• EUR  2.417
  • USD  2.112
  • RUB (100)  3.2096
Минск  6 Погода в Минске

Политики форсировали вступление Кыргызстана в ЕАЭС

Договор о присоединении к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) Кыргызстан подписал 23 декабря 2014 года. 8 мая 2015 года в Москве главы государств подписали протоколы к этому договору. Таким образом, интеграционная «четверка» (Беларусь, Россия, Казахстан и Армения) превратилась в «пятерку». Хотя на самом деле Кыргызстан станет официальным членом союза лишь после того, как подписанные в Москве документы пройдут процедуру ратификации.

Казус на финише

За считанные дни до саммита ЕАЭС в Москве, 4 мая, премьер-министр Кыргызстана Темир Сариев провел заседание правительства, на котором был рассмотрен вопрос об одобрении проектов протоколов по вхождению Кыргызстана в ЕАЭС. Премьер был настроен оптимистично. Он заявил, что участие Кыргызстана в ЕАЭС уже с первых дней позволит обеспечить свободное перемещение товаров, капиталов и услуг, а также трудоустройство трудовых мигрантов. Как было сказано, страна за год провела все необходимые работы по реализации дорожной карты по присоединению к ЕАЭС. «Вся необходимая база для присоединения КР к ЕАЭС уже утверждена. Продукция, производимая в Кыргызстане, будет соответствовать требованиям техрегламентов ЕАЭС и свободно экспортироваться», – отметил Темир Сариев.

Однако 6 мая, буквально за пару дней до ожидаемого подписания судьбоносного для Кыргызстана решения, помощник президента России Юрий Ушаков заявил, что в процессе присоединения Кыргызстана к Евразийскому экономическому союзу возникли сложности, – они станут темой майского саммита ЕАЭС. «В последние дни появились практические сложности на этом пути, и очевидно, что они будут обсуждаться», – сказал Ю. Ушаков.

По его словам, кыргызская сторона в марте «вскрыла согласованные до этого на межправительственном уровне протоколы, предложила внести в них ряд изменений, которые участникам союза не представляются логичными, и в связи с этим тема кыргызского присоединения, несомненно, будет обсуждаться».

«Все вопросы, которые вызывали сомнения, сняты, и мы сегодня принимаем документ о полноценном принятии кыргызской стороны в наш союз, с чем я вас поздравляю», – заявил на заседании Высшего евразийского экономического совета 8 мая президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев заявил, что «мы, конечно же, подпишем эти документы». «Назад дороги нет, как говорится», – сказал он.

Союзник с проблемами

С наибольшим нетерпением пятого члена интеграционного объединения ждала Россия, о чем публично заявляли российские чиновники, подчеркивая, что готовы оказать всяческое содействие Кыргызстану на пути в союз.

Для вступления Кыргызстана в ЕАЭС были установлены весьма жесткие сроки. Дорожная карта присоединения Кыргызстана к союзу была утверждена 29 мая 2014 года в Астане решением Высшего евразийского совета. В течение полугода правительству страны требовалось пересмотреть порядка 90 нормативно-правовых актов, в том числе внести изменения и дополнения в 30 законов, чтобы они соответствовали нормам ЕАЭС.

Союзники явно торопились с принятием нового члена в свои ряды. Хотя Кыргызстан был участником зоны свободной торговли в СНГ, благодаря чему союзники уже работали в достаточно либеральном режиме, тем не менее старые члены ЕАЭС хорошо понимают, что спешное принятие Кыргызстана в союз тянет за собой шлейф нерешенных проблем.

По этой причине Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) еще год назад называла присоединение Кыргызстана к таможенной «тройке» весьма проблематичным, учитывая прежде всего существующий поток серого импорта товаров из Китая в эту страну.

«Киргизия экономически завязана на большие потоки товаров из Китая, что недопустимо в рамках Таможенного союза. Что касается торгового блока, мы не можем представить функционирование Киргизии в рамках Таможенного союза при существовании таких больших торговых потоков», – заявлял министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев. Как было сказано, урегулировать этот вопрос будет достаточно сложно, поскольку он касается в том числе и трудоустройства людей, которые заняты в этом бизнесе.

