Ситуация на рынке легковых автомобилей LCV России становится фактором, влияющим на соответствующий сектор экономики Беларуси.

На днях список выпускаемых в Беларуси в режиме «отвертки» легковых иномарок пополнился еще двумя. К собирающимся сегодня в стране 12 моделям легковых автомобилей (трем в Борисове на заводе Geely под одноименным брендом и девяти в Обчаке на предприятии «Юнисон»: Samand, Zotye, Peugeot 301, 508, 3008, Partner, Citroen C-Elysee и Berlingo, а также Opel Mokka) добавились Cadillac Escalade и Chevrolet Tahoe, принадлежащие компании General Motors (GM).

Как следует из сообщения пресс-службы GM от 9 июля, General Motors и белорусское СП ЗАО «Юнисон» подписали соглашение о крупноузловой сборке Cadillac Escalade и Chevrolet Tahoe для российского рынка. «На заводе «Юнисон» установлена современная производственная линия для сборки моделей Cadillac, а персонал подготовлен и обучен в соответствии с принципами организации производства и контроля качества, принятыми на всех заводах GM».

Особо подчеркивается, что в Беларуси будет производиться сборка четвертого поколения Cadillac Escalade в двух модификациях: в регулярной версии и с увеличенной колесной базой. Для российских покупателей стоимость регулярной версии Cadillac Escalade составит порядка 76 тыс. USD, с увеличенной колесной базой – около 80 тыс. USD. Стоимость Chevrolet Tahoe начинается от 60 тыс. USD.

В Беларуси будет производиться сборка четвертого поколения Cadillac Escalade в двух модификациях: в регулярной версии и с увеличенной колесной базой.

В Беларуси будет производиться сборка четвертого поколения Cadillac Escalade в двух модификациях: в регулярной версии и с увеличенной колесной базой.

Нам так их не хватало

Между тем еще в начале текущего года планы GM были несколько другими: тогда ее представители объявили о переносе сборки Cadillac и Chevrolet Tahoe из Калининграда с предприятия «Автотор» на свой завод в Санкт-Петербурге. Однако вскоре компания остановила их производство и там. По причине того, как заявили в концерне, что «ситуация на рынке не оправдывает серьезных инвестиций в повышение уровня локализации».

Чуть позже, в марте, руководство General Motors, ссылаясь на ту же причину, объявило о выводе с российского рынка бренда Opel и всех массовых моделей Chevrolet. И только 20 мая 2015 года состоялась презентация первого легкового автомобиля Opel Mokka, собранного на заводе ЗАО «Юнисон». Тогда же было сообщено о планах наладить на площадях этого предприятия сборку ряда других моделей GM, в том числе авто премиум-класса Cadillac.

Здесь следует напомнить, что рамочное соглашение об организации в Беларуси совместного производства легковых автомобилей знаменитой американской марки было подписано в июне 2013 года по итогам встречи заместителя премьер-министра РБ Петра Прокоповича с управляющим директором по России и странам СНГ ООО «Дженерал Моторз СНГ» Джеймсом Бовензи.

Согласно тогдашним договоренностям, первой моделью для выпуска в Беларуси была избрана Opel Corsa. Крупноузловую сборку модели предполагалось наладить на мощностях белорусско-британского предприятия «Юнисон» в Обчаке под Минском. Достаточно длительное время данное соглашение казалось протоколом о так и нереализованных намерениях, но настал момент, когда американская сторона была вынуждена о нем вспомнить.

Стоимость Chevrolet Tahoe начинается от 60 тыс. USD.

Стоимость Chevrolet Tahoe начинается от 60 тыс. USD.

Ход удачный, но выгода от него неочевидна

Как считает российский автомобильный обозреватель Алексей Слащев, перенос производства ряда своих моделей в Беларусь – «это великолепный ход», который позволит GM не потерять своих клиентов в России. Правда, по мнению ряда других экспертов, особых выгод перенос сборки Excalade и Tahoe из РФ в РБ не принесет.

С их точки зрения, вряд ли стоит ожидать, что себестоимость производства на «Юнисоне» в Обчаке окажется существенно меньше, чем на «Автоторе» в Калининграде, и что за счет более низкой цены удастся сколько-нибудь заметно нарастить объемы реализации «белорусизированных» Excalade и Tahoe в России (в 2014 году там было продано всего 2,1 тыс. таких машин) и, соответственно, нарастить величину валовой прибыли.

Так, в частности, полагает главный редактор портала AMSRUS Сергей Асланян: «Очень маленькая добавленная стоимость у всей этой затеи. Такая попытка хоть с чем-нибудь остаться на рынке, после того как они взяли и по глупости, чисто из политических соображений, вывели из нашей страны (России. – Прим. авт.) все остальные машины Chevrolet и Opel».

