• EUR  2.4377
  • USD  2.1564
  • RUB (100)  3.2572
Минск  4.1 Погода в Минске

Бизнес и спорт в современном мире неразрывно связаны между собой.

Эти области человеческой деятельности объединяет многое. И главное, пожалуй, в том, что и в спорте, и в бизнесе важнее всего достижения и успехи. Но и различий между ними также немало. Так, в частности, успешный спортсмен не всегда способен стать хорошим бизнесменом, и наоборот.

Валерий ГОРЕЛИКОВ

Валерий ГОРЕЛИКОВ

О сходствах и различиях белорусских моделей спорта и бизнеса мы сегодня разговариваем с руководителем спортивного маркетингового агентства SportTeam Валерием ГОРЕЛИКОВЫМ.

— Главная цель профессионального спортсмена — стать первым. Бизнес также наполнен этим стремлением. Верно ли это для Беларуси?

 — Это верно всегда и везде. Наша страна не исключение. У нас достаточно амбициозных, настроенных на максимум и спортсменов, и бизнесменов. На мой взгляд, не важно, чем занимается человек — спортом, где все любят только победителей, или бизнесом, где лидеры получают больше возможностей. Главное — итог, максимальные показатели.

Я уверен, что ключевыми компонентами успеха в этих двух областях человеческой деятельности являются четкая постановка цели и правильное движение к ней.

— Может ли бизнес чему-то научиться у спорта?

— Да, на мой взгляд, может, и многому. Но нашему спорту также нужно учиться у бизнеса.

Если человек профессионально занимается спортом, у него всегда четко определены задачи: в каких соревнованиях он будет принимать участие, к чему он стремится, каких результатов хочет достичь в этом сезоне. К сожалению, многие представители бизнеса (и не только в нашей стране) не могут четко сформулировать свои задачи. Нередко относительно планов на какой-то период от них можно услышать неопределенное «как получится» или «дожить бы до конца года, а там видно будет». И в итоге бизнесмен не «бежит на результат», как это делает каждый профессиональный спортсмен.

Кроме того, неукротимая воля к победе, присущая каждому настоящему спортсмену, может стать источником уверенности и успеха для настоящего бизнесмена.

Если же рассматривать вопрос с противоположной стороны, то бизнес также может многому научить спорт. Я бы сказал, что сегодня спорт высших достижений — это большой бизнес. Со своими бюджетами, продвижением, рынками продаж и рынками трудовых ресурсов (спортсмены, тренеры и спортивные менеджеры).

— А у нас в стране спорт может быть бизнесом?

— Так это уже давно так и есть! Сегодня спортсмены и их тренеры, успешно конкурируя на международных соревнованиях, получают приличные деньги как от организаторов соревнований, так и от государства. Серьезные спортивные проекты — это всегда приличная экономическая составляющая (с небольшими отличиями в том или ином виде).

Ярким примером может служить футбольный клуб «БАТЭ» (Борисов). За последние десять лет команда стала флагманом нашего футбола, а качественная работа игроков, тренерского состава и менеджмента клуба привела к значимым финансовым показателям. Клуб Анатолия Капского регулярно выходит в групповые турниры Лиги чемпионов и Лиги Европы УЕФА, что приносит ему хорошие деньги. Так, в сезоне 2012-2013 годов клуб заработал в этих турнирах более 11 млн. EUR.

— Спортивный маркетинг уже многие годы приносит миллионные прибыли зарубежным клубам. Кроме того, на счета самих спортсменов нередко «капают» деньги (причем приличные!) от рекламных контрактов. А как с этим в нашей стране?

— В нашей стране спортивный маркетинг и продвижение бизнеса через спорт пока на зачаточном уровне. Многие возможности, которые сегодня имеет спорт в Беларуси, участники спортивного рынка не используют.

Вот возьмем международные турниры. В Беларуси ежегодно проводятся чемпионаты мира и Европы по различным видам спорта. Клубы по игровым видам спорта участвуют в международных лигах — КХЛ, Единой лиге ВТБ, Лиге чемпионов УЕФА и многочисленных еврокубках. Но если на Западе такие турниры бизнесом используются максимально и приносят значительные прибыли, то у нас все эти возможности, по большому счету, пропадают…

— Почему белорусский бизнес не очень активно интересуется спортом?

— Здесь все зависит от качества предложений, которые спорт делает бизнесу. Как только такие предложения станут интересными с маркетинговых и имиджевых позиций, будут сулить прибыль от вложений, они будут услышаны.

А существует ли в нашей стране так называемая национальная спортивная идея? И как бизнес может помочь в ее реализации?

— Если взять за такую идею продвижение страны в международном пространстве, то вполне возможно. Тут интересы государства и бизнеса будут совпадать. Ведь «спортивная поддержка» в продвижении продукции могла бы сыграть определенную роль. Но это должны быть не обезличенные призывы «Купляйце беларускае», а хорошо продуманная маркетинговая стратегия.

