• EUR  2.417
  • USD  2.112
  • RUB (100)  3.2096
Минск  6 Погода в Минске

Астане пришлось выбирать между интересами национальной экономики и интеграционного союза.

Вступление Казахстана в ВТО стало одним из самых больших вызовов за 20-летнюю историю этой организации – из-за необходимости согласования условий интеграции этой страны в мировую торговлю с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС).

Недавно Казахстан завершил затянувшиеся более чем на 19 лет переговоры об условиях вступления во Всемирную торговую организацию (заявка на вступление в ВТО была подана Астаной еще в конце января 1996 года). Но этот факт может стать достаточно серьезным испытанием для весьма непрочной интеграционной конструкции.

Предполагается, что 22 июня проект вступления Казахстана в ВТО будет официально утвержден и затем направлен в Генеральный совет для официального принятия каждым из 161 члена ВТО.

Генеральный директор ВТО Роберту Азеведу уже поздравил страны – члены организации и правительство Казахстана «с этим историческим шагом». И даже отметил, что с нетерпением ждет момента, когда сможет приветствовать Казахстан в ВТО.

Между тем члены рабочей группы по присоединению Казахстана к ВТО на заседании 10 июня назвали переговорный процесс «одним из самых больших вызовов» за 20-летнюю историю этой организации. Как отмечает пресс-служба ВТО, сложность была обусловлена необходимостью проведения переговоров по тарифам, используемым странами Евразийского экономического союза.

Под бдительным патронатом Москвы

Россия стояла в «предбаннике» ВТО почти 20 лет. Примерно столько стоял и Казахстан, который чуть не оказался в «заложниках» интеграционного объединения: слепо скопировать российские правила вступления в ВТО ему не позволяли национальные интересы, а максимально настоять на своих подходах мешали интересы «тройки», прежде всего – интересы самой мощной страны – России.

Следует отметить, что фактически казахстанская сторона завершила переговоры по вступлению в ВТО еще в мае 2013 года. При этом условия вступления в ВТО для Казахстана на том этапе заметно отличались от условий вступления для России: около 8 тыс. товарных позиций имели более низкую тарифную защиту, чем в РФ.

Россия бдительно патронировала процесс вступления Казахстана в ВТО. И на то были основания: Казахстан как страна – член интеграционного объединения должна была согласовывать свои условия вступления в ВТО с оглядкой на этот региональный союз.

Настаивая на том, чтобы страны таможенной «тройки» имели с ВТО единые правила, Россия, естественно, отстаивает прежде всего свои интересы.

Между тем экономики стран «тройки» принципиально различаются: казахстанская экономика практически полностью сырьевая, экономика РФ в основном сырьевая, но при этом имеет большую долю промышленного производства, белорусская экономика – в основном потребитель сырья, но также имеет промышленную ориентацию.

Следовательно, слепое копирование российских правил открытия национального рынка для других стран интеграционного объединения чревато проблемами, а значит, и серьезными конфликтами в интеграционном объединении.

В свою очередь, Москва опасалась, что если зарубежные компании без барьеров войдут на казахстанский рынок, то их продукция может спокойно попасть и на российский рынок, поскольку между Казахстаном и Россией нет таможенной границы.

Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов в ноябре 2013 года отметил, что партнеры по ВТО «пытаются использовать переговоры с Казахстаном, чтобы войти на наш рынок ровно на тех условиях, которые мы отвергли». По его словам, там, где по наиболее чувствительным позициям РФ не соглашалась (самолеты, вертолеты, сельхозтехника, автомобили) и договорилась с ЕС и США по уровню таможенной защиты, теперь западные партнеры говорят Казахстану: включайте в общую формулу все эти чувствительные позиции, уменьшайте соразмерно уровень таможенно-тарифной защиты.

Комментируя ранее ситуацию со вступлением Казахстана в ВТО, российский посол в Беларуси Александр Суриков заметил, что казахстанской стороне «пытаются навязать планку по уровню тарифной защиты ниже, чем российская».

«Мы подключаемся к этой работе. Потом будет крайне сложно сопрягать тарифы Таможенного союза с российскими, согласованными с ВТО, казахстанскими, согласованными с ВТО, и белорусскими, которые согласуются. Это будет крайне сложный конгломерат, если будет три разных тарифа. Наша задача – трех сторон – выйти на единые правила игры для каждой страны», – подчеркнул А. Суриков.

