Денис МЕЛЬЯНЦОВ: можно с уверенностью говорить, что у ЕС нет какого-то конкретного плана в отношении Беларуси.

Денис МЕЛЬЯНЦОВ: можно с уверенностью говорить, что у ЕС нет какого-то конкретного плана в отношении Беларуси.

Такое мнение в интервью БЕЛРЫНОК высказал старший аналитик зарегистрированного в Литве Белорусского института стратегических исследований (BISS) Денис МЕЛЬЯНЦОВ.

– Сегодня общим местом у политологов стало сравнение нынешнего этапа белорусско-европейских отношений с периодом «потепления» 2009-2010 годов. А в чем вы видите принципиальные различия двух этих периодов?

– Я бы все-таки расширил предыдущие хронологические рамки оттепели, потому что там фактически первые шаги по нормализации отношений были предприняты в 2007 году, а активное их развитие последовало в 2008-м, что было связано с российско-грузинской войной. Впрочем, это не столь важно.

В чем различие между двумя этими периодами? Ну, во-первых, в том, что нынешняя оттепель пока еще не закончена и непонятно, до какой степени могут быть нормализованы отношения. Однако я бы все-таки сказал, что нынешнее «издание» оттепели более глубокое – эта оттепель потеплее предыдущей, потому что, в отличие от 2007-2010 годов, в белорусско-европейских отношениях есть конкретная повестка дня. Тут речь идет об упрощении визового режима, о том, что между Беларусью и Евросоюзом продолжается диалог по вопросам будущей модернизации, готовится подписание «Партнерства по мобильности», то есть это целый комплекс мероприятий предметного содержания, чего раньше не было. Прежняя оттепель была скорее риторическая: было много визитов, улучшилась риторика с белорусской стороны, однако той интенсивности переговорного процесса, которая есть сейчас, ее не было. В этом, наверное, главное отличие и есть.

– Можно ли считать вопрос наличия в Беларуси политзаключенных ключевым в отношениях Минска и Брюсселя?

– Да, его можно считать ключевым, потому что он мешает более глубокому улучшению отношений между двумя сторонами, он мешает выйти на переговоры по соглашению о сотрудничестве и партнерстве, чем можно было бы завершить этап потепления и окончательно нормализовать отношения Беларуси и Евросоюза.

Ведь что такое нормальные отношения в международной практике? Это когда у сторон есть подписанный и ратифицированный договор о сотрудничестве и партнерстве. Естественно, наличие политзаключенных (по крайней мере тех, которых признает ЕС) мешает этому процессу. Но здесь нужно отметить, что, понимая тупиковость ситуации, и белорусская, и европейская стороны постарались этот болезненный политический вопрос (да и не только его) вынести за скобки и начать переговоры по такой предметной области, где можно более-менее найти какое-то соприкосновение: тот же визовый режим, вопросы экономического развития и инвестиций, охраны окружающей среды и т.д. Поэтому сейчас мы видим, что политические вопросы, в силу усталости и в силу изменившейся геополитической ситуации (я имею в виду конфликт в Украине), отходят на второй план. Европейцы скорее пытаются найти какие-то сближающие темы, чем поддерживать разъединяющие (вопрос о политзаключенных, правах человека, свободе прессы и т.д.).

– Недавно в интервью независимым СМИ Александр Лукашенко рассказал, что вопрос об освобождении Николая Статкевича находится в повестке дня, хотя окончательное решение еще не принято. Эти сомнения главы государства связаны с неким неофициальным торгом, который сейчас идет между Минском и Брюсселем?

– С одной стороны, это просто слова, и их достаточно трудно комментировать. Президент не мог выразиться определенно: ситуация меняется – и международная, и внутриполитическая – и поэтому он не мог взять на себя ответственность и конкретно рассказать о своих планах. В итоге он говорил очень расплывчато: ну, может быть, будет освобожден, может, не будет…

Я думаю, что торг по политзаключенным, и не только по Статкевичу, идет давным-давно. Мы могли это наблюдать еще с 2011 года, когда были визиты Младенова (главы МИДа Болгарии, выступавшего в качестве посредника в неофициальных переговорах между Лукашенко и руководством ЕС. – Прим. ред.), когда были попытки договориться на дипломатическом и политическом уровне. То есть европейцы не оставляют надежд и пытаются по этому вопросу договориться – тут, безусловно, торг идет. Но, судя по тому, что Статкевич до сих пор за решеткой, можно сказать, что не было достигнуто какое-то определенное соглашение. Некоторые аналитики связывают возможность освобождения Статкевича с предполагаемым визитом Лукашенко в Ватикан, но опять-таки подобных поводов и раньше было достаточно, однако к освобождению политзаключенных это не привело.

– Какова сегодня конечная цель ЕС в отношении Беларуси? Чего бы в Брюсселе хотели добиться?

– Можно с уверенностью говорить, что у ЕС нет какого-то конкретного плана в отношении Беларуси. То есть если представить план как какой-то стратегический документ, который каким-то образом одобрен и реализуется, то такого плана нет. Зато есть желание наладить полноценные отношения с Беларусью, закрыть эту черную дыру (как некоторые говорят) на границе с Евросоюзом. Ведь Беларусь – это проблема для Евросоюза, он уже давно не может ничего конкретного здесь добиться.

Естественно, какие-то цели есть. Цель супермаксимальная – добиться демократизации страны, видеть Беларусь обычным восточноевропейским государством с демократически избранными органами власти. Более реалистичная цель – иметь предсказуемое государство у своих границ, с которым можно сотрудничать и не бояться, что из этой страны будут исходить какие-то проблемы (например, нелегальная миграция или угрозы военного характера). Сейчас европейские чиновники и дипломаты после последних событий в Украине приходят к пониманию, что теперешний белорусский режим, пусть он и авторитарный, не представляет собой проблемы в области безопасности и с ним, в общем-то, можно жить. Поэтому сейчас проблема демократизации ушла на задний план – это видно и по риторике, и по визитам, и по тому, что сокращается поддержка для белорусской оппозиции. То есть существует недостижимая идеальная цель, и есть цель более реалистического порядка – добиться предсказуемости, стабильности и в целом отношений, основанных на договорной базе.

– Будущее белорусско-европейских отношений сильно зависит от Кремля и ситуации на востоке Украины?

– Скорее именно от Кремля, чем от состояния дел на востоке Украины. Потому что очевидно, что Беларусь очень зависима в экономическом плане от России – от энергоносителей, от рынков сбыта и т.д. Так или иначе, Беларусь все равно будет принимать решения внутриполитические и внешнеполитические с оглядкой на своего восточного союзника.

Естественно, украинские события внесли очень существенную коррективу в международные отношения Беларуси. С одной стороны, если еще несколько лет назад, наверное, была такая уверенность, что есть определенная граница у Российской Федерации, что она никогда не будет воевать с ближайшими соседями, то сейчас очевидно, что такой границы нет. С другой стороны, события в Украине подталкивают Запад к сотрудничеству с Беларусью, а Беларусь также пытается эту возможность поймать и реализовать. Но в обобщенном виде зависимость от России, конечно, колоссальна. Я думаю, что в любом случае правительство Беларуси будет действовать с оглядкой на то, что думают в Кремле.

Тэги:

, , , , , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,