Беларусь снова попытается создать оптовый рынок электроэнергии

Приступить к структурным реформам в энергетической отрасли правительство планирует в 2014 году — по крайней мере, эти идеи заложены в проекте закона «Об электроэнергетике». Концепция закона была одобрена на заседании президиума Совмина 28 января.

Сам документ, содержащий подходы по реформированию ключевой отрасли страны, пока не опубликован, — по итогам заседания пресс-служба правительства распространила лишь короткое сообщение.

В нем сказано, что одобренный вариант концепции учитывает доработанные предложения по совершенствованию системы управления энергетической отраслью.

«Эти предложения были доработаны в части формирования уровня тарифов на электрическую и тепловую энергию для потребителей, недопущения монополизации энергетической отрасли, надежного функционирования и развития энергоисточников энергоснабжающих организаций, которые предполагается не передавать в состав ГПО «Белэнерго» и не включать в число 12 электрических станций высокого давления, а также функционально-отраслевого управления этими объектами, подходов по формированию единого рынка электрической энергии и мощности в Евразийском экономическом пространстве», — цитирует пресс-служба слова министра энергетики Владимира Потупчика.

В сообщении отмечается, что реформирование белорусской энергосистемы предлагается произвести, основываясь на базовом принципе разделения конкурентных и монопольных видов деятельности.

«После демонополизации электроэнергетики и создания соответствующих субъектов хозяйствования предлагается следующая схема организации взаимоотношений субъектов рынка электроэнергии: поставку электроэнергии как потенциально конкурентного вида деятельности на оптовый рынок будут осуществлять РУП «Белгенерация», Белорусская атомная электростанция, крупные независимые производители с установленной мощностью энергоисточника 50 МВт и выше. Также на оптовый рынок будет поступать электроэнергия, закупаемая по импорту», — сказал В. Потупчик.

Организацию работы оптового электроэнергетического рынка будет осуществлять управляющая организация, созданная на базе ГПО «Белэнерго». Покупку электроэнергии с оптового рынка будут иметь право осуществлять энергоснабжающие организации и крупные потребители электроэнергии при получении электроэнергии по сети напряжением 220 кВ и выше. В. Потупчик изложил схему формирования тарифов на электрическую энергию на оптовом и розничном рынках. При этом он отметил, что взаимоотношения по приобретению тепловой энергии после реализации предложений по совершенствованию системы управления энергетической отраслью между потребителями и производителями тепловой энергии не изменятся.

В то же время «принятие концепции закона создаст предпосылки для разделения потенциально конкурентных и монопольных видов экономической деятельности, перехода на самоокупаемость, формирования оптового и розничного электроэнергетических рынков в целях конкуренции субъектов электроэнергетики и сочетания регулируемых и свободных цен, а также ухода от перекладывания затрат с одного вида экономической деятельности на другой и (или) потребителей (уход от перекрестного субсидирования)».

Ничего нового: всего лишь мировая практика

Очевидно, что цель этих трансформаций — постепенно перейти к рынку электроэнергии, на котором государственный оператор мог бы покупать электроэнергию не только у объектов генерации «Белэнерго», но и у других источников. Что, по логике, должно оптимизировать стоимость отпускаемой электроэнергии.

Намечено разделить энергопроизводство по видам деятельности: производство и передача, воспроизведение и сбыт электрической и тепловой энергии.

«Это общемировая практика для создания прозрачности затрат на производство и передачу электрической энергии. Такие же процессы происходят в странах СНГ, многие уже опережают нас в этом плане. Также это необходимо в связи с планируемым в конце этого всего процесса созданием оптового рынка электрической энергии», — пояснял в конце прошлого года в ходе онлайн-конференции на сайте БЕЛТА замминистра энергетики Беларуси Михаил Михадюк.

Предусмотрено также создать генерирующую компанию по производству электроэнергии. Планируется, что в нее войдут 12 крупных станций, которые обеспечивают 95% всей вырабатываемой белорусской энергосистемой электроэнергии.

