• EUR  2.3275
  • USD  1.9961
  • RUB (100)  3.1586
Минск  11 Погода в Минске

В концепции «русского мира» – ведущей сегодня идеологической парадигмы России – одно из основных мест принадлежит Русской православной церкви, которая, предполагается, должна выступить в качестве одной из важнейших духовных скреп русскоязычного населения в разных странах мира. Поскольку Украина, как и Беларусь, в этой концепции является основой («хребтом», как пишут идеологи) «русского мира», представляет интерес рассмотрение того, насколько эта церковь действительно стала «духовной скрепой» для украинцев.

В настоящее время православие в Украине представлено тремя крупнейшими церковными организациями, легально действующими в государстве. Самая крупная организация – Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП) (45 епархий и 12 043 прихода в 2011 году), за ней следуют Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) (32 епархии и 4281 приход в 2010 году) и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) (11 епархий, 1183 прихода в 2009 году)1. Все три организации имеют разный уровень церковной легитимности, но для простых верующих церковная легитимность, как показывает жизнь, оказалась не очень важной. Большинство (70%) граждан относят себя к православию. При этом среди православных считают себя верующими УПЦ КП 32% (годом ранее – 26%), верующими УПЦ МП – 25% (в 2013 году – 28%)2.

1 Для сравнения отметим, что Белорусский экзархат РПЦ на начало 2011 года имел 11 епархий, 1582 прихода, а вся Русская православная церковь в это время насчитывала 247 епархий и 30 675 приходов (включая, Беларусь, Украину, Молдову и др.).

2 см. ссылку

До второй половины 2013 года разногласия между этими церквями носили в большей степени характер внутрицерковный, связанный с нарушением той или иной стороной принятых на себя обязательств, амбициями церковных иерархов, историческими традициями верующей части украинского населения. После Майдана и в связи с начавшимися военными действиями на востоке Украины ситуация начала меняться. Главным параметром, определяющим церковную организацию в общественном мнении, стало отношение к единству Украины, защите ее территориальной целостности. Украинское государство, в целом оставаясь нейтральным по отношению ко всем церквям, через своих лидеров озвучило потребность в помощи и поддержке проводимой политики со стороны церкви. Государство увеличило существующие льготы, в частности, в мае 2015 года были внесены изменения в Налоговый кодекс Украины, освободившие религиозные организации от налога на недвижимость (за исключением той, которая используется в производственных целях).

Официально все три православные церкви сегодня высказались против войны, за мир и согласие в обществе. Вместе с тем позиция самой крупной организации – Украинской православной церкви Московского патриархата – в решении конкретных вопросов оставалась не всегда четкой и прозрачной.

Ситуация во многом определялась тем, что предыдущий руководитель УПЦ МП митрополит Владимир долгое время был тяжело болен, что вызывало определенную скрытую борьбу за будущее лидерство среди украинских иерархов. Отголоски этой борьбы иногда находили отражение в СМИ, что не всегда способствовало укреплению авторитета УПЦ МП. Вместе с тем украинское общество с надеждой ожидало активную миротворческую роль УПЦ МП в решении проблем Восточной Украины и особенно Крыма, поскольку она имеет там свои приходы.

На сороковой день после смерти митрополита Владимира, 13 августа 2014 года Собор епископов избрал нового главу УПЦ МП – митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия и попытался ответить на некоторые назревшие вопросы, приняв постановление «О внутренней жизни Украинской православной церкви». Первым пунктом из 12 тезисов постановления стояло преодоление церковного разделения.

Чтобы оценить возможность реального разрешения первой из определенных проблем, надо обратиться к некоторым историческим событиям уже более чем 20-летней давности.

