Заседание президиума Совета министров РБ, которое состоялось 14 августа, показало, что чиновники в настоящее время, похоже, серьезно опасаются дестабилизировать ситуацию на финансовом рынке страны.

Так, премьер-министр РБ Андрей Кобяков, обсуждая вопрос доступности кредитных ресурсов для экономики, заявил, что их стоимость надо снижать, но действовать «нужно последовательно, при этом важно не разбалансировать ситуацию».

Ставка сделана на зарубежные кредиты

Андрей Кобяков полагает, что существует два способа обеспечения экономического роста, которые можно использовать, не опасаясь за макроэкономическую стабильность.

Первый способ заключается в увеличении экспорта. Как сообщил премьер-министр, чтобы обеспечить положительную динамику роста экономики, в 2016 году необходимо будет продать белорусской продукции на 1,3 млрд. долларов больше того уровня, который ожидается в текущем году (33,6 млрд. долларов).

Второй способ заключается в инвестициях, но не за счет бюджетных средств, а за счет внешних ресурсов. Поэтому Андрей Кобяков считает, что на объектах, финансируемых за счет зарубежных кредитов, имеющиеся ресурсы следует использовать максимально эффективно. Это атомная электростанция, дороги, которые строятся за кредиты Всемирного банка и Банка Китая, объекты энергетики.

О необходимости роста экспорта говорил и министр экономики Владимир Зиновский. Он отметил, что для этого предполагается упростить работу по льготному кредитованию в рамках Указа № 534, а также повысить объем экспорта в Китай.

Что касается кредитования, то Владимир Зиновский заявил, что возможности стимулирования экономики за счет снижения процентных ставок являются ограниченными ввиду низкого уровня золотовалютных резервов. Ускорение кредитования без увеличения золотовалютных резервов, по его мнению, очень рискованно.

А увеличение резервов, по мнению министра, весьма проблематично. Он полагает, что в краткосрочном периоде это возможно только за счет приватизации, программ Международного валютного фонда и Евразийского фонда стабилизации и развития.

Беларуси в 2016 году предстоит осуществить значительные выплаты по внешнему долгу. Как сообщил Андрей Кобяков, обслуживание внешнего государственного долга в 2016 году обойдется в 3,2 млрд. долларов, из которых 2,3 млрд. приходится на погашение основного долга. Половину основного долга планируется погашать за счет бюджета, вторую половину правительство собирается рефинансировать.

Учитывая значительные риски возникновения нестабильности, правительство установило довольно скромные ориентиры снижения ставок по кредитам в 2016 году. Ставка рефинансирования прогнозируется в 2016 году в пределах 18-22%, а в настоящее время она составляет 25%. При этом инфляцию планируется снизить до 12%, тогда как в текущем году рост цен ожидается в пределах 16-17%. Таким образом, правительство Беларуси прогнозирует довольно умеренное снижение инфляции и ставки рефинансирования в 2016 году.

Ставка рефинансирования, согласно планам правительства, в 2016 году будет превышать инфляцию в 1,5-2 раза, а это очень много. Поэтому ставки по депозитам и кредитам будут устанавливаться исходя не из инфляции, а из соображений обеспечения стабильности валютного рынка.

Банк развития может дестабилизировать ситуацию

В этих же целях правительство собирается сократить финансирование инвестиций за счет бюджета. Всего объем инвестиций в основной капитал в 2016 году должен составить 255 трлн. белорусских рублей, что выше предполагаемых инвестиций за 2015 год на 1,5%. Доля бюджетных средств уменьшится до 7,5%, что, как сообщил Владимир Зиновский, в основном будет связано с оптимизацией объемов бюджетного финансирования государственных программ.

Владимир Зиновский также сообщил, что кредитование новых инвестиционных проектов в Беларуси будет идти на конкурсной основе через Банк развития РБ. В каком объеме будет осуществляться данное кредитование, министр не уточнил. Средства для этого сам Банк развития получит за счет размещения собственных облигаций. Владимир Зиновский отметил, что в настоящее время с Нацбанком, Минфином и Банком развития отрабатывается схема работы с этими облигациями.

Кто будет покупать данные облигации, министр не уточнил, хотя это является самым важным моментом. Объем долгосрочных ресурсов, которые требуются для осуществления инвестиционного кредитования, в банковской системе Беларуси довольно ограничен, поэтому привлечь значительные средства Банку развития не удастся. Это значит, что его облигации, скорее всего, будет покупать Нацбанк, то есть будет осуществлена неявная кредитная эмиссия: Нацбанк вместо предоставления кредитов коммерческим банкам купит облигации Банка развития, который вместо коммерческих банков будет предоставлять рублевые кредиты предприятиям.

При этом Нацбанк будет отчитываться о низких темпах роста показателей денежной массы, так как его операции с Банком развития не учитываются при расчете этих показателей. Но экономику не обманешь. Эффект от такого хитроумного плана будет таким же, как и от кредитной эмиссии Нацбанка: новая девальвация. А степень падения курса рубля зависит от масштабов деятельности Банка развития. В принципе, если объемы выданных им инвестиционных кредитов будут невелики, в пределах нескольких триллионов рублей, то валютный рынок этого не заметит. А вот если счет пойдет на десятки триллионов, без неприятностей не обойтись. 

Тэги:

, , , , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,