• EUR  2.4365
  • USD  2.1066
  • RUB (100)  3.221
Минск  7 Погода в Минске

Трудности с формированием бюджета в совокупности с ограничениями в порядке проведения проверок и кадровый дефицит вынудили налоговые органы искать новые формы налогового контроля. В поиске новаций, направленных на пополнение бюджета, налоговые органы прибегли к помощи Указа № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее – Указ № 488).

По своей экономической сути Указ № 488 является идеальным нормативным документом, направленным на пополнение бюджета. Этот вывод базируется на двух факторах.

Размытые критерии

Во-первых, в нем заложены размытые критерии, которые позволяют включать предприятие в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее – реестр). По указу, предприятие может быть включено в реестр по следующим основаниям:

  1. В предпринимательской деятельности субъекта есть наличие признаков лжепредпринимательской деятельности, так как согласно вступившему в законную силу приговору суда установлены признаки лжепредпринимательства в деятельности субъекта предпринимательства. Данный критерий наиболее однозначный, понятный и приемлемый.
  2. На счета субъекта предпринимательской деятельности в банках поступала выручка от реализации товаров (работ, услуг) и при этом в налоговые органы представлены налоговые декларации (расчеты), данные которых свидетельствуют об отсутствии этих объектов налогообложения, либо такие налоговые декларации (расчеты) не представлены в течение двух отчетных периодов подряд. Данный критерий не совсем однозначен, так как на практике может иметь различные вариации. Например, на счета предприятия может поступать предоплата за производство товара (работы, услуги). При этом сам факт отгрузки товара или оказания услуги может происходить через значительный период (квартал, полугодие). По сути, это не является нарушением, но может стать основанием для включения в реестр.
  3. Сумма денежных средств, поступившая на счета субъекта предпринимательской деятельности в банках за месяц, превысила 5000 базовых величин и при этом его руководитель не располагает сведениями о фактических обстоятельствах осуществления предпринимательской деятельности, в результате которой поступили указанные средства. Данные обстоятельства могут быть выявлены только в ходе опроса руководителей, которые всегда знают о поступивших на их счет денежных средствах. Исключением является работа откровенно лжепредпринимательских структур, найти реальное руководство которых возможно только в ходе проведения следственных мероприятий. Фактически указанный критерий предполагает, что контролирующие органы самостоятельно до решения суда признают предприятие лжепредпринимательской структурой.
  4. Фактически от имени субъекта предпринимательской деятельности действуют не уполномоченное в установленном порядке лицо или печати. Как и в предыдущем случае, речь идет явно о лжепредпринимательской структуре, выяснить характер деятельности которой можно только в ходе налоговой проверки или проведения следственных мероприятий. При этом, как и в предыдущем случае, контролирующие органы до решения суда фактически самостоятельно определяют предприятие лжепредпринимательской структурой.
  5. Субъект предпринимательской деятельности не расположен по месту нахождения, указанному в учредительных документах коммерческой организации, и не уведомил в установленном законодательными актами порядке регистрирующий орган об изменении места нахождения. В условиях экономического кризиса предприятия иногда вынужденно меняют место нахождения либо наряду с юридическим адресом имеют и почтовый адрес. При этом уведомление органов власти о месте нахождения предполагает и «смену контролирующих органов». В силу незнания либо изменчивости экономической ситуации не все предприятия своевременно уведомляют налоговые органы о новом месторасположении, а соответственно, становятся потенциальными лжепредпринимательскими структурами.

В столь широком перечне оснований для включения в реестр заложен второй фактор «идеальности» Указа № 488 для проверяющих органов. Из пяти предложенных критериев только один основан на решении суда. Все остальные по своей сути являются критериями расширенного толкования, так как зависят от правовой трактовки контролирующими органами той или иной экономической ситуации.

Так, например, непредставление налоговой декларации в течение двух периодов на практике может быть связано с болезнью директора малого предприятия, который одновременно являлся и главным бухгалтером. При этом сам факт непредставления налоговых деклараций по Указу № 488 уже является основанием для включения в реестр и фактического признания предприятия лжепредпринимательской структурой. В свою очередь, включение предприятия в реестр имеет далеко идущие правовые последствия.

