• EUR  2.4322
  • USD  1.9605
  • RUB (100)  3.4775
Минск  -4.8 Погода в Минске

Бизнес и спорт в современном мире неразрывно связаны между собой.

Эти области человеческой деятельности объединяет многое. И главное, пожалуй, в том, что и в спорте, и в бизнесе важнее всего достижения и успехи. Но и различий между ними также немало. Так, в частности, успешный спортсмен не всегда способен стать хорошим бизнесменом, и наоборот.

Валерий ГОРЕЛИКОВ

Валерий ГОРЕЛИКОВ

О сходствах и различиях белорусских моделей спорта и бизнеса мы сегодня разговариваем с руководителем спортивного маркетингового агентства SportTeam Валерием ГОРЕЛИКОВЫМ.

— Главная цель профессионального спортсмена — стать первым. Бизнес также наполнен этим стремлением. Верно ли это для Беларуси?

 — Это верно всегда и везде. Наша страна не исключение. У нас достаточно амбициозных, настроенных на максимум и спортсменов, и бизнесменов. На мой взгляд, не важно, чем занимается человек — спортом, где все любят только победителей, или бизнесом, где лидеры получают больше возможностей. Главное — итог, максимальные показатели.

Я уверен, что ключевыми компонентами успеха в этих двух областях человеческой деятельности являются четкая постановка цели и правильное движение к ней.

— Может ли бизнес чему-то научиться у спорта?

— Да, на мой взгляд, может, и многому. Но нашему спорту также нужно учиться у бизнеса.

Если человек профессионально занимается спортом, у него всегда четко определены задачи: в каких соревнованиях он будет принимать участие, к чему он стремится, каких результатов хочет достичь в этом сезоне. К сожалению, многие представители бизнеса (и не только в нашей стране) не могут четко сформулировать свои задачи. Нередко относительно планов на какой-то период от них можно услышать неопределенное «как получится» или «дожить бы до конца года, а там видно будет». И в итоге бизнесмен не «бежит на результат», как это делает каждый профессиональный спортсмен.

Кроме того, неукротимая воля к победе, присущая каждому настоящему спортсмену, может стать источником уверенности и успеха для настоящего бизнесмена.

Если же рассматривать вопрос с противоположной стороны, то бизнес также может многому научить спорт. Я бы сказал, что сегодня спорт высших достижений — это большой бизнес. Со своими бюджетами, продвижением, рынками продаж и рынками трудовых ресурсов (спортсмены, тренеры и спортивные менеджеры).

— А у нас в стране спорт может быть бизнесом?

— Так это уже давно так и есть! Сегодня спортсмены и их тренеры, успешно конкурируя на международных соревнованиях, получают приличные деньги как от организаторов соревнований, так и от государства. Серьезные спортивные проекты — это всегда приличная экономическая составляющая (с небольшими отличиями в том или ином виде).

Ярким примером может служить футбольный клуб «БАТЭ» (Борисов). За последние десять лет команда стала флагманом нашего футбола, а качественная работа игроков, тренерского состава и менеджмента клуба привела к значимым финансовым показателям. Клуб Анатолия Капского регулярно выходит в групповые турниры Лиги чемпионов и Лиги Европы УЕФА, что приносит ему хорошие деньги. Так, в сезоне 2012-2013 годов клуб заработал в этих турнирах более 11 млн. EUR.

— Спортивный маркетинг уже многие годы приносит миллионные прибыли зарубежным клубам. Кроме того, на счета самих спортсменов нередко «капают» деньги (причем приличные!) от рекламных контрактов. А как с этим в нашей стране?

— В нашей стране спортивный маркетинг и продвижение бизнеса через спорт пока на зачаточном уровне. Многие возможности, которые сегодня имеет спорт в Беларуси, участники спортивного рынка не используют.

Вот возьмем международные турниры. В Беларуси ежегодно проводятся чемпионаты мира и Европы по различным видам спорта. Клубы по игровым видам спорта участвуют в международных лигах — КХЛ, Единой лиге ВТБ, Лиге чемпионов УЕФА и многочисленных еврокубках. Но если на Западе такие турниры бизнесом используются максимально и приносят значительные прибыли, то у нас все эти возможности, по большому счету, пропадают…

— Почему белорусский бизнес не очень активно интересуется спортом?

