Судя по оценке экспертами Евразийского банка развития текущего состояния белорусской экономики и планов по ее реформированию, нового кредита Беларуси не видать.

Команда экспертов Евразийского банка развития (ЕАБР) во главе с директором проектной группы Антикризисного фонда Алишером Мирзоевым посетила Минск с 18 по 22 мая 2015 года. В ходе визита они провели консультации с властями РБ по заявке Беларуси на получение финансового кредита Антикризисного фонда на поддержку стабилизационной программы правительства и Национального банка РБ на 2015-2017 годов, поступившей в ЕАБР в марте 2015 года.

В ЕАБР решили вынести заключение по заявке Беларуси на рассмотрение ближайшего заседания cовета Антикризисного фонда ЕврАзЭС, проведение которого предварительно планируется в конце первого полугодия 2015 года, то есть в июне.

По итогам встреч в Беларуси эксперты распространили сообщение о своей оценке экономики Беларуси и планов властей страны по ее реформированию, из которого однозначно следует, что эксперты настроены против предоставления средств Беларуси без осуществления ею значительных и быстрых экономических реформ. Впрочем, они были дипломатичны, и отметили достижение прогресса по согласованию с властями страны общих направлений структурных реформ, сделав оговорку о том, что вопросы скорости проведения реформ, их глубины и последовательности все еще находятся в стадии обсуждения.

Вначале в ЕАБР сочли возможным похвалить некоторые меры, осуществленные в Беларуси в связи с девальвацией рубля. А именно эксперты банка положительно оценили меры, предпринимаемые в Беларуси по ужесточению налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики на фоне существенного сокращения притока капитала в страну.

Эксперты отметили, что упорядочение государственных программ, общая консолидация бюджета, в том числе за счет направления вывозных пошлин на нефтепродукты, ранее перечислявшихся в бюджет РФ, на погашение внешнего государственного долга, и сдерживание роста кредитования вместе с замедлением роста заработных плат способствовали сокращению внутреннего спроса и росту профицита торгового баланса по итогам I квартала текущего года.

Эксперты одобрили даже переход на монетарное таргетирование и механизм непрерывного двойного аукциона по валютным торгам, что. По их мнению, это должно повысить эффективность денежно-кредитной политики в деле борьбы с инфляцией и способствовать дальнейшей либерализации курсообразования.

Однако затем эксперты ЕАБР отметили и негативные моменты, которых оказалось больше, чем позитивных. Эксперты подчеркнули, что объем государственных программ в Беларуси, являющийся одной из фундаментальных причин неустойчивых внешних дисбалансов, до сих пор остается чрезмерным. Это формирует высокие девальвационные и инфляционные ожидания, приводит к устойчивому сокращению валовых международных резервов и затрудняет переток капитала в более производительные секторы.

По мнению экспертов, более существенное сокращение директивного кредитования, в том числе через оптимизацию деятельности Банка развития РБ, высвободит ресурсы для более эффективных проектов, снизит давление на платежный баланс и обменный курс и положительно скажется на эффективности банковской системы.

Кроме того, в банке подчеркнули, что накопленные в экономике диспропорции все еще высоки и представляют значительный риск для перехода РБ на траекторию устойчивого роста. Их корректировка требует принятия более решительных мер по сокращению и оптимизации роли государства в экономической деятельности и либерализации цен и рынков, включая рынок труда. Проведение этих реформ должно сопровождаться поддержанием жесткой денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, нацеленной на снижение темпов инфляции, сокращение внешних дисбалансов и наращивание международных резервов.

В целом мнение экспертов банка о возможных реформах в Беларуси совпадает с мнением экспертов МВФ, которое те неоднократно высказывали ранее. Это сокращение госпрограмм, либерализация цен и рынков, приватизация, увеличение тарифов на жилищно-коммунальные и транспортные услуги для населения и т. д. Все эти рекомендации МВФ дает уже около 20 лет, причем без всякого успеха. Нет особых оснований ожидать, что руководство Беларуси прислушается к ним и сейчас, ведь кредиты властям страны нужны именно для того, чтобы отказаться от рыночных преобразований в экономике. Это проявляется даже в названии программы, под которую Беларусь просит средства: стабилизационная программа на 2015-2017 годы. Правительство на деле хочет стабилизировать то, что есть, а не проводить реформы, поэтому там откладывают декларируемые реформы на как можно более поздний срок, рассчитывая на то, что они не понадобятся, так как экономика начнет развиваться и без них. Скорее всего, в ЕАБР это понимают, поэтому указание на необходимость осуществления реформ в короткие сроки и следует понимать как вежливую форму отказа в новом финансировании на стабилизацию.

Впрочем, мнение экспертов банка еще не означает, что Беларусь не получит новое финансирование от Антикризисного фонда ЕврАзЭС. Белорусская сторона может пообещать осуществить все рекомендованные реформы, получить средства, а затем отказаться от реформирования, сославшись на какие-либо объективные причины. Именно так происходило с получением последнего кредита МВФ. Так что надежда на получение кредита от антикризисного фонда ЕврАзЭС имеется, а вот рассчитывать на решительные реформы не стоит.

Тэги:

, ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Белорусский рубль ослаб к валютам корзины на торгах на БВФБ 4 января

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,