«Письма счастья»

Существенным новшеством 2015 года стало направление налоговыми органами в адрес предприятий писем с указанием на то, что их контрагенты включены в реестр. На основании факта включения контрагентов в реестр налоговые органы предлагают предприятиям уплатить налоги в бюджет, признавая тем самым, что они работали с лжепредпринимательской структурой и фактически хозяйственную операцию не осуществляли.

Широкий перечень критериев включения предприятия в реестр позволяет говорить о том, что в него могут попасть и добросовестные предприятия, а соответственно, сам факт включения в реестр не является правонарушением, на основании которого следует платить налоги. Следовательно, письма о перечислении налогов в бюджет фактически являются незаконными.

Из положений Указа № 488 явно следует, что дополнительные начисления налогов возможны только после признания незаконности хозяйственной операции. При этом незаконность операции связана с фактическим ее непроведением, когда оформляются фиктивные документы для перечисления денег, а хозяйственная операция не осуществляется. Сам же факт включения предприятия в реестр по Указу № 488 не является основанием для начисления налогов.

Появление налоговых писем с предложением дополнительных начислений в бюджет основано на двух факторах. Во-первых, в последние годы сложилась правоприменительная практика, по которой все дела, связанные с положениями Указа № 488, решаются в пользу государства. Общение с бизнесом позволяет утверждать, что в суде возможно доказательство правомерности хозяйственной операции только на основании свидетельских показаний. При этом в связи со значительными сроками давности, как правило, невозможно найти свидетеля, который точно укажет все обстоятельства сделки, а значит, все решения суда будут в пользу государства с доначислением налогов. Зная данные обстоятельства, бизнес оказывается перед фактом того, что любая ссылка на Указ № 488 фактически означает нарушение закона.

Во-вторых, сложившаяся правоприменительная практика создает впечатление, что любое предприятие, включенное в реестр, уже является лжепредпринимательской структурой, хотя это не всегда так. Соответственно, получение предприятием письма из налоговых органов о включении предприятия-контрагента в реестр наводит на мысль о неизбежности экономических санкций, так как правоприменительная практика Указа № 488 складывается в пользу государства. Именно на незнании всех правовых нюансов Указа № 488 и построен механизм написания писем налоговых органов.

Платить или судиться?

Для минимизации отрицательных последствий от налоговых писем необходимо выработать следующий алгоритм поведения.

  • Получение письма не означает, что предприятие нарушило налоговое законодательство, но является предупреждением о повышенном интересе налоговых органов к вашей организации.
  • Необходимо выяснить в налоговом органе, по каким основаниям предприятие-контрагент было включено в реестр. Если предприятие включено в реестр по решению суда, то нужно либо готовиться к малоперспективному суду, либо доплатить налоги в бюджет. Если решения суда нет, тогда есть несколько вариантов поведения.
  • Если предприятие уверено в своем контрагенте, то необходимо собрать доказательную базу, в том числе и свидетельские показания, подтверждающие факт совершения хозяйственной операции. Чем больше доказательств будет собрано, тем меньше риск признания сделки незаконной. При этом необходимо выяснить у предприятия-контрагента перспективы и возможности его исключения из реестра.
  • Если предприятие не уверено в своем контрагенте, то необходимо максимально ограничить деловые отношения с данным предприятием и попытаться собрать все возможные сведения о контрагенте и доказательства законности сделки. При этом риск признания сделки незаконной в этой ситуации высок. Предприятие должно самостоятельно определить, следует ли доводить дело до суда или добровольно уплатить налоги в бюджет, минимизируя свои потери.