Возвращаясь к началу нашего интервью, я еще раз отмечу, что среди факторов, которые влияют на спорт и бизнес, возможно, самым главным является цель. Ведь без конкретной цели человек никогда не сможет четко проанализировать, что работает и что не работает на пути к успеху.

Справка «БР»
Валерий ГОРЕЛИКОВ родился в 1969 г. в г. Ютербог (Германия). Окончил Белорусский государственный университет физической культуры по специальности «тренер-преподаватель по баскетболу», Государственную академию народного хозяйства им. Плеханова (Москва) по специальности «мастер делового администрирования», Государственный университет управления (Москва) по специальности «спортивный менеджер». Был президентом клуба в ОЗАА и РТИ-ОЗАА. Работал менеджером и генеральным директором компании «Иглспортс» (Москва). В 2005 г. создал фирму «Спортэкс» (Москва). С 2010 г. являлся первым зампредом Белорусской федерации баскетбола. 1 января 2013 г. создал и ныне возглавляет спортивное маркетинговое агентство SportTeam (Минск). Читает лекции в университете «Синергия» (Москва) по спортивному маркетингу. Женат, четверо детей.


Материал выходил в газете «Белорусы и рынок» (№13/2014).

«Детский мир» открыл первый магазин в Беларуси

Группа компаний «Детский мир» – крупнейший в России розничный оператор торговли детскими товарами сообщает об открытии первого магазина в Беларуси. Первый магазин торговой сети площадью 1690 кв. м открылся в Минске, в торговом центре «Евроопт» по адресу: ул. Монтажников, 2. Как говорится в пресс-релизе компании, в Беларуси Группа компаний «Детский мир» начала развитие под брендом

Президент РБ признал, что Нацбанк проводит слишком жесткую денежную политику

Александр Лукашенко поставил точку в спорах о том, какой является денежная политика Национального банка РБ – жесткой, нейтральной или мягкой, назвав ее «слишком жесткой». Но это президенту нравится. Момент истины наступил 7 февраля в ходе встречи председателя правления Нацбанка Павла Каллаура и президента РБ. Александр Лукашенко сказал там следующее: «Может, кому-то не нравится слишком жесткая

Прогноз курса рубля на неделю с 18 по 22 февраля

Возможно снижение курса доллара на БВФБ на 0,5-1%, так как вряд ли российский рубль обвалится еще раз, как это произошло на прошлой неделе. В понедельник 18 февраля можно прогнозировать небольшое изменение курса на доли процента в любую сторону. На прошедшей неделе средневзвешенный курс доллара США на Белорусской валютно-фондовой бирже не снизился, как ожидалось, а вырос,

Беларусь готовится к созданию энергетической корпорации?

Внеочередное собрание акционеров ОАО «Гомельтранснефть Дружба» в конце 2018 года приняло решение о реорганизации путем присоединения ОАО «Полоцктранснефть Дружба». Объединение двух нефтетранспортных предприятий может стать первым шагом на пути создания в Беларуси энергетического холдинга, корпорации или центра. Процедура реорганизации пока не завершена, но известно, что Полоцкое предприятие станет филиалом «Гомельтранснефть Дружба». По территории Беларуси проходят

Беларусь исчерпала энергетические бонусы в формате «двойки»

Получить дополнительные энергетические преференции в рамках Союзного государства Беларусь вряд ли сможет: союзники по-разному понимают более глубокую интеграцию. Остается рассчитывать на льготы в формате евразийской «пятерки», а они будут на порядок ниже. Смириться с этим Минск не хочет, но других вариантов у него, похоже, сейчас нет.

Варианты для Беларуси и ее руководителя

В новогодние дни белорусов обрадовали социологи  Информационно-аналитического центра при Администрации президента (ИАЦ), обнародовав результаты  опроса населения по поводу ожиданий его от 2019 года. Оказывается, в народной среде преобладают хорошее настроение и чувство оптимизма — 64%. Правда, отметили президентские социологи, около четверти респондентов (28%) оказались относительно равнодушными к «новогодним переменам», но только 5% оказались в группе

Польский эксперт: белорусским предприятиям нужна интернационализация

Белорусский бизнес – вне зависимости от того, частный он или государственный — обязательно должен присутствовать на международных рынках, чтобы иметь дешевые деньги на развитие и получать твердую валюту за свою продукцию. «Только интернационализация может стать для белорусских предприятий достойным ответом на глобализацию мировой экономики», — подчеркнул председатель Польско-белорусской торгово-промышленной палаты Казимеж Здуновский на состоявшемся в

Прогноз курса российского рубля на 2019 год

Банк России с 15 января 2019 года собирается начать скупать валюту для предотвращения укрепления рубля, но одновременно готовится к его девальвации. Куда же двинется курс рубля? К числу загадок России можно, пожалуй, отнести и курс российского рубля. С 2014 года рубль подешевел по отношению к доллару примерно в 2 раза, хотя страна получает колоссальные доходы