Торг за кулисами

Следует напомнить, что после длительных переговоров с ВТО российским чиновникам удалось выторговать для себя достаточно выгодные условия интеграции в мировую торговлю, в том числе настоять на переходных периодах по отдельным позициям на 5-7 лет с постепенным снижением тарифов.

Казахстану сделать это было сложнее, к тому же с точки зрения его национальных интересов ему не всегда было выгодно защищать те позиции, которые на переговорах с ВТО отстояла Россия.

Собственно, ранее президент Казахстана Нурсултан Назарбаев публично признал возникшие проблемы со вступлением страны в ВТО. «Мы полностью шли в фарватере России, нам была обещана поддержка при вступлении в ВТО. Балтийская конференция будет в этом году в декабре. Казахстан там мог бы уже вступить, но мы не можем, потому что поддержали уровень защиты России», – сказал он в октябре 2013 года на саммите в Минске.

Поле для маневра у Казахстана было достаточно узким. С одной стороны, есть национальные интересы, а с другой – обязательства в рамках интеграционного объединения. В сложившейся ситуации Н. Назарбаев вынужден был даже предложить совместно с Россией провести переговоры с ЕС и США, «которые нас туда (в ВТО. – Прим. автора) не пускают». «Говорят: вступайте на позициях, которые защитили до вступления в Таможенный союз. Тогда будет проблема у нас в Казахстане с Таможенным союзом», – сказал Н. Назарбаев.

Таким образом, казахстанский президент косвенно подтвердил, что если бы не членство в Таможенном союзе, вступление в ВТО давно бы уже состоялось.

Сюрпризы разноскоростной интеграции

Можно предположить, какой непростой торг за кулисами пришлось выдержать Казахстану на переговорах с Россией за наиболее чувствительные позиции, которые Астана хотела отстоять для поддержки национальной экономики на переговорах с ВТО.

По оценкам экспертов, Казахстан завершил переговоры с ВТО на иных условиях, чем те, на которых вступила в эту организацию РФ: около 3 тысяч товарных позиций имеют более льготный тариф защиты по сравнению с российскими.

Кроме того, в ЕАЭС сейчас возникает еще одна коллизия. Она связана со взаимоотношениями стран – участниц ВТО со странами, не являющимися участниками этой организации. Эти взаимоотношения должны строиться с учетом того, что международное право доминирует над национальным правом. Таким образом, если рассматривать отношения Казахстана и России, то их обязательства в ЕАЭС более приоритетные, чем обязательства России перед Беларусью.

Можно предположить, что разноскоростная интеграция стран «тройки» в ВТО будет и далее расшатывать саму конструкцию интеграционного объединения. В то же время сырьевая ориентация стран – основателей ЕАЭС будет увеличивать риски для их экономик.

Несостоявшийся триумвират

Напомним, в июне 2009 года правительства стран таможенной «тройки» официально объявили, что Россия, Казахстан и Беларусь прекращают самостоятельные переговоры о вступлении в ВТО и заявляют о вступлении в эту организацию единой таможенной территорией.

Министр экономики Беларуси Николай Зайченко в то время поспешил назвать это событие «историческим», «к которому мы шли с 1995 года». Многие белорусские чиновники восприняли такое решение, вероятно, с душевным облегчением, ибо им отныне не требовалось особо напрягаться с интеграцией в мировую торговлю.

Первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко также назвал это событие «историческим», отметив, что для вступления в ВТО «тройкой» потребуется 10-12 лет и более. Правда, Москва отреагировала на это заявление моментально, заявив, что на это потребуются «не многие годы, а, скорее, многие месяцы».

Однако Россия очень быстро отказалась от совместного сценария вступления в ВТО. Как сказал в то время российский президент Дмитрий Медведев, России надоело стоять «в предбаннике» ВТО. Уже в июле 2009 года Д. Медведев заявил о фактическом возврате к формату раздельного вступления, отметив, что Беларусь, Казахстан и РФ могут раздельно вступать в ВТО, но на согласованных принципах.