На втором этапе намечено создать передающую компанию — уже известно, что она будет государственной.

Проект реформ в электроэнергетике также предусматривает реструктуризацию системы энергонадзора. Сейчас эта служба осуществляет надзор в первую очередь за технической эксплуатацией электроустановок у потребителей, а не за работой энергосистемы. Пока этот орган находится в подчинении областных энергосистем, но в перспективе будет выведен из состава энергоснабжающих организаций и на его базе будет создано госучреждение «Энергонадзор».

В свою очередь, из состава областных энергосистем будут выделены электрические сети классом напряжения 220 кВ и выше и соответствующие подстанции, после чего на базе РУП «Объединенное диспетчерское управление» (ОДУ) будет создана компания — сетевой оператор.

Основная задача реформы энергосистемы — повысить ее эффективность при сохранении надежности и управляемости. Энергетики также надеются, что реформа создаст более благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций и поможет диверсифицировать поставки энергоресурсов в страну.

«Это обусловлено не только потребностью внутри страны, но и международными обязательствами, которые взяла на себя Беларусь, участвуя в создании общего рынка», — сказал М. Михадюк. Уточним, что речь идет о создании общего энергетического рынка таможенной «тройки». Принципы его формирования были одобрены Советом Евразийской экономической комиссии 19 ноября 2013 года.

Транспортировка и сбыт останутся в госмонополии

Суть реформ в белорусской энергоотрасли можно охарактеризовать достаточно коротко: отказ от монополии государства в генерации электроэнергии, но при сохранении госмонополии на транспортировку и сбыт электроэнергии.

«Прописано, что в большой энергетике станции может строить кто угодно, но энергосети мы никому не отдадим», — заметил первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко на заседании Белорусского энергетического и экологического конгресса в октябре прошлого года.

По логике правительства, электросети относятся к естественным монополиям и сохранение их в госсобственности позволит государству определять правила и регламенты распределения и транспортировки электроэнергии к потребителям, а также влиять на надежность электроснабжения. «И было бы ошибкой передавать их в частные руки», — подчеркнул В. Семашко.

По его словам, Россия и Украина в процессе реформы совершили ошибку, передав в руки частным структурам не только генерацию, но и транспортировку и сбыт электроэнергии.

Организацией работы оптового электроэнергетического рынка будет заниматься управляющая организация, созданная на базе ГПО «Белэнерго».

Право покупать электроэнергию с оптового рынка будут иметь энергоснабжающие организации и крупные потребители электроэнергии при получении электроэнергии по сети напряжением 220 кВ и выше.

Советская система сохранилась только у нас

В Беларуси — единственной среди стран бывшего Союза — энергетика с советских времен сохраняет прежнюю вертикально-интегрированную структуру.

Сегодня отечественная энергосистема разделена на 6 частей — по количеству областей страны. В каждой из областей по территориальному признаку объединены различные по своим задачам и функциям предприятия энергетики: в том числе мощные электростанции и межгосударственные линии электросвязи, а также районные сети и ремонтные бригады. При этом, в отличие от других стран, нет разделения по видам деятельности: производство, передача и распределение энергии.

Очевидно, что такая структура не нацелена на рост эффективности, поскольку в ней не работают экономические механизмы, стимулирующие снижение затрат, а ценообразование осуществляется по методу «издержки плюс».

Энергетики надеются, что реформа позволит внедрить рыночные принципы в работу энергоотрасли — по сути, создать ее новую структуру на основе горизонтальной интеграции схожих по задачам предприятий, что повысит ее эффективность.

Нужен не только закон, но и политическая воля

Поддержит ли руководство страны предложенные реформы в энергетике, пока неясно. Ведь многие чиновники до сих пор боятся, что любые новации в такой отрасли чреваты негативными последствиями для всей экономики. К тому же следует напомнить: правительство страны не первый раз подступается к реформам в энергетической сфере.