— Здесь все зависит от качества предложений, которые спорт делает бизнесу. Как только такие предложения станут интересными с маркетинговых и имиджевых позиций, будут сулить прибыль от вложений, они будут услышаны.

А существует ли в нашей стране так называемая национальная спортивная идея? И как бизнес может помочь в ее реализации?

— Если взять за такую идею продвижение страны в международном пространстве, то вполне возможно. Тут интересы государства и бизнеса будут совпадать. Ведь «спортивная поддержка» в продвижении продукции могла бы сыграть определенную роль. Но это должны быть не обезличенные призывы «Купляйце беларускае», а хорошо продуманная маркетинговая стратегия.

Возвращаясь к началу нашего интервью, я еще раз отмечу, что среди факторов, которые влияют на спорт и бизнес, возможно, самым главным является цель. Ведь без конкретной цели человек никогда не сможет четко проанализировать, что работает и что не работает на пути к успеху.

Справка «БР»
Валерий ГОРЕЛИКОВ родился в 1969 г. в г. Ютербог (Германия). Окончил Белорусский государственный университет физической культуры по специальности «тренер-преподаватель по баскетболу», Государственную академию народного хозяйства им. Плеханова (Москва) по специальности «мастер делового администрирования», Государственный университет управления (Москва) по специальности «спортивный менеджер». Был президентом клуба в ОЗАА и РТИ-ОЗАА. Работал менеджером и генеральным директором компании «Иглспортс» (Москва). В 2005 г. создал фирму «Спортэкс» (Москва). С 2010 г. являлся первым зампредом Белорусской федерации баскетбола. 1 января 2013 г. создал и ныне возглавляет спортивное маркетинговое агентство SportTeam (Минск). Читает лекции в университете «Синергия» (Москва) по спортивному маркетингу. Женат, четверо детей.


Материал выходил в газете «Белорусы и рынок» (№13/2014).

Комментарии

Прогноз курса рубля на неделю с 19 по 23 февраля

Средневзвешенный курс доллара на БВФБ может снизиться еще на 0-0,5%, на фоне снижения курса евро и подъема курса российского рубля. В понедельник, 19 февраля, не исключено небольшое укрепление доллара.

Дно позади: ставки по кредитам в белорусских банках пошли вверх

В январе произошло долгожданное событие: ставки по банковским кредитам не только в белорусских рублях, но и в валюте, прекратили снижаться, более того даже выросли. То есть они не только достигли дна, но и начали подниматься к новым вершинам. К каким?

Россельхознадзор запретил к ввозу белорусские яблоки

Решением Россельхознадзора к ввозу в Российскую Федерацию запрещены свежие яблоки отдельных белорусских сельхозпредприятий. Информация об этом размещена на сайте российской федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

Государство против тунеядцев: кто кого?

Сталкиваясь с общемировыми проблемами, Беларусь пытается их решать без оглядки на мировой опыт.

Алексей ВАСИЛЬЕВ: Госкомимущество не испугалось программы МВФ по реформе госсектора — мы ее выполняем, но пошагово

Главная проблема белорусской экономики – огромный госсектор, который зачастую неэффективно управляется и высасывает госресурсы. Не только эксперты, но и белорусские власти уже понимают, что его нужно реформировать. Почему же они испугались предложений МВФ по реформированию госпредприятий, тем более, что речь в них не шла о приватизации, а лишь об изменении системы управления, внедрении корпоративного управления и т. д.?

Прогноз курса рубля на неделю с 19 по 23 февраля

Средневзвешенный курс доллара на БВФБ может снизиться еще на 0-0,5%, на фоне снижения курса евро и подъема курса российского рубля. В понедельник, 19 февраля, не исключено небольшое укрепление доллара.

Перевооружение армии РБ: не допустить повторения июня 41-го

В Минске ожидают подкрепления статуса Беларуси как форпоста России на важнейшем для Москвы западном направлении современными вооружениями.

Государство против тунеядцев: кто кого?

Сталкиваясь с общемировыми проблемами, Беларусь пытается их решать без оглядки на мировой опыт.