Стремясь предотвратить распространение униатства, а также стремления к автокефальности в Украине и Беларуси, Архиерейский собор Русской православной церкви (РПЦ) 30-31 января 1990 года принял решение о предоставлении более широкой автономии Украинскому и Белорусскому экзархатам, которые получили финансовую самостоятельность, право именоваться Украинской и Белорусской православными церквями соответственно и иметь собственные Синоды, которым передавалась высшая судебная, законодательная и исполнительная церковная власть в епархиях, расположенных на их территории.
Однако в Украине среди политиков, высшего и низшего духовенства, верующих, особенно в западных областях, расширялись настроения, связанные с предоставлением Украинской православной церкви полной самостоятельности, росла популярность этой идеи. Активизировала свою деятельность Украинская автокефальная церковь, запрещенная в Украине в 1941 году и вернувшая легальный статус в 1989 году. К этому времени к автокефальной церкви отошла примерно 1 тысяча приходов.Чтобы остановить этот процесс, 25-27 октября 1990 года Архиерейский собор РПЦ упразднил наименование «Украинский экзархат», предоставил Украинской православной церкви особый статус, почти автономию – независимость и самостоятельность в управлении – и постановил, что предстоятель УПЦ избирается украинским епископатом и только благословляется Святейшим патриархом Московским и всея Руси. Это решение стабилизировало ситуацию – отток приходов остановился. Возглавил УПЦ митрополит Филарет (Денисенко).
В июне 1990 года митрополит Филарет (Денисенко), который после смерти патриарха Пимена являлся местоблюстителем патриаршего престола РПЦ, потерпел поражение в борьбе за патриарший престол на Поместном соборе РПЦ, однако по своему статусу остался постоянным членом Священного синода.
С распадом СССР и образованием независимого украинского государства его тогдашние руководители поддержали идею создания в Украине единой самостоятельной Православной церкви, имеющей статус автокефальной.Поддержал эту идею и митрополит Филарет. 22 января 1992 года он собрал Украинское епископское совещание, на котором было принято обращение, адресованное Святейшему патриарху и Священному синоду РПЦ, о предоставлении автокефалии.
31 марта – 5 апреля 1992 года в Москве состоялся Архиерейский собор РПЦ. Собор решения о предоставлении автокефалии не принял, переадресовав вопрос Поместному собору РПЦ. Однако на Архиепископском соборе с митрополита Филарета взяли обещание, что он добровольно откажется от обязанностей предстоятеля УПЦ3.
3 По существующей в РПЦ традиции митрополиты избираются пожизненно и могут быть смещены с должности только по собственному прошению.
Вернувшись в Киев, получив поддержку президента Кравчука, митрополит Филарет отказался идти в отставку и объяснил свой отказ тем, что на него было оказано давление. 27-28 мая 1992 года в Харькове в отсутствие митрополита Филарета состоялся Архиерейский собор Украинской православной церкви, в котором приняли участие 18 украинских иерархов. Собор выразил недоверие митрополиту Филарету и сместил его с Киевской кафедры и должности первоиерарха УПЦ. Новым предстоятелем УПЦ был избран митрополит Владимир (Сабодан). Митрополит Филарет посчитал это решение неканоническим и потому незаконным.
30 мая 1992 года митрополит Филарет направил Константинопольскому патриарху Варфоломею I послание, в котором обвинил Московскую патриархию в антиканонической деятельности и в том, что она «фактически учинила раскол в лоне Украинской православной церкви». Митрополит Филарет просил принять его вместе с соратниками под юрисдикцию Константинопольского патриархата. Этого, однако, не произошло. Тем не менее и в настоящее время сторонники УПЦ КП не оставляют попыток вернуться под руководство Константинопольского патриархата, возводят историю своей церкви к Киевской митрополии, находившейся в юрисдикции Константинопольской православной церкви, отрицая законность ее перехода (передачи) под юрисдикцию Московского патриарха в 1686 году.
11 июня 1992 года для рассмотрения деятельности митрополита Филарета был созван Архиерейский собор РПЦ, на суд которого было представлено заявление украинского епископата, подписанное 16 иерархами. По итогам разбирательства Собор постановил лишить митрополита Филарета церковного сана и всех степеней священства.
Ни сам митрополит Филарет, ни поддержавшие его политики решения Архиерейского собора не признали. Президент Кравчук объявил незаконным решения Харьковского Архиерейского собора УПЦ. Президиум Верховной рады Украины принял заявление, в котором Харьковский собор объявлялся не только незаконным, но и неканоническим.
25-26 июня 1992 года прошло собрание епископов Украинской автокефальной православной церкви, депутатов Верховной рады Украины, епископов – сторонников митрополита Филарета, названное Объединительным собором двух церквей – УПЦ и УАПЦ. Решением Объединительного собора УПЦ и УАПЦ были упразднены, а все их имущество, финансы и средства объявлены собственностью вновь созданной организации – Украинской православной церкви Киевского патриархата. Ее руководителем, патриархом, решено было считать проживавшего в США 94-летнего патриарха УАПЦ Мстислава (Скрипника), заместителем —митрополита Филарета (Денисенко). Однако фактическим руководителем нового объединения стал митрополит Филарет. Поскольку государство признало Харьковский собор незаконным, все средства УПЦ перешли новой организации УПЦ КП.
После смерти в 1993 году патриарха Мстислава союз развалился. УАПЦ снова стала самостоятельной организацией, которую возглавил новый патриарх Димитрий Ярема, патриархом УПЦ КП стал Владимир (Романюк). После его смерти в 1995 году патриархом УПЦ КП стал Филарет (Денисенко), который возглавляет УПЦ КП и в настоящее время.
В 1997 году по представлению епископата УПЦ МП Филарет (Денисенко), ранее лишенный сана и священства, был отлучен Архиерейским собором РПЦ от церкви и предан анафеме за «раскольническую деятельность». Теперь только смерть бывшего иерарха РПЦ могла разрешить возникший конфликт. Православные общины УПЦ КП и УАПЦ в Москве стали официально называть раскольничьими.