Ситуация с реализацией на практике положений Указа № 488 свидетельствует об ухудшении ситуации с формированием государственного бюджета. Налоговые органы фактически предлагают предприятиям наказать самих себя или, как сказал классик, «самим себя высечь». При этом, как показывает практика, сам факт нарушения не всегда очевиден, так как не всегда есть решение суда о признании предприятия лжепредпринимательской структурой. Несмотря на эту неочевидность правонарушения, налоговые органы направляют письма с предложениями о доначислениях в бюджет, указывая тем самым на ухудшение экономической ситуации и делового климата в государстве.

alex_asper@mail.ru

Тэги:

, , , , ,

Ярмарки по продаже сельхозпродукции пройдут 13-14 октября в Минске

Как сообщает Главное управление потребительского рынка Мингорисполкома 13-14 октября сельскохозяйственные ярмарки пройдут во всех 9 районах столицы: Наименование административного района Дата проведения Время проведения Адрес Заводской район 13-14 октября 10.00 – 16.00 ул. Герасименко, 51 (стоянка ФОК «Мандарин») 09.00 – 16.00 «Чижовка-арена» по ул.Ташкентской, 19 (общегородская) Ленинский район 13-14 октября 09.00 – 16.00 ул. Гашкевича, 2/3 на площадке ООО «Евроторг»

Прогноз курса рубля на неделю с 15 по 19 октября

Коррекция курса доллара на БВФБ может продолжиться, и американская валюта, вероятно, подешевеет еще на 1-1,5%. Но в понедельник 15 октября возможен рост курса доллара на доли процента. На прошедшей неделе произошла долгожданная коррекция курса доллара по отношению к белорусскому рублю. На Белорусской валютно-фондовой бирже средневзвешенный курс доллара опустился на 1,4% и составил 12 октября 2,1261

Правила медицинской этики и деонтологии утверждены Минздравом и вступили в силу

Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 7 августа 2018 г. № 64 утверждены Правила медицинской этики и деонтологии. Документ принят с целью повысить ответственность и эффективность выполнения медицинскими, фармацевтическими работниками своих должностных обязанностей, а также доверие граждан к системе здравоохранения. В частности, сформулированы принципы поведения медицинских, фармацевтических работников. Среди них – принципы гуманизма, милосердия, сдержанности,

Пленники экономического детерминизма

Перечислю три проблемы, волнующие белорусскую власть: во-первых, экономика, во-вторых, экономика и, в-третьих, экономика Складывается впечатление, что иных проблем, кроме экономических, в стране нет. В этом в своих многочисленных выступлениях регулярно убеждает население главный архитектор «белорусской экономической модели развития». Ограничусь одной цитатой, позаимствованной из напутствий обновленному белорусскому правительству 18 сентября: «Мы будем независимы, если у нас

Нефтяной торг: Беларусь уступила в надежде выиграть главную схватку c Россией

Чтобы выиграть основной торг у России – получить нужную компенсацию за налоговый маневр и сохранить «перетаможку» российской нефти в полном объеме, официальный Минск вынужден был поступиться своими интересами и согласиться на квотирование поставок российских нефтепродуктов. «В части поставки темных (нефтепродуктов – Прим. ред.) — да, мы пошли на уступки по просьбе российской стороны. Взамен мы

Ставки по депозитам населения стабилизировались. Куда они двинутся дальше?

Белорусская финансовая система продолжает удивлять: в то время как в России банки повышают ставки по депозитам, в белорусских банках рост ставок остановился, то ли перед тем как начать снижение, то ли перед новым подъемом … Так, по данным Нацбанка, в сентябре 2018 года средняя ставка по новым депозитам физических лиц в белорусских рублях на срок

Правовые новации белорусской экономической политики (июль-сентябрь 2018 года)

Экономическая политика белорусского государства в 3 квартале 2018 года носила противоречивый характер.  С одной стороны, государством принимаются либеральные документы в валютной и налоговой сфере. С другой стороны, некоторые нормативные документы свидетельствуют о том, что государство по- прежнему предпочитает административные методы управления экономикой в ущерб возможностям либерального рынка. Валютная либерализация Одним из ключевых документов 3 квартала

Пленники экономического детерминизма

Перечислю три проблемы, волнующие белорусскую власть: во-первых, экономика, во-вторых, экономика и, в-третьих, экономика Складывается впечатление, что иных проблем, кроме экономических, в стране нет. В этом в своих многочисленных выступлениях регулярно убеждает население главный архитектор «белорусской экономической модели развития». Ограничусь одной цитатой, позаимствованной из напутствий обновленному белорусскому правительству 18 сентября: «Мы будем независимы, если у нас