министерстве.

Что касается внутреннего рынка, то он ограничивался розничной торговлей и «колхозными рынками». Рынка средств производства не было, все распределялось. Перефразируя один из популярных в прошлом лозунг, можно сказать, что все запланированное должно быть произведено, а произведенное – распределено.

В отсутствие рынка трудно было говорить об открытости экономики БССР. Она получала союзные ресурсы по плану, перерабатывала их, получала готовую продукцию и по плану поставляла потребителям.

Цены тоже были плановые, в том числе и цены производства в БССР. Следовательно, и деньги в основном применялись как плановые и учетные документы. Всегда составлялся промфинплан, проводилась подробная калькуляция запланированных расходов и доходов предприятия, заработной платы, фондов общественного потребления.

Ни доходы, ни прибыли, ни рентабельность, ни заработная плата фактически не имели ничего общего с торговлей. Не могло быть такого, чтобы завод сделал трактор, но не продал его колхозу. Ведь колхозу выделяли деньги на приобретение конкретного трактора конкретного производителя, и ему оставалось только перечислить их определенному предприятию.

При этом был порядок и не было анархии, рыночной стихии, которая быстро установила бы настоящую цену продукции, производств и заводов. И все производители считали, что с переходом к рынку они смогут легко получать за свою продукцию больше, чем прежде, а потребители думали: дай нам свободу покупать – мы купили бы куда лучшие тракторы и гораздо дешевле…

Немногие из производителей считали, что производят не очень хорошие вещи, которые ни на что не годны, да и попросту неконкурентоспособны.

В 1987 году попробовали перейти к рыночному управлению экономикой – и сразу случился облом: колхозники отказались покупать гомельские комбайны. Горбачеву пришлось чуть ли не персонально уговаривать председателей все-таки купить комбайны.

Одновременно началась либерализация внешней торговли. Начали с передачи функций ВВО отдельным министерствам, отраслям, крупнейшим предприятиям. Им предоставили права на проведение экспортно-импортных операций. Но мало кто из них использовал эти возможности, поскольку большинство предприятий не умели торговать вообще, а тем более – прибыльно, при этом предоставляя на рынок конкурентоспособную продукцию.

То есть формально госмонополия была упразднена, но, скажем так, вплоть до падения советского правительства в 1991 году около 97% экспортно-импортных операций проводили ВВО.

После этого все правительства и предприятия СНГ получили свободу торговли. Как и всякая свобода, торговля давала колоссальные возможности, преимущественно в будущем, но начала с установления железного порядка на рынке. Всех постсоветских коммерсантов рынок встречал издевательским лозунгом: оставь надежду всякий, сюда входящий. Для того чтобы найти свое место на рынке, им приходилось «до неприличности» снижать свой экспорт, переплачивать за необходимый импорт.

Примечательно, что бывший свой – внутренний, советский рынок, оставшийся в СНГ, – повел себя точно так же, как и мировой, «цивилизованный».

Сейчас нельзя без улыбки вспоминать свои завышенные ожидания и холодный душ, устроенный бывшим советским купцам. В общем, пошли по шерсть, а вернулись стрижеными.

Белорусы не были исключением. Поскольку республика была, по советским меркам, промышленно развитая, то многие начали считать прибыли заранее. Возможно, в это время возникло утверждение, которое в качестве анекдота было повторено уже Лукашенко во время одного из своих выступлений.

После этого прошло много лет, но читаем в недавнем интервью бывшего министра иностранных дел Петра Кравченко: «Мало кто знает, что в союзный бюджет наша республика отчисляла два миллиарда долларов ежегодно. Мы были единственной недотационной республикой».

Этого не могло быть ни физически, ни экономически, ни политически, да просто никак. Откуда могли появиться доллары у БССР, если их у нее никогда не было?

В 1992 году независимая Беларусь получила возможность осуществлять внешнеторговую деятельность. Экспорт составил чуть больше 1 млрд. долларов, импорт – 765 млн. долларов, и все это при замечательном сальдо – плюс 306 млн. долларов. Уже через год объем экспорта сократился до 737 млн., а импорт составил 777 млн. И было получено отрицательное сальдо в размере 40 млн. долларов.

После этого Беларусь стала закрываться от рынка, выстраивая свои экономические отношения с Россией «по-советски». Но не получилось до сих пор. Не только планы реализации (пардон, прогнозы продаж) не выполняются, а вместе с ними падают и объемы производства. Правительство от импортозамещения перешло к ограничению, а теперь объявило натуральную войну импорту.

А в это время импорт сокращается сам по себе, поскольку сокращается экспорт, и в результате падает производство. Причем от сокращения импорта страдает больше всего производство. Среди основных позиций, по которым зафиксировано наибольшее падение, можно назвать поставки нефти, промышленного оборудования, двигателей внутреннего сгорания, комплектующих для сборки тракторов и многие другие факторы производства, которые ограничивают производство едва ли не на всех предприятиях Беларуси.

 См. также: Пузыри и пузырьки
Бюджетное питие и его вредители

Тэги:

, , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,