Без особого восторга (как это бывало раньше) откомментировали факт заключения соглашения о сборке очередных иномарок на СП ЗАО «Юнисон» и большинство белорусских СМИ. Ибо уже стало ясно, что ни технологического прорыва, ни коммерческой выгоды подобного рода проекты Беларуси не принесут.

Авторы ряда публикаций указывают, что «современная производственная линия для сборки моделей Cadillac», о которой говорится в пресс-релизе GM, – это всего лишь «несколько крупных подъемников, на которых работники поочередно соединяют кузов с двигателем, колесами и трансмиссией». Что касается автокомпонентов, то все важнейшие узлы и агрегаты изготавливаются в Южной Корее.

Причем, если говорить о моделях, сборку которых западные и восточные автоконцерны налаживают на белорусской территории, то практически все из них являются аутсайдерами продаж на российском рынке, которые вывели свои производства оттуда под давлением технологически более продвинутых конкурентов.

Более того, как шутят некоторые комментаторы, проанализировав нынешнюю конъюнктуру на авторынке РФ, вполне можно предсказать, какая модель какого иностранного бренда скоро будет собираться на мощностях отечественных заводов. О том, что в этой шутке – лишь малая доля шутки, позволяют говорить итоги продаж легковых авто в России в июне 2015 года.

Что нам Россия и мы России?..

Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), хотя падение продаж новых легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта (LCV) в России несколько замедлилось, все равно сжатие авторынка оказалось весьма значительным. Всего в январе – июне 2015 года в РФ было продано около 782 тыс. автомобилей. Для сравнения: за первую половину 2014 года продажи составили 1,229 млн. авто.

Правда, оптимисты усматривают в развитии конъюнктуры некий положительный тренд. В июне падение продаж в годовом исчислении составило «всего» 29,7%, что меньше, чем в мае (-37,7%) и апреле (-41,5%), и тем более чем в марте (-на 42,5%). Однако, по словам председателя Комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера, несмотря на то что результаты выглядят вроде бы все менее драматичными, «пока нет повода расслабляться».

Дела могли бы обстоять куда хуже, если бы не государственная поддержка рынка. Как за счет понижения ключевой ставки Центробанка, так и за счет поддержки покупателей новых автомобилей путем субсидирования ставок розничного финансирования и обновления парка старых автомобилей. Так что настрой участников рынка на второе полугодие 2015 года остается сдержанным, подчеркнул глава комитета. В частности, АЕБ ожидает снижения российского автомобильного рынка в РФ в 2015 году на 36%, до 1,55 млн. машин.

Что касается ведущих игроков, то лидером здесь по-прежнему остается «АвтоВАЗ», хотя продажи автомобилей Lada в июне 2015 года (26.416 ед.), по подсчетам АЕБ, упали относительно июня 2014 года на 12%. Однако при этом показатели предыдущих двух месяцев, по данным самого «АвтоВАЗа», были превышены более чем на 15%, и при этом занятая автомобилями Lada доля авторынка России превысила 20%.

Второе место по продажам заняли машины под брендом Kia, которых в июне было реализовано 13.900 (на 18% меньше, чем годом ранее). Замыкает тройку лидеров Hyundai с результатом 12.300 ед. (-27% к уровню июня 2014 года). Продажи двух других участников топ-5 в годовом исчислении тоже упали: у Renault они сократились до 9.986 ед. (-39%), а у Nissan – до 8.916 (на 26%).

Главными аутсайдерами месяца стали такие бренды, как Jeep (-79%), SsangYong (-75%), Great Wall (-73%), Citroen (-66%), Peugeot и Opel (-65%). Продажи Chevrolet сократились на 40%. Заметим, что четыре последних бренда уже перенесли сборку ряда своих моделей в Беларусь.

Какие марки могут оказаться следующими, предсказать нелегко, так как весьма значительными оказались потери и других крупных мировых автопроизводителей. Продажи Toyota, в частности, сократились на 35% (с 13.139 до 8.495 ед.), BMW – на 34% (с 3.247 до 2.151 ед.), Volkswagen – на 38% (с 10.850 до 6.769 ед.).

Здесь также необходимо принять во внимание то обстоятельство, что автодилеры ряда автоконцернов столкнулись с затовариванием – производители требуют от них выкупать больше машин, чем удается продать. Общий объем неликвидов уже достиг около 100 тыс. машин, Подобная ситуация наблюдалась в начале 2013 и 2014 годов, но на фоне стабильного авторынка дилеры справились. Однако сейчас продажи новых автомобилей и LCV падают, по разным оценкам, на 43-50%.

Сейчас дилеры ждут от производителей отсрочек платежей и других льгот за хранение избытка машин, предупреждая, что в противном случае будут вынуждены демпинговать. Можно предположить, что подобное развитие снова приведет к ситуации, когда белорусы отправлялись за дешевыми автомобилями в Россию.

Тэги:

, , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,