Всемирный банк готов помочь Беларуси с реформами. Готовы ли к ним правительство и население?

В 2015 году Беларусь обязана заплатить кредиторам 4,1 млрд. USD (около 3 млрд. USD — основной долг и 1,1 млрд. USD — его обслуживание). Основные выплаты по внешнему госдолгу нужно перечислить России (716,3 млн. USD), Антикризисному фонду ЕврАзЭС (541,2 млн. USD), Китаю (380,4 млн. USD), Международному банку реконструкции и развития (около 130 млн. USD) и Венесуэле (121,8 млн. USD). Кроме этого, еще почти 1,2 млрд. USD необходимо направить на выплаты по пятилетним гособлигациям, которые были выпущены в 2010 году.

В следующие годы, как отметил недавно премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков, долговая нагрузка будет легче. Пока же правительство предпринимает «шаги по коррекции расходной и доходной части бюджета», поскольку рассчитывает львиную долю госдолга обслужить за счет госбюджета».

При этом Беларусь договорилась с российской стороной о рефинансировании платежей в 2015 году как по межгосударственному долгу с Россией, так и по кредиту Антикризисного фонда ЕврАзЭС (их «реализация на финишной стадии»). Остаются актуальными и планы по размещению очередного выпуска еврооблигаций (для этого останется провести «технические и бюрократические процедуры»). Конкретную сумму внешних заимствований правительство пока не называет.

По оценкам замминистра финансов Максима Ермоловича, общий разрыв финансирования по внешнему долгу Беларуси в ближайшие годы будет находиться в районе 3 млрд. USD. Для покрытия этого «разрыва» Беларусь одновременно запрашивает деньги и у Антикризисного фонда ЕврАзЭС, и у Международного валютного фонда.

«Программа для АКФ и МВФ единая, она ничем не отличается. Не исключается, что поддержку будут оказывать и Антикризисный фонд, и МВФ. Мы ведем переговоры, чтобы это была совместная работа двух уважаемых финансовых организаций», — сказал М. Ермолович.

В конце марта министерства финансов Беларуси и России подписали соглашение о выделении Беларуси кредита в размере 110 млн. USD. Недавно с визитом страну также посетили эксперты ЕАБР (Евразийский банк развития — управляющий средствами АКФ), была достигнута договоренность продолжить подготовку программы макроэкономической стабилизации и структурных реформ, которая могла бы быть поддержана финансовым кредитом АКФ.

Есть определенные позитивные сдвиги и в направлении еще одного вектора.  Правительство Беларуси и МВФ уже приступили к совместной разработке дорожной карты структурных реформ. «Мы рады оказать техническую помощь в этом вопросе», — отметил глава представительства ВБ в Беларуси Ян Чул Ким на пресс-конференции в Минске 27 апреля. Рабочий вариант «дорожной карты» обсуждался 17-18 апреля на весенней сессии МВФ и ВБ в Вашингтоне, где прошла совместная встреча с участием представителей правительства, Всемирного банка и МВФ.

«Это был первый шаг, стороны смогли поделиться своими мнениями, и мы смогли свести их воедино для дальнейшей работы. Продолжим в трехстороннем формате обсуждать последовательность и степень структурных реформ», — сказал Ян Чул Ким.

В ходе этой встречи вице-президент по региону Европы и Центральной Азии ВБ подтвердил намерение предоставить всю необходимую техническую помощь для того, «чтобы сделать эту дорожную карту».

Ранее белорусский премьер Андрей Кобяков отмечал, что в нынешних непростых условиях Беларусь рассчитывает на партнерство с ВБ как для создания новых точек роста, так и для проведения экономических преобразований.

Белорусская сторона, вероятно, рассчитывает, что такое партнерство может проложить «мостик» к будущему кредиту МВФ.

В отличие от МВФ, который кредитует страны под определенные макроэкономические программы, Всемирный банк занимается конкретными инфраструктурными проектами. Очевидно, что правительство сейчас в большей степени заинтересовано в несвязанных кредитах, которые можно направить на рефинансирование текущего долга, в частности, долга перед МВФ. Кредит ВБ на такие цели использовать нельзя — он выделяется под жесткое кредитование определенного проекта, — нецелевое использование этих средств полностью исключено.

Поэтому белорусской стороне очень важно сейчас заручиться поддержкой ВБ в деле технической помощи для проведения структурных реформ.

«Те переговоры, которые мы ведем, внушают надежду. Охват вопросов очень широк», — сказал Ян Чул Ким. При этом, как было сказано, правительство Беларуси проявляет высокую активность: «оно хочет еще больше мер, чем было раньше запланировано», предлагает добавить в дорожную карту те или иные разделы.

Но, как было сказано, не следует ожидать каких-либо радикальных изменений в проводимой белорусским правительством экономической политике. «Трансформация экономической структуры будет продолжаться эволюционными темпами, а не какими-то революционными шагами», — констатировал Ян Чул Ким.