За месяц до вступления Кыргызстана в ЕАЭС подобные опасения оставались и у белорусской стороны. «Есть, конечно, опасения по поводу отдельных изъятий, которые на переходный период запрашивает Кыргызстан, и соседства его с Китаем, который формирует очень серьезную конкуренцию по многим товарным позициям. Сегодня мы достаточно серьезно говорим о том, чтобы переходный период для изъятий из общего режима ЕАЭС был недолгим», – отметил 31 марта во время онлайн-конференции на сайте БЕЛТА заместитель министра иностранных дел Беларуси Александр Гурьянов.

Как было сказано, ведется работа над тем, чтобы временные изъятия Кыргызстана «не привели к созданию некой черной дыры, которая поспособствует насыщению нашего рынка дешевыми, не совсем качественными товарами и сделает несправедливую конкуренцию отечественным производителям». В частности, рассматривается механизм защиты отечественного рынка, в том числе с помощью разрешенных ВТО методов: нетарифной защиты, антидемпинговых компенсационных расследований.

Белорусская сторона не зря беспокоится. Нелегальный оборот продукции легкой промышленности на территории Таможенного союза достигает, по экспертным оценкам, более 40%, а сам рынок составляет более 42 млрд. USD. При этом товары внутреннего производства на этом рынке занимают 28%.

Интеграция затянется как минимум на 5 лет

На принятие всех действующих в ТС норм Кыргызстану потребуется порядка 5 лет. Процесс вступления этой страны в союз разделен на этапы, что связано с внедрением ряда новых тарифов, в том числе таможенных, которые значительно отличаются от действующих в стране. Чтобы достичь уровня тарифов, принятых в ЕАЭС, их придется ежегодно увеличивать начиная с 2015 года.

Поэтому на саммите в Москве были подписаны два протокола, дополняющие договор о присоединении Кыргызстана к ЕАЭС. Эти документы детализируют условия членства этой страны в союзе: регулируют весь комплекс вопросов торговли, таможенного администрирования, транспортной политики, а также содержат перечень применяемых к Кыргызстану переходных положений и изъятий из общих правил союза.

Справка: Кыргызстан на пути в ЕАЭС

План работ по вступлению в ТС Кыргызстана был утвержден в декабре 2012 года (крайний срок, когда их планировалось завершить, – 2015 год).
31 мая 2013 года в Минске во время заседания Совета глав правительств стран СНГ был подписан меморандум об углублении взаимодействия между Евразийской экономической комиссией и Кыргызстаном, который давал право представителям Кыргызстана по приглашению Совета либо Коллегии ЕЭК участвовать в заседаниях без права голоса, но вместе с тем высказывать свое мнение и вносить предложения, которые будут рассматриваться ЕЭК.
19 ноября 2013 года Совет ЕЭК утвердил дорожную карту присоединения Кыргызстана к Таможенному союзу, которая была рассчитана до 2014 года включительно.
23 декабря 2014 года на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Москве был подписан Договор о присоединении Кыргызстана к Договору о ЕАЭС, в котором определены параметры вхождения этой страны в союз. Предполагалось, что договор будет дополнен протоколами, детализирующими условия участия Кыргызстана в ЕАЭС. Было заявлено, что официально членом ЕАЭС Бишкек станет после выполнения этих протоколов и ратификации самого договора.
В мае 2014 года Кыргызстан и Россия договорились создать фонд, средства из которого будут направлены на поддержку интеграции страны в союз. При вступлении в ЕАЭС Россия пообещала Кыргызстану передать в совместный инвестиционный фонд более 1 млрд. USD, при этом 200 млн. USD должны пойти на обустройство границ Кыргызстана. В течение 2014 года руководство страны вело переговоры о создании аналогичного фонда с Казахстаном.
Летом 2014 года первый вице-премьер правительства Кыргызстана Тайырбек Сарпашев сообщил, что в 2015 году страна присоединится к объединению, «и намерена в течение пяти лет данный процесс завершить, используя свое преимущество разделить процесс вступления на этапы». Он пояснил, что поэтапное присоединение Кыргызстана к союзу связано с внедрением некоторых новых тарифов, в том числе таможенных, значительно отличающихся от действующих в стране, «поэтому для достижения уровня применяемых в объединении нормы будут ежегодно увеличиваться начиная с 2015 года».
В марте 2015 года президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев подписал Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс», направленный на создание условий для формирования единого рынка в рамках ЕАЭС. Согласно ему Кыргызстан увеличивает акцизы на алкоголь и нефтепродукты в соответствии с правилами союза.

