• EUR  2.4163
  • USD  1.9623
  • RUB (100)  3.4624
Минск  -13.1 Погода в Минске

Как сообщила пресс-служба Минфина Беларуси, в рамках визита председателя КНР Си Цзиньпина в Беларусь в кредитно-инвестиционной сфере достигнуты долгосрочные договоренности на 3,5 млрд. USD, причем финансовое ведомство расписало данную сумму по проектам.

Так, на 330 млн. USD подписаны два соглашения Минфина с Экспортно-импортным банком Китая о предоставлении китайским банком льготных кредитов на срок 12-15 лет для реализации инвестиционных проектов «Строительство инженерной и транспортной инфраструктуры стартовой зоны северной площадки территории первоочередного освоения Китайско-белорусского индустриального парка «под ключ» и «Организация производства по сборке легковых автомобилей на 2012-2030 гг.» (СЗАО «БЕЛДЖИ»).

Кроме того, СЗАО «БЕЛДЖИ» получит 88 млн. USD под гарантию китайской корпорации «Джили». Кредит предоставлен на 10 лет для осуществления проекта по строительству завода по сборке легковых автомобилей.

На общую сумму более 175 млн. USD, также под гарантии правительства РБ, заключено три кредитных соглашения между Экспортно-импортным банком Китая и Белорусской железной дорогой для финансирования трех проектов: «Обновление подвижного состава Белорусской железной дороги. Приобретение 10 электровозов»; «Обновление подвижного состава Белорусской железной дороги. Приобретение 8 электровозов»; «Электрификация направления Молодечно – Гудогай – госграница».

Собственно, на этом заканчивается перечисление конкретных проектов, под которые выделяют кредиты. Их общая сумма составляет 593 млн. USD.

Еще 1 млрд. USD – это две 15-летние кредитные линии, которые выделит Госбанк развития Китая для Беларусбанка и Банка развития Беларуси. Кредитные средства предполагается предоставлять под гарантии правительства РБ и под реализацию конкретных проектов в сферах транспорта, энергетики, промышленности, развития инфраструктуры, а также в секторе малого и среднего бизнеса. Как показывает опыт прошлых лет, с конкретными проектами для кредитных китайских линий возникают большие проблемы.

Но получение этих денег в рамках кредитных линий более реально, чем в случае подписания просто меморандумов о сотрудничестве и содействии. А именно такими документами обусловлены еще 1,9 млрд. USD из общей суммы 3,5 млрд. USD, озвученной Минфином.

Например, что касается суммы инвестиций в размере 1,4 млрд. USD для реализации проекта по строительству в Беларуси нового горно-обогатительного комплекса на сырьевой базе Нежинского участка Старобинского месторождения калийных солей, то пока речь идет о подписанном меморандуме о взаимопонимании. Меморандум подписан между Минфином РБ, Госбанком развития Китая, Беларусбанком и ИООО «Славкалий», который предусматривает привлечение Беларусбанком кредита в сумме до 1,4 млрд. USD под гарантии правительства РБ.

Кроме того, как следует из пресс-релиза Минфина, на сумму до 500 млн. USD заключено рамочное соглашение между Белорусской железной дорогой и Экспортно-импортным банком Китая о содействии долгосрочному всестороннему сотрудничеству в развитии инфраструктуры Белорусской железной дороги с привлечением кредитов китайского банка под гарантии правительства РБ для реализации инвестиционных проектов в целях усиления сотрудничества двух стран в реализации концепции «Экономический пояс Шелкового пути». То есть никаких конкретных кредитных соглашений здесь пока вообще нет.

Минфин также сообщил, что подписал меморандум о взаимодействии с ведущим независимым китайским рейтинговым агентством Dagong, который, по мнению Минфина, открывает перспективы сотрудничества в области формирования в Беларуси национальной рейтинговой индустрии, предоставления независимой объективной оценки кредитоспособности белорусских организаций и совместных белорусско-китайских проектов, а также выхода Республики Беларусь на финансовые рынки континентального Китая и специального административного района Гонконга.

Отметим, что идея выхода на финансовые рынки континентального Китая и административного района Гонконга с гособлигациями РБ или размещения там на биржах акций белорусских предприятий в рамках IPO не нова и уже многократно использовалась чиновниками для декларации намерений, но до конкретных решений дело так и не доходило. Теперь, оказывается, открылись перспективы. Однако на реализацию этих перспектив, скорее всего, Минфину сначала придется потратиться самому, чтобы получить объективную оценку кредитоспособности белорусских организаций и совместных белорусско-китайских проектов от агентства Dagong, и только потом пытаться получить там новые займы.