В августе 2012 года Россия первой в «тройке» стала членом ВТО. После чего было понятно, что аутсайдерам интеграции – Казахстану и Беларуси – придется копировать российские правила открытия своих национальных рынков.

Теперь Беларусь осталась единственной из стран – участниц ЕАЭС, не являющихся членом ВТО. Россия вступила в эту организацию в 2012 году, Армения – в 2003-м, а Кыргызстан, который в ближайшее время присоединится к ЕАЭС, стал членом ВТО еще 1998 году.

Прогноз курса рубля на неделю с 15 по 19 октября

Коррекция курса доллара на БВФБ может продолжиться, и американская валюта, вероятно, подешевеет еще на 1-1,5%. Но в понедельник 15 октября возможен рост курса доллара на доли процента. На прошедшей неделе произошла долгожданная коррекция курса доллара по отношению к белорусскому рублю. На Белорусской валютно-фондовой бирже средневзвешенный курс доллара опустился на 1,4% и составил 12 октября 2,1261

Правила медицинской этики и деонтологии утверждены Минздравом и вступили в силу

Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 7 августа 2018 г. № 64 утверждены Правила медицинской этики и деонтологии. Документ принят с целью повысить ответственность и эффективность выполнения медицинскими, фармацевтическими работниками своих должностных обязанностей, а также доверие граждан к системе здравоохранения. В частности, сформулированы принципы поведения медицинских, фармацевтических работников. Среди них – принципы гуманизма, милосердия, сдержанности,

Пленники экономического детерминизма

Перечислю три проблемы, волнующие белорусскую власть: во-первых, экономика, во-вторых, экономика и, в-третьих, экономика Складывается впечатление, что иных проблем, кроме экономических, в стране нет. В этом в своих многочисленных выступлениях регулярно убеждает население главный архитектор «белорусской экономической модели развития». Ограничусь одной цитатой, позаимствованной из напутствий обновленному белорусскому правительству 18 сентября: «Мы будем независимы, если у нас

Нефтяной торг: Беларусь уступила в надежде выиграть главную схватку c Россией

Чтобы выиграть основной торг у России – получить нужную компенсацию за налоговый маневр и сохранить «перетаможку» российской нефти в полном объеме, официальный Минск вынужден был поступиться своими интересами и согласиться на квотирование поставок российских нефтепродуктов. «В части поставки темных (нефтепродуктов – Прим. ред.) — да, мы пошли на уступки по просьбе российской стороны. Взамен мы

И лес рубят, и щепки не летят

Регулярно в Беларуси происходят события — как инициированные ее руководителем, так  и объективно независимые от его монаршей воли. А ему со всем и всяким приходится разбираться. И  если уж искать в этих обстоятельствах суровую сермяжную правду, то простая и неприукрашенная, но глубокая истина состоит в  том, что  очень часто практика расходится с теорией, которой придерживается руководитель. Например, 

Нефтяной торг: Беларусь уступила в надежде выиграть главную схватку c Россией

Чтобы выиграть основной торг у России – получить нужную компенсацию за налоговый маневр и сохранить «перетаможку» российской нефти в полном объеме, официальный Минск вынужден был поступиться своими интересами и согласиться на квотирование поставок российских нефтепродуктов. «В части поставки темных (нефтепродуктов – Прим. ред.) — да, мы пошли на уступки по просьбе российской стороны. Взамен мы

Ставки по депозитам населения стабилизировались. Куда они двинутся дальше?

Белорусская финансовая система продолжает удивлять: в то время как в России банки повышают ставки по депозитам, в белорусских банках рост ставок остановился, то ли перед тем как начать снижение, то ли перед новым подъемом … Так, по данным Нацбанка, в сентябре 2018 года средняя ставка по новым депозитам физических лиц в белорусских рублях на срок

Правовые новации белорусской экономической политики (июль-сентябрь 2018 года)

Экономическая политика белорусского государства в 3 квартале 2018 года носила противоречивый характер.  С одной стороны, государством принимаются либеральные документы в валютной и налоговой сфере. С другой стороны, некоторые нормативные документы свидетельствуют о том, что государство по- прежнему предпочитает административные методы управления экономикой в ущерб возможностям либерального рынка. Валютная либерализация Одним из ключевых документов 3 квартала