В настоящее время УПЦ МП не признает благодатности таинств в раскольнических юрисдикциях: крещений, венчаний, отпеваний и др., совершенных священниками УПЦ КП, не признает у украинских раскольников и таинства священства. Из этого следует, что в случае объединения УПЦ МП и КП все духовенство этих церквей Киевского патриархата должно сначала публично признать себя мирянами. Далее оно должно будет поставить в известность своих прихожан о том, что все таинства, совершенные ими, недействительны. Это означает, что сотни тысяч верующих в Украине, принявших крещение у раскольников или крестивших там своих детей, венчавшихся, долгое время посещавших службы, исповедавшихся, причащавшихся, должны будут согласиться с тем, что все перечисленное было фарсом и поэтому они должны креститься или крестить детей, венчаться и т. д. заново. Естественно, такие действия маловероятны4.

4 см. ссылку

Разрешению проблемы объединения православных организаций в Украине не способствует и позиция, занятая руководством РПЦ по оценке событий, происходящих в Украине.

14 августа 2014 года патриарх РПЦ Кирилл (Гундяев) обратился с открытым письмом к предстоятелям Поместных православных церквей, в котором была дана оценка происходящих в Украине событий. Патриарх написал следующее: «Обратиться к Вам с настоящим письмом меня побуждает чувство глубокой боли и крайняя обеспокоенность положением паствы нашей церкви в Восточной Украине, где уже несколько месяцев не прекращается братоубийственная гражданская война. Еще осенью минувшего года, в начале текущего политического кризиса в Украине, представители Греко-католической церкви и раскольничьих общин, выступавшие на киевском Майдане, открыто проповедовали ненависть к Православной церкви, призывали к захвату православных святынь и искоренению православия на территории Украины. С началом же боевых действий униаты и раскольники, получив в руки оружие, под видом антитеррористической операции стали осуществлять прямую агрессию в отношении духовенства канонической Украинской православной церкви на востоке страны!.. Прошу Ваше Святейшество использовать все возможности, чтобы возвысить Ваш голос в защиту православных христиан востока Украины, которые в обстановке усугубляющегося насилия со стороны греко-католиков и раскольников живут в ежедневном страхе за себя и своих близких, опасаясь, что, если гонители возьмут власть, православные будут принуждаться к отказу от своей веры или подвергаться жестокой дискриминации»5.
5 см. ссылку

Такая позиция в Украине была расценена как непатриотичная. Приходы стали отказываться от юрисдикции УПЦ МП, переходить под юрисдикцию Киевского патриархата (СМИ сообщали о десяти приходах). Имели место случаи, когда православные священники, открыто высказывающие антиукраинские идеи, поддерживающие террористов, подвергались различного рода оскорблениям со стороны населения и верующих.

Среди епископата УПЦ МП также стали публично проявляться отличные от РПЦ мнения о происходящем.

7 августа 2014 года архиепископ Сумской и Ахтырский Евлогий направил письмо президенту В. Путину, в котором, в частности, написал: «Осознавая всю полноту ответственности перед Богом за врученную мне многотысячную паству Сумской епархии, за жизни и судьбы людей, живущих в непосредственной близости от пределов Вашего государства, хочу выразить свою глубокую обеспокоенность и тревогу по поводу того, как развиваются события в приграничье. Воинские подразделения Российской армии, военная техника, которая в последнее время размещена на сопредельной территории, маневры с участием бронетехники и авиации у государственной границы Украины и Российской Федерации не могут не вызывать чувства опасности у простых жителей Сумщины. Люди, которые наблюдают такие действия российских военнослужащих и боевой техники, происходящие в непосредственной близости от места их проживания, выражают крайнюю обеспокоенность и тревогу. Многие обоснованно считают, что имеется угроза начала военных действий, могущих привести к разрушительным последствиям. Мирные жители Сумщины, наблюдая военные приготовления на границе, перестают видеть в наших исторических соседях миротворцев и братолюбцев. Исторически сложилось так, что Сумщина всегда была тем регионом, где особо дорожили миром, где правила добрососедства и взаимопомощи всегда были залогом преодоления любых противоречий. Поэтому нынешняя военная эскалация не только ставит под угрозу мир на Сумщине, но и порождает поистине разрушительные последствия для ее жителей, создавая образ неприятеля в лице тех, кого сумчане веками считали своими соседями, единокровными и единоверными братьями и сестрами. Не могу не отметить: такие последствия – настоящая трагедия для христианина, стремящегося строить свою жизнь по заповедям Божиим»6.
6 см. ссылку