В 2003 году по инициативе «Белэнерго» было подготовлено 4 варианта реструктуризации белорусской энергосистемы. Все они были нацелены на создание эффективной структуры, стимулирующей снижение издержек в отрасли, а различались лишь подходами к вопросам приватизации предприятий электроэнергетики. Концепция должна была обсуждаться 31 декабря 2003 года на специальном совещании с участием А. Лукашенко. Но в последний момент этот вопрос из повестки был исключен.

В апреле 2012 года правительство вновь вернулось к законопроекту об электроэнергетике. Документ обсуждался на президиуме Совмина. После дискуссии премьер-министр М. Мясникович поручил правительству доработать концепцию в течение месяца. Однако о ней почему-то вообще забыли.

За это время белорусская энергетика не стала работать лучше. Напротив, ее неэффективность стала еще более очевидной.

На совещании по вопросам развития отрасли в апреле 2013 года А. Лукашенко назвал отечественную энергосистему «кровеносными сосудами экономики», которые «надо чистить».

Поводом для этого совещания стал конфликт между концерном «Белнефтехим» и ГПО «Белэнерго». Нефтяники публично пожаловались на то, что энерготарифы, превысившие в Беларуси уровень ряда европейских государств, невзирая на гораздо более дешевое сырье для производства электричества, стали тормозом на пути развития предприятий. Более того, они вынуждают предприятия отказываться от услуг Минэнерго и создавать собственные дублирующие энергомощности.

Этот межведомственный конфликт получил достаточно широкий резонанс. Последовали публичные отставки в Минэнерго и ГПО «Белэнерго». По итогам совещания была создана межведомственная рабочая группа по вопросам развития энергетики под руководством первого замминистра экономики Анатолия Филонова. Группа должна была проанализировать обоснованность формирования тарифов на газ, электрическую и тепловую энергию и т. д.

Энерготарифы для промышленных потребителей, по сути, достигли мирового уровня (белорусские предприятия платят за электроэнергию 14 центов за 1 кВт⋅ч, в то время как в Латвии — 12 центов, в Польше — 10 центов, в России — 9 центов), хотя электроэнергия в РБ вырабатывается на природном газе, который страна покупает по гораздо более низким ценам, чем Латвия и Польша.

В чем причина такого ценового перекоса?

Это следствие не только тяжелой ноши перекрестного субсидирования, но и несовершенной энергосистемы и тарифной политики. Глава Администрации президента Андрей Кобяков в ходе апрельского совещания не без удивления заметил, что в Минэнерго до сих пор не налажен раздельный учет затрат по производству, доставке и распределению электроэнергии.

Основная причина проблем в энергетической отрасли — не в упущениях отдельных чиновников, а в самой системе. Готовы ли сейчас к реформе этой системы белорусские власти, скоро станет ясно.

Однако в любом случае процесс не будет быстрым. «Мы сегодня видим перечень нормативных документов, над которыми должны работать, — таких порядка тысячи (документы, которые нужно дорабатывать для реформы энергетики. — Прим. ред.)», — отметил первый замминистра энергетики Беларуси Леонид Шенец в конце прошлого года.

Справка «БР»
Белорусская энергоотрасль включает 80 предприятий. На 1 января 2013 года суммарная установленная мощность белорусской энергосистемы и ведомственных источников генерации составляла 8.925,6 МВт. С введением в 2013 году новых установок суммарная установленная мощность всех источников электроэнергии в Беларуси сейчас достигает более 9 тыс. МВт. За последние 6 лет предприятия Минэнерго вложили в развитие 7 млрд. USD (в основном это бюджетные ресурсы, а также кредиты) и просят у государства на обновление и модернизацию мощностей еще 4 млрд. USD.

 

Материал был опубликован в газете «Белорусы и рынок» в марте 2014 г.

Тэги:

, ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,