Заморозка реформы собственности в Беларуси привела к ползучей деприватизации.

Государство не в состоянии помогать всем предприятиям, и нужно избавить его от этого непосильного бремени – такие заявления в последнее время звучат все чаще. А в жизни происходит все наоборот: госдоля в экономике Беларуси за последние годы не только не снизилась, а, напротив, стремительно увеличивается.

Акции взамен на госпреференции

Отсутствие реальных механизмов привлечения денег в развитие толкает белорусские предприятия в объятия государства: оно помогает, но требует взамен вернуть в госсобственность акции.

В соответствии с постановлением правительства № 433 от 22 мая 2015 года в Беларуси увеличивается или будет образована госдоля в уставных фондах 249 открытых акционерных обществ. Именно такое количество акционерных обществ получили в 2014 году господдержку из республиканского бюджета в виде возмещения процентов за пользование банковскими кредитами.

Среди них – ОАО «Белорусский цементный завод» (он передаст государству более 1,13 миллиона акций на общую сумму более 113,066 млрд. рублей (7,63 млн. долларов), ОАО «Витебскдрев» (передаст почти 10,935 миллиона акций на сумму 142,154 млрд. рублей, или (9,6 млн. долларов), ОАО «Речицадрев» (более 44,925 миллиона акций на сумму 134,776 млрд. рублей, или 9,066 млн. долларов), ОАО «Гомсельмаш»» – 87,278 тысячи акций на сумму 87,278 млрд. рублей, или 5,891 млн. долларов).

Также в соответствии с постановлением 3 ОАО, получившие в 2014 году финансовую помощь из республиканского бюджета, передадут свои акции в республиканский бюджет. ОАО «Борисовский завод медпрепаратов» передаст 45,492 тысячи акций на общую сумму 20,926 млрд. рублей (1,412 млн. долларов), ЗАО «Второй национальный телеканал» – 3,425 тысячи акции на сумму более 31,301 млрд. рублей (2,113 млн. долларов), ЗАО «Столичное телевидение» – 62,217 тысячи акций на сумму более 12,791 млрд. рублей (863,433 тыс. долларов).

Просителей все больше

Очевидно, что заявления о необходимости повысить эффективность белорусской экономики, актуализировавшиеся в последнее время, останутся пустыми декларациями, если в ее структуре по-прежнему будет доминировать госсобственность.

Между тем деприватизационные тенденции в Беларуси просто ошарашивают. Если еще в 2011 году государство оказывало помощь всего лишь 117 акционерным обществам республиканской собственности, то уже через пару лет – в 2013 году – их количество более чем удвоилось и достигло 279 АО. Только в 2014 году эти ОАО передали государству в республиканскую собственность 20,6 млрд. акций на сумму 2,3 трлн. рублей (около 156 млн. долларов по курсу Нацбанка).

Следует отметить, что в большинстве случаев акционерные общества оказались «попрошайками» не по своей воле. Ведь альтернативы господдержке у большинства предприятий сегодня практически нет. Где взять деньги на развитие? Кредиты безумно дорогие. Использовать статус акционерных обществ для привлечения денег весьма проблематично: IPO – сложный механизм, требующий серьезной подготовки, да и воспользоваться им могут немногие компании, и привлечь стратегического инвестора через продажу акций, что тоже, кстати, является большой проблемой, удается немногим.

Вот и приходится большинству акционерных обществ просить поддержки у государства. А механизм такой поддержки известен. Несколько лет назад его озвучил первый вице-премьер Владимир Семашко: хотите получить финансовую поддержку – акции на стол!

Закономерный результат

Сегодняшняя ползучая деприватизация в стране – в определенной степени результат точечной приватизации в стране, объявленной президентом в марте 2012 года. Тогда А. Лукашенко отверг составление перечней приватизируемых предприятий, заявив, что любое белорусское предприятие может быть приватизировано, но за хорошую цену и при определенных условиях.

То есть приватизационного «кнута» сейчас нет. Правительство ежегодно публикует списки ОАО, акции которых оно готово продать.

Например, приватизационный перечень-2014 включал 83 ОАО: по конкурсу инвесторы могли купить госпакеты в 33 акционерных обществах, на аукционах – в 50 ОАО. И хотя в этом перечне оказались достаточно интересные предприятия («Стеклозавод «Елизово», «Коралл», «БелГрузМагистраль», «Управляющая компания холдинга «Горизонт», «Белорусское морское пароходство», «Авиакомпания Трансавиаэкспорт», где государство собиралось продать все свои акции), удалось продать госпакеты лишь в 13 акционерных обществах и одно предприятие как имущественный комплекс. В результате

республиканский бюджет получил около 42 млн. долларов. Правда, еще около 73 млн. долларов покупатели пообещали вложить в развитие предприятий (с учетом дополнительных условий продажи акций), но это все равно небольшие деньги, учитывая сегодняшние потребности акционерных обществ. Слабый интерес к белорусским предприятиям объясняется многими причинами, в том числе долгой процедурой приватизации, завышенными требованиями продавца и т. д.

Чтобы хоть как-то сдвинуть процесс с мертвой точки, в этом году Госкомимущество снова попыталось расширить свои полномочия по принятию решений в сфере приватизации. В частности, ГКИ хочет получить полномочия принимать решения по предприятиям с численностью до 1 тыс. человек, а также расширить способы приватизации, в том числе развивать институт доверительного управления акциями и предприятиями, ввести новый способ продажи предприятий – аукцион с условиями, кроме того, запустить такой инструмент, как долгосрочная аренда предприятий.

Однако, по имеющимся данным, пока приватизационный орган так и не получил «добро» от правительства на запуск своих инициатив.

Нужно продавать не станки, а бизнес

Между тем административный директор Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROS) Павел Данейко 29 мая на конференции «Минск после Риги: форум о реформах, или Как Беларуси адаптироваться и развиваться в новых региональных контекстах» обратил внимание на то, что Беларусь сегодня оказалась в ситуации, «когда дальнейшее развитие экономики невозможно без реструктуризации государственного сектора».

«На сегодняшний день наличие неэффективного госсектора означает макроэкономическую нестабильность и завышенную стоимость ресурсов в стране – и материальных, и нематериальных», – подчеркнул эксперт.

В то же время сегодня очевидно, что значительную часть белорусских госпредприятий уже невозможно продать. «Нет ни внешнего, ни внутреннего покупателя», – отметил Павел Данейко.

По его словам, для некоторых чиновников большим откровением стало то, что сегодня нужно продавать не станки, а бизнес, то есть завтрашнюю прибыль. И если этой прибыли предприятие не зарабатывает, тут уже ничего не сделаешь. «А то, что можно продать, невозможно продать. Потому что в аппарате нет людей с должной квалификацией, способных грамотно продавать госпредприятия», – констатировал эксперт.

Чтобы сдвинуть процесс с мертвой точки, эксперт предложил привлечь к этому процессу международные инвестиционные банки, а также создавать соответствующую инфраструктуру под привлечение инвестиций в предприятия.

Справка «БР»

В госсобственности в Беларуси находится 2.300 унитарных предприятий. Государство владеет акциями или долями в 1.850 ОАО, в 73% из этих обществ контрольный пакет акций принадлежит государству.

Тэги:

, , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,