Фактическая поддержка руководством РПЦ в украинском конфликте действий террористов поставила УПЦ МП в сложное положение, вызвала негативную реакцию по отношению к церкви со стороны местных властей. 28 января 2015 года Киевский городской совет лишил УПЦ МП льгот по оплате налога на землю, исключив ее из перечня религиозных конфессий, которым предоставляются такие льготы. За соответствующее решение проголосовали 78 депутатов, 24 депутата воздержались, против не было никого. Причиной такого решения стало недовольство тем, что УПЦ МП, по словам депутата Александра Харченко, «ведет антиукраинскую пропаганду» на Донбассе, а священники отказываются отпевать погибших на Донбассе украинских воинов. Несмотря на то что в начале февраля решение было отменено – как дискриминирующее одну из конфессий, что противоречит Конституции, само это решение имело большой общественный резонанс.

Не менее широкий резонанс имели действия иерархов УПЦ МП в связи с празднованием 70-летия окончания Второй мировой войны.

На официальном сайте УПЦ МП следующим образом было описано это событие: «Еще о георгиевских ленточках. Сначала они встречались редко. Но там, у Вечного огня, не боясь обещанной расправы, десятки и сотни киевлян двигались, надев этот символ Великой Победы. Они шли мимо могилы маршала Рыбалко, памятника Ковпаку, рядом с могилами настоящих героев и к каждой плите с именем героя возлагали цветы. Тысячи цветов. У самого Вечного огня цветов оказалось столько, что они образовали целую живую стену. Тут же, у Вечного огня, развевались красные флаги двух гвардейских соединений Великой Отечественной. Звучали песни военных лет. Люди шли и шли потоком. Многие встречали знакомых. Почти никто заранее не договаривался. Просто двинулись из разных концов города к этому святому месту. И те, для кого оно свято, радостно встретились здесь.

Официальных речей почти не было. Несколько человек выступили от коммунистов и социалистов. Звучали поддержанные довольно горячо: «Да здравствует Советская Украина!» и «Слава советскому народу-победителю!» Но, повторюсь, все это было стихийно, добровольно, по велению сердца. Конечно, не обошлось без провластных кликуш (а как иначе, если граждане Украины круглосуточно обрабатываются телевидением, которое курируют фактические неонацисты). Но их истеричные выкрики тут же потонули в хоре голосов: «Слава Великой Победе!» Конечно, горько было видеть, что новый «маковый» знак псевдопобеды принял на себя известный актер, сыгравший одну из главных ролей в нашем, глубоко киевском, фильме незабвенного Леонида Быкова «В бой идут одни «старики». Но тут уж пусть каждый отвечает сам перед своей совестью. И все же общий настрой праздника был неожиданно бодрым, смелым, радостным. Потом стало подходить киевское священство, епископы, сам предстоятель, Блаженнейший митрополит Онуфрий. Вслед за нашими батюшками двигались миряне с иконами Серафима Саровского, Святого Георгия, Святого Владимира.

Нужно сказать, что Украинская православная церковь в лице нашего предстоятеля Блаженнейшего Онуфрия и его сподвижников очень порадовала – вчера и сегодня. А главное, явила смелость и верность, столь необходимые нам сейчас. Все знают, что Блаженнейший Онуфрий вместе с двумя епископами нашей церкви (митрополитом Антонием и епископом Ионой) вчера в Верховной раде осудили войну и демонстративно не встали, когда Порошенко зачитывал имена «героев АТО». Всем киевлянам и всем верующим церковь подала пример мужества. Не может христианин поддерживать тех, кто убивает своих братьев»7.