Напомним также, что в рамках визита китайской делегации Нацбанк РБ подписал с Народным банком Китая соглашение о проведении валютной сделки СВОП на 3 года на сумму 7 млрд. юаней в обмен на 16 трлн. белорусских рублей, то есть банки обменяются валютами на сумму около 1 млрд. USD. Как подчеркнули в Нацбанке, это будет способствовать активизации расчетов в национальных валютах при осуществлении ими двусторонней торговой и инвестиционной деятельности между Беларусью и Китаем. Так что будем платить по долгам не твердой валютой, а юанями, хотя бы частично. Ведь большинство китайских кредитов – связанные, особенно те, которые выделяются по льготным ставкам, а это значит, что они предоставляются в виде оборудования, комплектующих или услуг, а вот возвращать такие кредиты потом приходится деньгами.

Тэги:

, , , , , ,

Комментарии

Прогноз курса рубля на неделю с 19 по 23 февраля

Средневзвешенный курс доллара на БВФБ может снизиться еще на 0-0,5%, на фоне снижения курса евро и подъема курса российского рубля. В понедельник, 19 февраля, не исключено небольшое укрепление доллара.

В Беларуси завершились выборы в местные Советы депутатов

«Выборы прошли организованно, при высокой явке избирателей. Она была достаточно высокая в период досрочного голосования: 35% — это немало», — заявила глава ЦИК Лидия Ермошина. Как сообщил зампредседателя ЦИК Вадим Ипатов, предварительные итоги местных выборов в Беларуси будут известны к утру 19 февраля.  «Исходя из практики проведения избирательных кампаний, подсчет голосов начинается сразу после того, как

Зачем Беларуси нужен гигантский профицит бюджета?

Правительство РБ постоянно жалуется на нехватку средств, но республиканский бюджет просто лопается от денег: в 2017 году не было потрачено 2,8 трлн. BYN, за счет которых можно было бы значительно увеличить и темпы роста ВВП и зарплаты, и пенсии. Что происходит?

Государство против тунеядцев: кто кого?

Сталкиваясь с общемировыми проблемами, Беларусь пытается их решать без оглядки на мировой опыт.

Беспилотные летательные аппараты: к белорусским дронам проявляют интерес

Беларусь становится все более заметным игроком на рынке беспилотников гражданского и военного назначения.

Зачем Беларуси нужен гигантский профицит бюджета?

Правительство РБ постоянно жалуется на нехватку средств, но республиканский бюджет просто лопается от денег: в 2017 году не было потрачено 2,8 трлн. BYN, за счет которых можно было бы значительно увеличить и темпы роста ВВП и зарплаты, и пенсии. Что происходит?

Кто из работников болеет чаще?

На недавней коллегии Минтруда обсуждался вопрос о выплате листков по нетрудоспособности. Предметом для обмена мнениями стало то, что выплаты растут. По словам министра Ирины Костевич, рост расходов, особенно заметный в Минской, Брестской и Гомельской областях, требует серьезного совместного с органами здравоохранения анализа его причин с разработкой соответствующих мер. Разумеется, постановка задачи и ее решение доступны только специалистам. В самом первом приближении проблема выглядит так - работники стали чаще и дольше болеть, поэтому выросли расходы. Это как с дымом - он идет из трубы, потому что печка в доме топится, а на улице мороз. Чем сильнее мороз, тем выше дым над крышей и гуще. В такой ситуации людям приходится приспосабливаться - утеплять жилище или, не жалея дров, отапливать и дом, и окружающую среду.

Алексей ВАСИЛЬЕВ: Госкомимущество не испугалось программы МВФ по реформе госсектора — мы ее выполняем, но пошагово

Главная проблема белорусской экономики – огромный госсектор, который зачастую неэффективно управляется и высасывает госресурсы. Не только эксперты, но и белорусские власти уже понимают, что его нужно реформировать. Почему же они испугались предложений МВФ по реформированию госпредприятий, тем более, что речь в них не шла о приватизации, а лишь об изменении системы управления, внедрении корпоративного управления и т. д.?