При этом эксперты ВБ подчеркивают, что скорость реализации программы будет зависеть от ресурсов, доступных экономике. А поскольку, как было сказано, существует большая неопределенность внешнего финансирования для Беларуси, значит, дорожная карта должна быть гибкой для адаптации под соответствующую ситуацию.

Глава представительства ВБ позитивно оценил работу правительства по стабилизации ситуации на финансовом рынке. «Мы видим сфокусированность правительства на макроэкономической стабилизации и пока можем наблюдать успехи в этом направлении», — сказал он.

По его словам, «кажется, что мы увидели приверженность Нацбанка и правительства правильной политике, несмотря на то что иногда это означает болезненное влияние в краткосрочной перспективе».

«Всегда был оптимистом в отношении Беларуси — здесь хорошая научно-техническая база и инфраструктура», — отметил глава представительства ВБ.

«Но как же ваш оптимизм сочетается с тем, что в течение двух десятилетий Беларусь так и не приступила к структурным реформам, хотя для этого ранее были более благоприятные условия?» — поинтересовалась корр. «БР». Ян Чул Ким отметил, что «нам не следует много обращать внимания на историю, когда мы сориентированы в будущее».

«Это можно сравнить с взбиранием по лестнице. Человек может оглядываться назад, чтобы посмотреть, сколько ступеней он прошел, и понять, сколько он может еще осилить. Моя философия другая: мы не должны оглядываться назад, а должны смотреть на ступени, которые у нас впереди, которые надо преодолеть. С таким подходом можем преодолеть больше ступеней, чем используя первый подход», — сказал Ян Чул Ким.

Старший экономист Всемирного банка Руслан Пионтковский считает, что Беларусь уже встала перед необходимостью менять прежнюю модель роста.

По его словам, раньше финансовая поддержка влияла на рост дефицита счета текущих операций, но позволяла обеспечивать высокие темпы роста экономики. Однако темпы экономического роста в Беларуси в последние 5 лет начали сокращаться, а в последние 3 года они приблизились к нулю («они хоть и положительные, но очень маленькие»). «Однако внешний мир уже не позволяет аккумулировать такие дисбалансы, — подчеркнул экономист. — Он не может и не хочет финансировать. То есть приходится менять модель роста, потому что предыдущая модель уже не способна обеспечивать определенные темпы роста».

«Соответственно, наши рекомендации сконцентрированы на том, как сделать так, чтобы можно было опять поднять темпы экономического роста, но, возможно, без аккумуляции этих дисбалансов. То есть увеличением продуктивности труда, повышением эффективности экономики, чтобы такой рост был базирован на реальном росте экспорта», — отметил Р. Пионтковский.

Но чтобы структурные реформы в Беларуси были успешными, правительство должно убедить граждан: проведение реформ – это общее дело, подчеркнул Ян Чул Ким.

Он привел в пример Корею. Когда экономика этой страны переживала сложные проблемы, правительству удалось убедить граждан, что проведение структурных реформ — это общая задача. И население поверило правительству: во время кризиса корейцы собрали 220 тонн золота, что позволило стране выплатить внешний долг.

Сейчас ВВП Беларуси составляет около 77 млрд. USD. Чтобы такую экономику реформировать, ресурсов потребуется гораздо больше, чем просто на поддержку платежного баланса, подчеркнули эксперты ВБ, отметив, что коэффициент сбережений в Беларуси в последнее время составлял примерно 25% от ВВП, при этом в стране существует проблема долларизации.

Ключ к успешным реформам в Беларуси — в доверии к этим реформам белорусского населения, при этом сами реформы должны быть последовательными и всеобъемлющими — только в этом случае население может инвестировать в будущее национальной экономики, подчеркнули эксперты ВБ. «Но если сами граждане Беларуси не верят в реформы, то почему МВФ должен им верить?» — прозвучал риторический вопрос главы представительства ВБ под занавес пресс-конференции.

Справка «БР»
Беларусь стала членом Всемирного банка в 1992 году. За время сотрудничества стране были выделены кредитные ресурсы в размере 1,43 млрд. USD. Текущий инвестиционный портфель включает 7 проектов на общую сумму 938 млн. USD.
Недавно Всемирный банк ухудшил прогноз падения экономики Беларуси в 2015 году до 3,5% (в январе текущего года ВБ сделал прогноз роста ВВП Беларуси на 1,8% по итогам 2015 года). В 2016 году, по оценкам ВБ, ожидается падение ВВП на 1%, и только в 2017 году банк ожидает выхода экономики на траекторию роста.
ВВП Беларуси в I квартале текущего года сократился на 2% при официальном годовом прогнозе роста 0,2-0,7%. МВФ прогнозирует падение ВВП Беларуси на 2,3%, ЕАБР — на 1-2%, ЕБРР — на 1,5%.

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,