7 см. ссылку

Реакция украинского общества на позицию, занятую руководством УПЦ МП в отношении происходящих в Украине событий, оказалась достаточно жесткой. 18 мая 2015 года заведующий сектором межрелигиозных контактов синодального Отдела внешних церковных связей РПЦ священник Димитрий Сафонов на конференции ОБСЕ по борьбе с нетерпимостью и дискриминацией в отношении христиан, которая проходила в Вене, заявил о бегстве десятков священников УПЦ МП из Украины 8.По мнению Сафонова, все действия против УПЦ МП «обусловлены именно ненавистью на религиозной и национальной почве».

8 см. ссылку

Следует отметить, что в это же время, 12 мая, патриарх Филарет наградил 23 волонтеров медалью «За жертвенность и любовь к Украине»9.

9 см. ссылку

Вместо заключения. Для Русской православной церкви основополагающим является такое взаимоотношение с государством, которое со времен Византии называется «симфонией»10. Очевидно, однако, что у УПЦ МП «симфонии» с новой Украиной пока не получается. В связи с этим имевшие место робкие попытки руководства Белорусского экзархата заявить о необходимости автономии Православных церквей, находящихся в разных государствах, и в первую очередь Беларуси, учитывали и негативный опыт развития церковной жизни в Украине. Попытки эти, однако, были достаточно резко прекращены патриархом Кириллом. Остается надеяться, что в Беларуси никогда не возникнут конфликты, как в Украине, «обусловленные именно ненавистью на религиозной и национальной почве».

10 Симфония (sumjwnia; consensus) предполагает союз церковной и государственной власти.

Тэги:

, , , ,

Комментарии

Прогноз курса рубля на неделю с 18 по 22 июня

На следующей неделе можно ожидать снижения средневзвешенного курса доллара на БВФБ на величину около 0,5%. Курс российского рубля может незначительно подняться, а курс евро снизиться. Но в понедельник, 18 июня, возможен рост курса доллара.

Загадка белорусского бюджета: профицит есть, а денег как будто нет

К загадкам белорусской экономики недавно добавилась еще одна: премьер-министр РБ Андрей Кобяков сообщил, что рассчитываемый в настоящее время профицит бюджета не отражает реальное состояние дел с деньгами в бюджете. На состоявшемся 12 июня заседании президиума Совета министров РБ, где обсуждалась концепция прогноза социально-экономического развития на 2019 год, Андрей Кобяков сообщил удивительную вещь: «Складывается впечатление, что

Генеральные репетиции парада ко Дню Независимости пройдут в Минске 23 и 28 июня

Генеральные репетиции парада войск Минского гарнизона в ознаменование Дня Независимости Республики Беларусь (Дня Республики) пройдут 23 и 28 июня с 23:00 на пересечении пр. Победителей и пр. Машерова в г. Минске. Информация об этом размещена на сайте Министерства обороны страны.

Куда сходить в Минске в выходные. 23-24 июня

Фестиваль «Джазовые вечера с Банком БелВЭБ» в Минске приглашает 23 июня на пл. Свободы. На 20:30 запланировано открытие, ставшего уже традиционным, музыкального фестиваля. Мероприятие откроется концертом, в котором примет участие юный музыкант, обладающий особым джазовым штрихом. Илья Киселев живет в поселке Красная Слобода Солигорского района. Как отмечают организаторы мероприятия, каждый вечер музыкального фестиваля (23 июня,

Прогноз курса рубля на неделю с 25 по 29 июня

Возможно снижение курса доллара по отношению к белорусскому рублю на БВФБ на 0-0,5% на фоне более значительного падения курса российского рубля. В понедельник, 25 июня, значительного изменения курса доллара не ожидается. В течение недели весьма вероятны резкие колебания курсов.

Куда идем мы с Пятачком?

Казалось бы, ответ на вопрос, позаимствованный у героев культового советского мультика, не должен вызывать затруднений. Не зря же текст Послания-2018 был опубликован в самой солидной газете страны под заголовком «Мы знаем, куда идем и чего хотим».

Нефтяным ценникам дали передышку. Надолго ли?

В Беларуси ценники на автомобильное топливо «заморожены» чуть более месяца. Пауза затянулась благодаря прежде всего тому, что удалось остановить рост цен в России (а на них ориентировались белорусские ценники) с помощью ручного управления и пожертвовав интересами бюджета.

Как СССР готовил вероломное на себя нападение (часть 1)

Анализ документов, свидетельств очевидцев, политиков и государственных деятелей свидетельствует - к началу Второй мировой войны революционный романтизм в Кремле уступил место жесткой прагматике. Но о чем думали советские лидеры в эти тревожные дни? Не о мировом ли господстве?