Читайте также:

Правила медицинской этики и деонтологии утверждены Минздравом и вступили в силу

Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 7 августа 2018 г. № 64 утверждены Правила медицинской этики и деонтологии. Документ принят с целью повысить ответственность и эффективность выполнения медицинскими, фармацевтическими работниками своих должностных обязанностей, а также доверие граждан к системе здравоохранения. В частности, сформулированы принципы поведения медицинских, фармацевтических работников. Среди них – принципы гуманизма, милосердия, сдержанности,

Пленники экономического детерминизма

Перечислю три проблемы, волнующие белорусскую власть: во-первых, экономика, во-вторых, экономика и, в-третьих, экономика Складывается впечатление, что иных проблем, кроме экономических, в стране нет. В этом в своих многочисленных выступлениях регулярно убеждает население главный архитектор «белорусской экономической модели развития». Ограничусь одной цитатой, позаимствованной из напутствий обновленному белорусскому правительству 18 сентября: «Мы будем независимы, если у нас

Нефтяной торг: Беларусь уступила в надежде выиграть главную схватку c Россией

Чтобы выиграть основной торг у России – получить нужную компенсацию за налоговый маневр и сохранить «перетаможку» российской нефти в полном объеме, официальный Минск вынужден был поступиться своими интересами и согласиться на квотирование поставок российских нефтепродуктов. «В части поставки темных (нефтепродуктов – Прим. ред.) — да, мы пошли на уступки по просьбе российской стороны. Взамен мы

Ярмарки по продаже сельхозпродукции пройдут в Минске в выходные 20-21 октября — адреса

Как сообщает Главное управление потребительского рынка Мингорисполкома, 20-21 октября с 9.00 до 16.00 – возле государственного учреждения «Чижовка-арена» по ул.Ташкентской, 19 с участием предприятий- производителей, фермерских хозяйств Гомельской области. Свою фирменную продукцию представят предприятия ОАО «Гомельский мясокомбинат», ОАО «Жлобинский мясокомбинат», ОАО «Калинковичский мясокомбинат», УП «Мозырские молочные продукты», ОАО «Гомельская птицефабрика», ОАО «Гомельхлебпром», ОАО «Красный Мозырянин», ОАО «Спартак»,

И лес рубят, и щепки не летят

Регулярно в Беларуси происходят события — как инициированные ее руководителем, так  и объективно независимые от его монаршей воли. А ему со всем и всяким приходится разбираться. И  если уж искать в этих обстоятельствах суровую сермяжную правду, то простая и неприукрашенная, но глубокая истина состоит в  том, что  очень часто практика расходится с теорией, которой придерживается руководитель. Например, 

Нефтяной торг: Беларусь уступила в надежде выиграть главную схватку c Россией

Чтобы выиграть основной торг у России – получить нужную компенсацию за налоговый маневр и сохранить «перетаможку» российской нефти в полном объеме, официальный Минск вынужден был поступиться своими интересами и согласиться на квотирование поставок российских нефтепродуктов. «В части поставки темных (нефтепродуктов – Прим. ред.) — да, мы пошли на уступки по просьбе российской стороны. Взамен мы

Ставки по депозитам населения стабилизировались. Куда они двинутся дальше?

Белорусская финансовая система продолжает удивлять: в то время как в России банки повышают ставки по депозитам, в белорусских банках рост ставок остановился, то ли перед тем как начать снижение, то ли перед новым подъемом … Так, по данным Нацбанка, в сентябре 2018 года средняя ставка по новым депозитам физических лиц в белорусских рублях на срок

Правовые новации белорусской экономической политики (июль-сентябрь 2018 года)

Экономическая политика белорусского государства в 3 квартале 2018 года носила противоречивый характер.  С одной стороны, государством принимаются либеральные документы в валютной и налоговой сфере. С другой стороны, некоторые нормативные документы свидетельствуют о том, что государство по- прежнему предпочитает административные методы управления экономикой в ущерб возможностям либерального рынка. Валютная либерализация Одним из ключевых документов 3 квартала